Весна 99.

В сей поход пошли мы с Шарановым Антоном вдвоем. Хотели, конечно, пойти большим количеством, но так никого из попутчиков в Москве и не нашли. А собирались мы на Щегринку, причем хотели пройти ее с самых верховий.

29.04. Заброска.

Наш псковский поезд уходит из Москвы в 20.00 29 апреля и прибывает в Валдай часа в два ночи. Уже в поезде мы продолжили поиски группы, к которой можно было бы присоединиться. При посадке я встретил Зайцева Женьку (мы учились в одной школе, но он на 2 года младше). Оказалось, что их группа (а в ней было еще некоторое количество выпускников 238-й) идет на Полисть. Правда, они ехали в первом вагоне, а мы в семнадцатом. Сначала мы слегка отметили мой день варенья, а потом пошли в гости. На полпути встретили представителей первого вагона идущих в семнадцатый, так что желание пообщаться было обоюдным. В первом же вагоне ехала группа, которая собиралась на маршрут Велье-Либья-Шлина, и они тоже ехали до Валдая. Поскольку Шаран взял с собой только маленький фрагментик карты Новгородской области, на котором была Щегринка, то здесь мы начали ознакамливаться с возможными вариантами изменения маршрута. Так как описание Полисти по лоции нам не понравилось, то мы решили ехать до Валдая, а там уже разбираться. Распрощавшись со старыми знакомыми, мы сошли в Валдае. На вокзале в это время ночевала какая-то немереная группа из Твери - их было человек 25 и люди все прибывали. Они нам рассказали, что часть из них только что со Щегринки, что они все промокли, что там воды мало, что там полная бобровость (много завалов) и делать там просто нечего. Шаран начал деморализовываться.

Ну ладно, пока что мы завалились спать. На тот момент, когда мы окончательно проснулись, обнаружилось, что группа идущая на Велье уже уехала, и видимо вместе с ней уехала одна наша пенка и завернутый в нее дождевик. Люди, если Вы читаете этот опус - верните пожалуйста! Это мелочь, но это было чужое.

Тут приехала какая-то местная "кукушка" и с нее сгрузилась группа в 14 человек. И среди них оказался знакомый Антона, с которым он пару недель назад был на Волгуше. Они шли на Полометь. И по взаимному согласию, их группа увеличилась на двух человек. В Валдае, в автобусном парке, был нанят автобус, который довез нас до озера Русского.

30.04. Стапель и первый ходовой день.

Суда были следующие - 4 "Егеря", 3 "Щуки", и наша КНБ "Свирь". Сборка прошла в целом нормально, если не считать, того что Антон при сборке "Свири" несколько больше обычного ободрал руки. Покушав на дорожку, часа в два дня стартанули. Река в этом месте (все описания ширины реки, завалов, количества и качества перекатов и шивер, очень специфичны и зависят уровня воды) шириной от 5 до 10 метров течет довольно быстро в не очень высоких берегах, поросших лесом. И не удивительно, что практически сразу начались завалы - всего в первые два дня их было с десяток. При обносах выяснилось что пик половодья уже прошел, вода упала где-то на чуть меньше метра, но берега местами стали довольно топкими (как раз в тех местах, где обносы). На стоянку встали довольно рано - часов в шесть. Такая, по мнению Антона, неинтересная речка и ранняя стоянка продолжили его деморализацию. Надо особо отметить погоду. Дождя не было, напротив временами светило солнце, но было довольно холодно.

1.05. Второй ходовой день.

Проснувшись, я понял, что моему правому уху уже довольно давно было холодно, но поначалу я не обратил внимания на это. На воде же поначалу было продолжение предыдущего дня - то есть несколько обносов на лесной речке. При приближении к озеру Озер (бывает же название у озера!), леса отступили от берегов, начался разлив на заливных лугах. Но после озера картина восстановилась, правда река стала заметно шире. Кажется, где-то в этом месте, я, зацепившись одной лопастью весла за дерево, другой ударил по левому уху Шарана. Поскольку основная часть нашей группы шла не напрягаясь на своих и без того довольно медленных (по сравнению со "Свирью" судах), то этот день закончился стоянкой перед Ельниками часов в пять. Деморализация Антона продолжалась, зато успели поставить палатки, пока не было дождя (а он пошел), и даже поиграть в волейбол немного. В какой-то момент я понял что с утра уху было холодно не без последствий - кажется простыл и температура поднялась, поэтому завалился в палатку. Шаран проявил обо мне отеческую заботу раздобыв бисептол, но я решил обойтись без него и аспирина, пил чаи с лимоном. Вроде немного оклемался, но не совсем. Немного посовещавшись с Антоном, мы решили попробовать за завтра пройти оставшуюся часть маршрута отдельно от остальной группы. Вечером был праздничный ужин, но, увы, у меня он прошел не по полной программе.

3.05 Третий ходовой день

Наутро, позавтракав со всеми, изучив еще раз карту и получив инструкции, попрощавшись с остальной частью группы, мы быстро собрались и отчалили.

Сразу за Ельниками начались небольшие перекаты, которые продолжались вплоть до Дворца. Но постепенно они становятся все серьезнее. Надо отметить очень существенный плюс маршрута - полное отсутствие местного населения и деревень по берегам реки, за исключением этого отрезка. Мы помнили, что самое серьезное начнется примерно в 20 минутах после Дворца, на правом повороте с очень высоким левым берегом. И вот ОНО началось. ОНО - это непрерывная шивера, длящаяся почти до Яжелбиц. Не помню где, кажется в самом начале ЭТОГО, зацепившись веслом за один из камушков, я двинул Шарана ребром весла с правой стороны :-(.

Сказать что, ЭТО простая шивера - нельзя, но это и не порог. Больших размеров камни разбросаны в русле в совершенно произвольном порядке. Основной струи нет, есть несколько струй, но нет никакой гарантии, что выбранная тобой не упрется в забор из камней. Что однажды с нами и случилось. Где-то часа в три дня, на левом повороте нужно было идти с левого же берега, а мы пошли с правого. При попытке уйти налево, мы въехали на "постамент" из четырех камней. (Фотография этого места взята из отчета Михаила Афанасенкова, шедшего примерно в тоже время, что и мы. Его отчет рекомендуется использовать в качестве лоции.) Справа валялось какое-то дерево. Я попробовал оттолкнуться от него... и оно уплыло вниз по течению. Хорошо что в этом месте на берегу стояли какие-то парни у которых была "морковка", они нас столкнули вниз, но мы тут же причалили, и начали заклеивать дары. Как выяснилось, люди на берегу стояли тоже не просто так - у них на Тайменях поломало железо. При нас, чуть ниже этого места кильнулся мужик на "Ласточке" - и очень долго вытаскивал лодку, так что временами казалось что лодка уже потеряна. "Щука" проходившая мимо поразила тем, что на ней нет необходимости объезжать обливняки - она их просто "обтекает" сверху. (Но мы видели и кильнувшуюся "Щуку" в начале ЭТОГО, и слышали о том, что кто-то на ней продрался).

Попытки выяснить по карте где мы находимся ни к чему на привели - так как ориентироваться практически не почему. Тут пошел снег и Шаран (сидевший в переднем месте байды, поэтому его постоянно заливало водой), промокший и замерзший, еще больше деморализовался, и сказал, что сегодня дальше не пойдет. Кажется после этого похода Антон изменит свою стратегию - "брать меньше вещей, на себя одевать поменьше, чтоб сохло быстрее". Поставив палатку, приготовив и съев ужин, мы рано завалились спать с целью пройти за завтра остаток пути.

4.05 Последний ходовой день

Проснувшись, мы обнаружили, что палатку засыпало снегом, и местами она обледенела. Были предприняты робкие попытки счистить лед, но целиком это не получилось. Следует отметить небывало ранний подъем в восемь и еще более небывало ранний старт в 10. Периодически шел снег, хотя это в каком-то смысле лучше, чем дождь, но оптимизма не внушало все равно. ОНО продолжалось без перерыва, один раз мы наехали правым бортом на камень, нас развернуло поперек течения, и вода навалилась на правый борт - хотела перевернуть, но у нее это не получилось. В какой-то момент я обнаружил, что левый баллон байдарки уже не баллон. Дыра была в месте касания неизвестного камня и одного из передних шпангоутов, а внутри баллона плескалась вода (см. комментарии к конструкции "Свири"). Шаран основательно промок и замерзал. Не тратя времени на заклейку, мы проложили в этом месте пенку, и понеслись дальше. Описанные в лоции ориентиры "серебрянная труба", "мост с висящими железками" (по нашей низкой воде он опасности не представлял) остались позади. Обещанную военную часть мы не заметили - не до нее было. После очередного сильного касания с камнями мы причалили у высокого правого берега. Дыр в судне не было. Но в этот момент у Шарана наступил деморализец - он сказал, что совсем замерз, и ему нужна помощь, и никуда дальше не пойдет, надо сниматься с маршрута. К тому же у нас кончилась водка, а это в данный момент был просто необходимый продукт. Было часов двенадцать. Пока Шаран разводил костер и отогревался, я слазил наверх - а это подъем метров на 70. Никакой дороги, которая предполагалась в этом месте, видно и слышно не было. Потом я прогулялся чуть выше по течению - там стоял лагерь, в нем оказалась та группа, которую мы встретили еще вчера, тогда они хотели встать на ночевку перед Яжелбицами. Они, как и мы, тоже не знали где находятся, но зато дали грамм триста спирта для спасения человека. Вернувшись к Шарану, я его сильно обрадовал этим. Высокий берег окончательно отбил у Антона желание сходить с маршрута в этом месте. Пока он продолжал отогреваться, я еще немного прогулялся - на сей раз ниже по течению, и обнаружил, что метров через пятьсот ЭТО вроде кончается. Часа в два мы отчалили. ЭТО действительно закончилось через 500 метров! Дальше река текла довольно быстро, но никаких существенных проблем не было.

Финиш.

Сборка в Яжелбицах заняла около двух часов, в 17.15 мы сели в автобус Новгород-Боровичи, и доехали на нем до Валдая (за 5 руб. с носа). В Валдае купили билеты, и сели на поезд Дно-Бологое, у него пара вагонов идет до Москвы. В поезде я все-таки понял, что капитально простыл еще во второй день похода.

4.05. в 7.30 приехали в Москву.

=============================

Резюме по нашей воде. (Это только по нашей воде! Обязательно прочитайте расказ о весенних походах 2000 года!)

  1. Речка на порядок интереснее Мсты. Требует быстроты реакции, умения маневрировать, и длительной собранности.
  2. Радует отсутствие деревень по берегам, а там где они есть - хорошее отношение местных. Берега почти чистые, не загаженные туристами.
  3. По нашей воде на "Тайменях" на ней делать нечего, если только ломать железо, хотя, по чуть более высокой воде - может и можно. КНБ и каяк - видимо оптимальные суда для маршрута. На катамаране можно идти только от Дворца.
  4. Первое мое впечатление было, что спасжилеты скорее всего не нужны, т.к речка мелкая, а вот каски не помешают. Но прочитав расказ о весенних походах 2000-го года скажу четко: СПАСЖИЛЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!!! ТАК КАК В СЛУЧАЕ ОВЕРКИЛЯ ВОЗМОЖЕН ЗАПЛЫВ НА НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ В ЛЕДЯНОЙ ВОДЕ!

 

[fat's homepage][Назад в водный туризм]