31 июля - 4 августа 1999 года. Река Понча (Понселийоки).

После предыдущего похода на Полометь, мы с Антоном решили и летом сходить с той же группой, с которой встретились в весеннем походе. Итак, о составе искпедиции (с) Винни Пух. Три "Егеря" - Толик с Лешей, Ден с жаной Надеждой, и Мишаня с жаной Натальей. Две "Щуки" - Илья с мамой Леной и Виктор (адмирал) с Татьяной. "Свирь" - я и Антон. Сразу следует сказать, что люди выбиравшие реку (не буду показывать пальцами...), обращали много внимания на перепад высот и очень мало - на площадь бассейна. Плюс ко всему - это лето было очень сухое (за 21 день отпуска было 2.5 дождливых дня, из них на Пончу пришлось 0) и как следствие - маловодное. Но мы пока об этом не знали.

Заброска

Река протекает в погранзоне, поэтому требуется оформление соответствующих тугоментов. Как это делать - не знаю, у нас этим занимался адмирал. Кажется надо еще в Москве найти маршрутную книжку, записать в нее участников похода, поставить печати, и сделать несколько списков участников похода. Так же заранее в национальном парке "Панаярви" был заказан автобус к станции Лоухи. Поезд наш в Лоухи приходил рано, но автобуса ждать не пришлось. Довольно быстро доехали до поселка Пяозерский (с остановкой на таможенный досмотр в Софпороге - там начинается погранзона). В Пяозерском расположена администрация нацпарка, там нам провели инструктаж:
- что рыбу ловить низзя, а если можно то только по лицензии.
- что деревья пилить низзя, можно только сухие
- что зверей забижать тоже низзя.
- и тогда все будет хорошо.

Вообще сам поселок производит впечатление, что это уже наполовину Финляндия. Все читенько-аккуратненько-ухожено, прямо в противоположность полузаброшенным поселкам при железной дороге.

Походец

Все проблемы нахождения в погранзоне были решены довольно быстро, и вскоре шофер Коля Иванов уже вез нас на своем ПАЗике к верховьям Пончи, где она еще называется Понселийоки. Он высадил нас на мосту через речку, и посмотрев на нее нам стало гадко. Это была не река, а просто кап-кап. То есть расход воды был почти равен 0 (нулю). Там не менее мы собрали посудины пошли вниз. В прямом смысле. Одели кроссовки и пошли по реке, таща за собой байдарки.

Перед стартом

Место старта

Мы с Антоном на ''Свири''

Илья и ''Щука''

Порог Сюзанна

Какую либо ориентировку а местности дать не могу, просто не помню. В первый день мы прошли совсем не много. Впрочем и на второй, третий и все остальные дни тоже, так как характер реки существенно не менялся. Удовольствие тащить посудину по реке было средним, поскольку погода была теплая, светило солнце, а комаров и гнуса было умеренное количество. На второй день мы дошли до первого порога водопадного характера, порог был назван Сюзанной в честь дня рождения дочки Шарана. Порог для наших судов абсолютно непроходим. А каякерам наверное можно попробовать, особенно если еще и воды будет чуть поболее.

Просто красивое место

Просто цветы

Уже не помню где, но был такой интересный момент. В какой-то момент один из канов оказался без ручки, и ее надо было сделать. Ну я пошел прогулялся по берегу, нашел какую-то проволоку валяющуюся на берегу, что само по себе странно. Она была довольно акуратно смотана в бухточку, и я выкусил из нее кусок... Присмотревшись внимательнее я обнаружил что это не просто проволока, а что у нее внутри идут две жилки, видимо телефон для дальней заставы... А концы из бухты уходят куда-то в землю. Честно говоря, я перетрухнул. Слава богу, потом оказалось что эта бухта лежит там сама по себе и ни к чему не присоединена.

На привале

Вообщем прохождение реки большого спортивного интереса не представляет - надо идти по реке и тащить за собой байдарку, что мы и делали четыре дня. Но река очень красивая. Абсолютно чистая и совершенно незасленная. Кроме этого порога, на реке еще один порог водопадного типа и два чистых водопада, каждый с перепадом около трех метров. На полиэтиленовых каяках наверное можно прыгнуть, наши суда обносились. Естественно, все это находится в непрерывной цепочке шивер и небольших плесов. Ближе к концу, после слияния с реками Ромас и Куройоки шивера становится непрерывной, и это место было названо Лунапарком. Нам с Шараном это надоело, и мы вытащили лодку и самое камненаваленное место пронесли ее по берегу.

Один из водопадов

Лунапарк

Изначально планировалось пройти существенно ниже по течению, но поскольку у нас на 4 августа был заказан автобус, пришлось финишировать у автомобильного моста. Далее у нас было запланировано прохождение реки Тавайоки, что вызвало бурные дискуссии. Было достаточно очевидно, что для наших судов река непроходима, однако адмирал уломал всех пойти на нее. На следующий день адмирал поймал попутку, съездил в Пяозерский и вернулся уже на нашем автобусе. Выяснилось, что на Тавайоку мы не идем, т.к. заброска на нее крайне неудобна, а верховья реки принадлежат погранцам. Вместо нее нас отвезли на Пяозеро, в район устья реки Карманга, где мы проболтались три дня. За это время мы сплавали до устья Тавайоки и пешком прошлись вдоль по берегу реки. Река действительно не для наших судов. На автомобильном мосту мы встретили группу из "Октопуса", которые на полеэтиленовых каяках прошли эту речку.

Вид на Пяозеро от устья Карманги

Еще мы с Шараном слазали на ближайшую высоту, метров на 200 вверх.

Вот так мы и развлекались, пока не дошла очередь до следующего отрезка похода - озера Панаярви.

[fat's homepage][Назад в водный туризм]