ПЕРВАЯ ОТКРЫТАЯ ВСТРЕЧА В ОГЛАСИТЕЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ ПРИ МВПХШ (ЯНВАРЬ 1994 ГОДА)

ЧТО ТАКОЕ "открытые встречи"? Это с середины 80-х годов регулярно ведущиеся нашим братством и Огласительным училищем миссионерско-предогласительные встречи с людьми, интересующимися христианством, которые или совсем не считают себя христианами, стоят на каких-то других духовных позициях, или имеют принципиальные сомнения в христианстве и стоят перед выбором. Это встречи для взрослых, обычно старше 20 лет. Встречи - свободные по форме и духу. Как правило, их бывает три (с интервалом в две недели). Длятся они около трех часов, но иногда и больше. Выступающие (обязательно полные члены Церкви) заранее не известны. Проходят они обычно в небольших светских конференц-залах на 300-500 человек, а в последнее время - в храме. Эти встречи не требуют рекламы. В среднем в них участвуют 20-25% некрещеных, регулярно причащающихся практически нет, остальные - крещеные, но нецерковные. На оглашение приходит приблизительно 2/3 участвовавших в "открытых встречах".

Встречи проходят трижды в год с таким расчетом, чтобы следующее затем годовое оглашение завершалось на Рождество, Пасху или Успение. За пределами Москвы или в других особых условиях весь цикл может носить как более камерный, так и более специфический характер, однако схема первых двух встреч, как правило, сохраняется.

Священник Георгий Кочетков

Я приветствую всех вас здесь и рад, что сегодня людей больше, чем даже в прежние наши встречи. Разговор пойдет о Боге и о духовной жизни, но он не будет данью моде. Когда современный человек решается заговорить о Боге, то он начинает оправдываться. И к сожалению, есть люди, которым хочется, чтобы разговор о Боге, о Церкви, тем более о Православии, был просто модой.

Сегодня мы будем тождественно употреблять понятия "Христианство" и "Православие". Мы будем рассказывать вам о "Христианстве из своего внутреннего христианского православного опыта, и говорить о Православии не только как о русском, или греческом, или еще каком-то восточном христианстве. Мы будем иметь в виду всю христианскую традицию, раскрывающуюся до сих пор с апостольских времен, со времен Самого Христа. Вот это я сразу хотел оговорить, чтобы нам не тратить время на бесплодные споры о том, какая конфессия лучше и чем одна отличается от другой. Нам интересно общаться с вами, и мы I построим нашу встречу так, чтобы ни вы, ни мы не пожалели о том, что пришли сюда. Мы будем обращаться к вам с позиции полноты духа и полноты смысла, полноты Истины, Любви и Свободы, т. е. всего того, о чем Христианство не просто говорит, "но что оно именно являет в своем опыте, в своей жизни.

Я хотел бы снова обратить ваше внимание на то, что Христианство на всех ступенях, на любой глубине проверяется опытом, и мы с вами будем говорить, исходя из своего опыта. Здесь присутствуют не только христиане, но все те, кто пришли сегодня к нам - взрослые люди, имеющие свой духовный опыт, какие-то удачи и неудачи. Все вы живете в соответствии с теми или иными принципами, делаете из всего, что вы видите и слышите определенные выводы, и не очень спешите с ними \ расставаться, как и всякий взрослый человек. Нас вполне устраивает такая ваша устойчивость, жизненная и духовная, хотя повторяю, мы приглашаем отнюдь не только христиан. Эта встреча рассчитана в первую очередь на тех, кто может быть еще и не считает себя христианином, во всяком случае, человеком православным, церковным, или кто имеет серьезные сомнения на этом пути. В первой части нашей встречи мы с вами поговорим о вещах, быть может, сложных, спорных, но мы поделимся в них своим христианским опытом; во второй же части те из вас, кто захочет остаться и продолжить эту встречу, смогут задать любые вопросы по нашей общей теме.

Очень важно помнить о том, что современный человек стремится обрести не просто устойчивую форму жизни. Конечно, бесформенность и, следовательно, безответственность - качества далеко не похвальные. Но форма не должна довлеть, давить, насиловать, она не должна загонять в клетку все живое, трепетное, свободное. К сожалению, у многих из нас есть предрассудки и, наверное, атеистических или антицерковных предрассудков значительно больше, чем собственно религиозных. Но в наше время, к великому сожалению, быстро возрождаются и религиозные предрассудки. Не Вера, не Жизнь, а именно предрассудки и суеверия. И что особенно прискорбно, это "возрождение" нередко выступает под флагом христианства, под флагом церкви, под флагом православия. Поэтому нам с вами необходимо отделить христианство, Церковь, Веру от всех этих предрассудков. Чтобы снять с души тяжесть, чтобы уничтожить перегородки, мешающие принять Веру всей жизнью, всем сердцем и умом, всей силой души вам надо определиться в основных понятиях и реалиях духовной жизни. Всякий современный человек стремится именно к такой цельности и последовательности. Такое стремление есть и вне, и внутри Церкви и его, на мой взгляд, следует высоко ценить. Поэтому мы будем с полным доверием относиться и к вашему опыту, и к вашим стремлениям, которые у нас с вами часто общие.

Я не думаю, чтобы кто-то пришел сюда для того, чтобы разрушать и вносить хаос. У нас одна цель - обрести твердые основания нашей жизни, твердый фундамент, который, согласно учению Церкви, есть Христос. Поэтому нам с вами надо говорить о Христе.

Образ Христа очень трудно воспринимается современным человеком. У него этот об раз какой-то ненатуральный, слащавый или же, наоборот, чересчур фривольный, абстрактно-космический, т. е. тоже не натуральный. Нам с вами очень важно знать подлинный лик Христов, чтобы внутренне ощутить то, почему мы имеем право и в наше время, как и две тысячи лет назад, говорить о Христе как о камне, на котором человек может стоять крепко всю свою жизнь и здесь, на земле, иметь надежду вечности.

Для того чтобы говорить о Христе, нам надо произнести одно слово, которое кажется таким понятным и в то же время, как показывает опыт, - таким малопонятным: Христос есть Богочеловек. Он наш Спаситель именно потому, что Он - Бог, и потому, что Он - человек. Все это, казалось бы, так понятно, и все же я уверен, что ни о каком понимании здесь еще не может быть и речи.

Кто есть Бог и кто есть человек? Нам трудно говорить о Боге, Который невидим, но все-таки ощутим сердцем нашим: когда мы отождествляем опыт общения - с Богом, когда мы знаем, что такое благодать, то мы начинаем познавать Бога. Да, трудно говорить о Боге, ибо это реальность непривычная, это благодать, это свет и радость, и мир, но реальность все же и та, к которой мы привыкли с детства. Это не объективная реальность, которая так или иначе может быть уловлена вовне. Но это и не субъективная реальность, которую можно ощущать, которую один может ощущать так, а другой - иначе, и зачастую эти ощущения никак не согласуются между собой, о вкусах, как говорится, не спорят. Так вот, самое трудное в Боге есть именно то, что Он и не объективен, и не субъективен. И потому Он близок нашему сердцу, нашему уму, близок каждому человеку. Об этом нам постоянно свидетельствует и Священное писание. Бог вблизи каждого человека, даже если человек Его не v- знает. И уйти от Бога человек не в силах. Он может потерять Его в сердце своем, и тогда он искренно говорит: "Бога нет". И действительно нет, если нет Его в сердце. Если в опыте нет Бога, то Бога нет. Но в человеке Он может жить, устроив Себе престол из сердца человеческого. И тогда Бог есть, тогда Бог открывается нам как живой Бог, как Дух, как та Свобода и Любовь, к которой влечет всякого человека в лучшие, высшие моменты его жизни.

Особенно трудно говорить о Боге, когда человек переживает что-то противное Богу, когда он как бы отвернулся от Бога и поэтому Бог Сам не может пробиться через стену, которую человек воздвигает между Ним и собой. А Бог никого никогда не принуждает насильно, хотя Он и есть Сила. Бог есть Дух, а Дух есть сила. Но насильно принуждать к чему-либо человека Бог не может, это может один человек по отношению к другому. Человек насильственно овладевает этим миром, - животным, растительным, космическим, он даже с самим собой подчас ведет себя как насильник, но Бог насильственно завладеть человеком не может.

Бог может лишь призывать и этот призыв мы с вами можем услышать. А Бог говорит на таком языке, который понятен каждому, потому что у каждого человека есть сердце, т. е. сердцевина его бытия, которую мы называем "образом и подобием Божиим". Этот образ Божий есть и в каждом из вас, даже если вы пребываете в унынии, отчаянии, агрессии или чувствуете в себе зло, озлобление. Даже если и искажается этим образ Божий, он не истребляется до конца. Богосродный корень сохраняется в вас.

То, о чем я сейчас говорю, это дело веры, но веры живой. Вера не есть набор правил, и христианство не сводимо к набору заповедей. Современный человек это чувствует. Я думаю, вы с этим сталкивались не однажды. Едва ли вас привлекало бы христианство, если бы его можно было свести даже к самым идеальным, самым прекрасным, но правилам. Если нет свободы, то нет чего-то важного, а от веры, от сердцевины нашей жизни мы хотим полноты. Давайте об этом задумаемся.

Нас многое отвращает в "христианстве". Нас пугали "христианством", когда внушали: "Мы знаем, они нищие духом, у них духа нет, и они его не хотят". Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что это обычная клевета. Когда в Евангелии говорится: "Блаженны нищие духом", то утверждается прямо обратное. Говорится о том, что человек должен искать и просить духа самым активным образом, иначе он умирает, как нищие от голода и холода.

Наверное вам приводили и другие высказывания из Евангелия, толкуя их в ином, противном духу смысле. Например, подставь под удар Другую щеку. Как же это? Неужели следует подчиняться злу, потворствовать ему? Как будто в нашей жизни мало зла! Никого и никогда не удовлетворит капитуляция перед злом, даже если человек и сам злой. Наверно не все мы всегда бываем добрыми. Но тем не менее мы не хотим зла и ищем пути добра. Поэтому капитуляция перед злом нас не устраивает и нам не хочется подставлять другую щеку. Но Евангелие говорит нам об этом в ином смысле, утверждая, что это есть путь борьбы со злом, ибо Евангелие доносит до нас истину, которую знает всякий, живущий по Евангелию: злом победить зло невозможно. Злом можно в лучшем случае лишь на время ограничить зло, поставив преграду его распространению. Поэтому мы говорим о других путях борьбы с ним, мы утверждаем, что добро сильнее зла, а любовь - и есть та сила, которая стоит еще выше, чем добро.

Наверное, вы слышали и о том, что есть такое странное понятие - "смирение". И при этом ваше воображение рисовало образ человека раболепного, стоящего на коленях и не дерзающего разогнуть спину. В жизни бывают случаи, когда что-то ставит человека на колени и, тем' не менее, никак нельзя призывать к этому как к некоей естественной норме человеческой жизни. Конечно же, человеку при этом не должно и гордиться, не должно искусственно себя превозносить. Не случайно в Писании сказано: "Бог гордым противится, а смиренным (т. е. себя не возвышающим) дает благодать". И однако, смирение имеет еще и иной смысл: смирение есть то, что дает нам чувство меры и дарует нашей душе мир. Корень смирения - мир и мера. И для нас с вами это принципиально важно. Мы должны знать свою меру и стремиться к миру в своем сердце.

Наверное, у многих из вас возникали вопросы о том, почему умирают дети, или почему живет в людях столь невероятная жестокость? Как Бог может это терпеть, если Сам Он - Любовь и Добро? Этот вопрос чрезвычайно важен, он не наивный и не детский. Христианство не принимает зла и греха, не принимает насилия, не считает его оправданным до конца ни в каких случаях. Для нас очень важно то, что Бог не мучает никого, наоборот, Он спасает от страданий, а более всего от зла и греха, от всего того, что неправо пред Ним.

Я сейчас назвал лишь несколько вопросов, которые чаще всего встречаются в жизни взрослого человека. На них не трудно ответить, но через них нелегко переступить. Последний вопрос является, может быть, самым большим камнем преткновения. Мир, сотворенный Богом, "лежит во зле" и рождает новое зло. Есть такой закон в этом мире, лежащем во зле: зло рождает новое зло, и это зло способно касаться самых невинных душ. Это страшно не тогда, когда мы об этом говорим, а тогда, когда мы с этим встречаемся или, не дай Бог, когда мы это испытываем на себе. Но ведь не Бог ведет войны и убивает невинных детей! Это делают носители зла, слуги мира сего, отпавшего от Бога, и поэтому Бог делает все, чтобы вернуть этот мир и свое возлюбленное чадо - человека - к Себе.

Мы не раз сегодня повторяли, что о Боге говорить трудно. Но еще труднее говорить о человеке, и именно потому, что здесь все кажется таким понятным. Мы каждый день встречаемся с множеством людей, - или непосредственно, лицом к лицу, или по телевидению, по радио, посредством газет, книг и т. д. И при этом очень часто, встречаясь с человеком, мы не видим в человеке человека и человеческого, и в сущности не знаем человека. Нам с вами крайне необходимо узнать, кто есть человек, как и столь же важно было уразуметь, кто есть Бог. Как пред Богом надо открывать свое сердце в великом акте веры, так и перед человеком. Само Христианство есть вера в Бога и вера в человека, и одно не существует без другого. Без веры в Бога не во что верить в человеке, а без веры в человека невозможно узнать живого Бога. Ибо всякий человек есть живая икона Бога, живой образ Божий. "Икона" - греческое слово, и в переводе означает именно "образ".

То, о чем идет сейчас речь, для нас с вами - вещи не абстрактные. Я в этом глубоко уверен, я это вижу по вашим лицам, по вашему напряженному вниманию. Это не абстракции потому, что когда мы сталкиваемся с этими тайнами нашей жизни, наше сердце начинает говорить. Мы часто страдаем и оттого, что сами не видим образ Божий в ближних наших, и оттого, что в нас не видят живой иконы Бога, и смотрят на нас, как на мертвый предмет, словно человек - это всего лишь некая высокоорганизованная машина, или, в лучшем случае, животное. И когда на нас так смотрят, нам становится не по себе. Мы чувствуем, что в таком подходе заключена страшная ложь, потому что ни в животном, ни тем более в машине, нет Бога. Машина - бездуховна, животное, хотя и душевно, - не духовно, а Бог есть Дух, и человек - духовен.

Мы хотим, чтобы нас видели и признавали как существа духовные и, следовательно, уникальные. Мы не хотим быть пешками. Правда, зачастую, свое подлинное человеческое призвание - стать личностью, "родиться свыше", "от воды и духа", мы путаем с яркостью индивидуальности и думаем, что если мы внешне чем-то отличаемся от других, то мы уже стали личностью и исполнили свое предназначение. Конечно же, это не так.

Во Христе в некоем особом единстве соединились и тайна Божья, и тайна человеческая. Познавая Христа, мы познаем Бога, и не случайно Евангелие говорит нам от имени Христа: "Я и Отец Небесный - одно". Во Христе эта божественная жизнь соединилась с тайной человеческого бытия, человеческого существования. Поэтому познание, внутреннее проникновение в жизнь божественную и человеческую становится возможным для каждого человека через Христа. По какому-то особому дару свыше и человек ощущает это призвание и жаждет обладать этим даром

и реализовать его. Он не хочет умереть, не раскрыв в себе этого дара, предчувствуя, очевидно, что в противном случае он лишится чего-то самого важного в своей жизни. Иначе вообще непонятно, зачем он жил. И мысли эти вполне уместны и для молодых людей, и для старых, и для здоровых, и для больных, они уместны для всех и во все времена. Другое дело, что мы, к сожалению, не всегда имеем такую силу духа, чтобы носить в себе эти мысли и относиться к ним с должной серьезностью. Нас давят те же предрассудки: культурные, социальные, национальные, исторические, семейные, научные, психологические, даже этические.

Сегодня мы говорили о Боге и о человеке, что особенно трудно в наше, не слишком человечное время, и мне хочется сказать еще о том, что призвание человека связано именно с Богопознанием и исполнением воли Божьей. А для исполнения воли Божьей нужно то, что на церковном языке называется "покаянием"!

Вот уже не первый год слишком часто звучит это слово, оно стало чуть ли не модным. Почти каждый день им пользуются в разных контекстах, произносят его с большей или меньшей степенью глубины. Но, как говорится, воз и ныне там. И такое положение дел настораживает. Мы как-то походя миновали важнейшие вехи истории, мы прошли мимо них без покаяния, без внутреннего изменения, без подвига, без желания исполнить волю Божью, т. е. вернуться к Правде в нашей жизни, вернуться на истинный путь. И в результате люди до сих пор говорят: "Как раньше было хорошо! Была религия, и все знали правила, знали закон, и боялись, и поэтому все было хорошо. Народ перестал бояться, и вот тут-то зло расцвело. Значит, страх необходим, и лучше всего пугать друг друга, особенно хорошо путать друг друга Богом, потому что выше аппелировать некуда".

Вот это - страшная вещь, когда только для того хотят смирять друг друга и приводить к покаянию, чтобы самим жить приятнее, комфортнее, богаче. Когда это все существует для нашего соседа, а не для нас. Мы умудрились выползти еле живыми после 70-летнего искушения и при этом не измениться. Даже то, что сейчас не только по моде остается интерес к вере, к церкви, к духу, к жизни по духу - еще не является гарантией того, что человек жаждет этого для себя в хорошем, не эгоистическом смысле, ибо иметь добро в себе, - это значит иметь его не для себя, а для ближнего, значит уметь жертвовать своим достоянием и даже самим собой. Это основной признак любви, а любовь к Богу и ближнему - основная заповедь в Ветхом и в Новом завете.

На этом я сейчас закончу и предоставлю слово тем из наших братьев и сестер, кто захочет поделиться с вами своим внутренним опытом, "как на духу". Вы совершили шаг внутреннего доверия, придя сюда, и нам хочется сделать такой же ответный шаг. Итак, если мы сами захотим исполнить волю Божью и сами решимся исправить нашу жизнь, получив дар духа Христова, духа богочеловеческого, включившись в жизнь Тела богочеловеческого, которое называется Церковью, если в нас это есть, - тогда мы можем смело идти дальше, идти вперед, несмотря на то, что путь далек, узок и не всегда виден и ведом. В духовной жизни нужно уметь выбирать и иметь смелость идти на риск, повторяю, независимо от возраста, образования, культуры, профессии, национальности и т. д. Все это должно отступить сейчас перед лицом Божьим. Может быть то, что я сейчас сказал, кому-то из вас покажется не бесспорным, но у нас будет возможность поговорить об этом во второй части нашей встречи. Сейчас я передаю слово другим.

Александр Копировский

Наверное, важнее всего на такой первой встрече сказать о своих личных свидетельствах, которые связаны с обращением к Богу. Потому что, как вы уже поняли, большинство присутствующих здесь людей, которые будут говорить о Боге и о вере, испытали опыт обращения в сознательном возрасте. Я здесь не исключение.

Это было более 20 лет назад. Я почувствовал, что Бог есть, в Успенском монастыре в Печорах, летом, когда какое-то "количество" природы словно перешло в иное "качество". Когда вдруг стало ясно, что это не вообще красота, что это не вообще какая-то мягкость, приятность, изобилие, даже тайна, а что за всем этим, действительно, стоит Личность. Это было ощущение, которое невозможно из меня вытравить, как и из любого человека, который это испытал. Бог, безусловно, есть. Второй момент был, когда мы возвращались из этой поездки в 1971 г., ночью, в поезде, когда мне вдруг захотелось сказать об этом другим. Вы, наверное, скажете, что это своего рода болезнь, которая нападает на любого человека: что-то узнав, тут же начинать учить других. Но теперь, 20 с лишним лет спустя, вспоминая об этом, я хочу сказать - мне тогда совершенно не хотелось никого учить. Мне очень хотелось с кем-то поделиться тем, что я чувствовал, я потом об этом прочитал в Евангелии, что "от избытка сердца говорят уста". Когда они говорят всерьез - они говорят от избытка сердца. Не от избытка знания, не от избытка душевности, эмоций, а от сердца как от сердцевины, которая вдруг открылась и оказалась, что сердцем человек связан с Богом, даже когда он об этом не знает. Мне именно хотелось говорить с огромной радостью о Боге, хотя я еще в тот момент очень мало что знал.

И теперь, мне кажется, что об этом важно задуматься людям, которые ищут смысла в жизни, или ищут правды, справедливости. Нам в нашей жизни очень не хватает правды. Но когда мы сталкиваемся с правдой, она часто оказывается слишком жесткой. Правда тесно связана с законом, с ограничением, с тем самым правилом, о котором сейчас говорил о. Георгий.

Конечно, вера - это заповеди. Все знают: "Не убий", не делай того, сего, или, если уж делай, так делай с некоторой обязательностью. Но вера связана в первую очередь с радостью, с полнотой" с тем, что Бог свидетельствует человеку о Себе. Иначе этот закон не выполнить. А если и удастся его выполнить, то это обязательно связано с некоторой ущербностью. Человек может никого не убить, никогда не украсть, человек может почитать отца и мать, переходить улицу на зеленый сигнал светофора, уступать место в трамвае и т. д. Но если при этом он не будет сердцем связан с Богом, его праведная жизнь будет бесплодной.

На самом деле глубоко ошибочно то, что обычно говорят:

"Твори добро, и ты будешь с Богом". Можно творить добро, но или за счет других, или в ущерб себе, разрушая себя, не отдавая себя за других, ибо когда человек отдает, он получает во сто крат. Сколько раз христиан обвиняли в том, что они ужасно меркантильны, и говорили: "В Евангелии написано, что кто отдаст одно - получит в тысячу крат". Но что отдаст-то? ..."И саму жизнь свою". Есть в Евангелии на первый взгляд шокирующие фразы и об отце, и матери, и о жене, и о детях. "Кто любит отца или мать более Меня, - говорит Спаситель, - недостоин Меня". Так вот, по-настоящему, нужно отдать не то, что отдать легко.

Или, например, человек по природе склонен к тихой жизни, у него характер тихий, мягкий. Ему говорят: "Какой ты хороший, вот всем бы быть такими!" И люди с сильным характером начинают себя ломать и стилизоваться. Или наоборот, тихий человек начинает разыгрывать из себя Наполеона и тоже ломаться. Но здесь никакого насилия не требуется, потому что всякая ломка себя не ради Бога, а с какой-то иной целью, ломка именно себя, а не своих искажений, не своего греха, заводит в конце концов в тупик и человек может разозлиться на свое добро или начнет бунтовать. А вы знаете, что такое русский бунт. И в результате получается, что жизнь в конце концов лишается смысла.

Выход из этого тупика - не в идее. Сейчас все снова ударились в идеализм и думают, что приближаются к духовности. Но идеализм ничем не лучше материализма. В древней Греции материалисты были, на мой взгляд, даже значительнее, интереснее некоторых идеалистов. Вера Божья, вера святая - это не идеализм в отличие от материализма, это - ощущение живого Бога, прежде всего в радости. Потому что это - истинное ощущение. Сейчас вы, наверное, ждете рецепта, как же добиться этой радости, какой ключ к ней. Нет рецептов, в том-то вся и штука. Вера - это дар. Мы, живущие в Церкви, - кто год, кто три дня, кто двадцать лет, мы можем только одно засвидетельствовать - этот дар дается сразу, мгновенно, в ответ на какое-то искреннее движение души. Но только надо искать, надо искать совершенно искренне. Я скажу, наверно, то же, что уже говорил о. Георгий. Очень часто под верой понимают нечто совсем другое, - многие люди хотели бы в этой области как бы продвинуться. Но ищут очень часто либо идеалов, идеализма, либо какой-то жесткой схемы подчинения. Либо ищут чего-то, что в принципе не похоже на эту жизнь, т. е. по принципу от обратного, лишь бы не так, как сейчас. И веры в конце концов не находят. А вера - это открытость тому, о чем уже сказано. Изобретать велосипед здесь, может быть, очень интересно, но совершенно лишне. В вере нет банальностей, в Евангелии и в Писании нет банальностей, С. С. Аверинцев однажды сказал, что там есть все, кроме банальностей.

Но искать надо Бога, Который дает радость, Который свидетельствует о Себе, прежде всего, как о живом Боге. Когда человек начинает искать причины своего греха, или вообще определение греха, когда он начинает с греха, начинает со зла, это трудно, это словно связывает руки. Откровение о Боге - это как правило откровение полноты. Может быть кто-то пришел к Нему и по-другому. Говорят, люди приходят к Богу от большого горя.

Здесь есть некоторая подмена. От большого горя человек может просто распадаться на составные части. Горе может никуда не привести, оно может разбить человека и развалить его. Но если в этом горе человек не озлобится, если он хотя бы краешком своей души, может быть даже несознанно, обратится к Богу, - Бог тут же выйдет ему навстречу.

Этим я и хотел бы закончить. Все мы, особенно в молодости, ищем веры, ищем идеалов, но, главное, нам нужно не столько напрягаться в поисках этих идеалов, сколько не пропустить того, что Бог хочет нам сказать. Потому что, как говорит Священное писание, Господь нас предваряет. "Стою у двери и стучу. Кто откроет Мне, Я к тому войду". Дальше написаны удивительные слова: "И буду с ним за трапезой". "Я стучу", т. е. этот стук в дверь уже как бы раздается. И здесь мне хочется рассказать об одном юноше, который, в свою очередь, рассказал мне о своих исканиях. Он тоже искал, искал в жизни выхода. И однажды он сидел дома и спокойно читал Писание. Он читал Апокалипсис, - в традиции юности начинать с конца. И он прочитал там эту фразу: "Стою у двери и стучу, кто откроет - войду к тому". Он сказал: "Я закрыл книгу, встал и открыл дверь". Это удивительная вещь. С этого момента он стал верующим. Дальше начались подтверждения того, что он поступил правильно.

Я хочу, чтобы все мы, пришедшие сюда со своими трудностями, которые завели нас в тупик, вот так просто встали и открыли дверь пред Богом.

Спасибо.

Давид-Амир Садур

Я недавно пришел в Церковь, крестился только в августе. Мне хотелось бы кое-что добавить по поводу евангельской фразы о том, что ради Христа нужно оставить и отца, и мать, и близких. Она у многих вызвала недоумение. Мне кажется, ее надо по-другому понимать. Если какие-то заботы домашние отделяют человека от Бога, то в тот момент, когда Бог стучится к тебе в дверь, их надо оставить и уделить свое время Богу. То, что мы здесь имеем, действительно уникально, я говорю о возможности полнее ощутить себя. И действительно, многое в своей жизни оставляешь, видя такую полноту жизни в Боге. Я, например, сейчас в храме стал работать, оставив другие работы. Спасибо.

Михаил Егориков

Дорогие братья и сестры! Вы помните, в Писании говорится, что "во Христе нет ни эллина, ни иудея". И подтверждение тому - пример Давида-Амира. Он просто по скромности не сказал, что он сам татарин, но крестился в Православной церкви, оставив отца и мать. Не совсем их оставил, конечно, он о них заботится. Но он выбрал Бога, т. е. оставил свои национальные, отцовские "предания". Бог позвал, и он все оставил и пошел. Сам я тоже недавно, вместе с Давидом-Амиром на Успение Пресвятой Богородицы закончил оглашение: он крестился, я воцерковился. В один день у нас было духовное рождение. Вкусив Животворящих Христовых Тайн, мы родились свыше. Александр Михайлович говорил о незлобивости. Сейчас многие люди, не имея прочной основы, не имея веры, озлобляются, и эта злоба, в глубине сидящая, человека разрушает.

У меня была очень сложная судьба, я долго шел к Богу. Прежде чем прийти в Церковь, я немалое время пробыл в заключении. Атмосфера, как вы сами понимаете, там специфическая - на ограниченной площади очень много злых дядек. Это как бы сжатая модель нашего общества. В зале, я знаю, находятся люди, которые испытали это на себе, и они, в общем-то, могут адекватно понять меня.

Когда я отбывал первый срок, я всех обвинял, не каялся, я признавал, что я плохой, но вот другой - будь-то милиционер, или еще кто-то - совсем плохой, он больше виноват, чем я. А во второй мой срок, наступил какой-то переломный момент, когда я нашел силы заглянуть в себя, т. е. заглянуть поглубже, опуститься на глубину. Как говорит Христос: "Закиньте сети на глубину". И нам надо закинуть сети на глубину своей души и как бы себя самого вытащить из этой глубины. И посмотрев туда, я ужаснулся и начал с себя. Я не стал обвинять никого в этой жизни и осознал, что прежде всего я - грешник и негодяй. Это происходило на протяжении какого-то времени и, наверное, не имело прямого отношения к Богу. Я постоянно ходил в одиночестве, размышлял, ворошил свою душу. Наконец я отворил двери своей души, и Господь вошел.

Господь действует через определенных людей и посылает их нам в нужный момент. Такой человек был и мне послан. Это я осознал, когда он уже ушел от меня. Но он ушел в тот момент, когда я уже более или менее твердо встал на "путь исправления", точнее - на Божий путь. Но после освобождения меня долго носило, я ходил по разным кружкам, секциям. В переходный период был и Рерих, и другие "полезные вещи". Это все, может быть, где-то и нужно, но если человек приходит в храм или на такую встречу, как у нас сегодня, мне кажется, что это неспроста, в этом надо видеть волю Божию и руку Господню. Значит, у каждого человека нашелся ангел, который привел его сюда, который привел его в Церковь. Об этом каждый сам может подумать и понять, что именно так оно и было. А если уж привел Сам Господь, то не стоит уходить.

Татьяна Авилова

Я хотела бы сказать о достаточно узком вопросе, с которым сейчас многие сталкиваются. Я расскажу о том, какую свободу дает людям Господь.

Сейчас на каждом перекрестке мы видим книжки по оккультизму, астрологические прогнозы. Это настолько вошло в наш быт, и на телевидение, и в прессу, что даже те, кто и не стали бы в другое время это слушать, принимают это как данность и как бы подчиняются тому, что им навязывают. И при этом многие не отдают себе отчета, какой власти они подчиняются.

Во времена моей юности такая литература была почти недоступна, равно как и Священное писание, поэтому всякая информация о том, что выходило за рамки обыденной жизни, принималась как откровение. Я когда-то прочитала в журнале "Наука и жизнь" статью об американских исследователях. Они не поленились и собрали что-то около 20 или 30 пар однояйцевых близнецов, которые были разлучены после рождения, практически не знали о своих братьях и сестрах и росли порознь. Они отыскали, собрали и провели с ними какие-то там социологические и психологические исследования. И оказалось, что они во всем друг на друга похожи! И все-то у них было параллельно, и все-то у них было одинаково. С этим как-то еще можно было смириться, но меня поразила одна пара сестер, каждая из которых имела на руке по семь колец.

И эти семь колец меня поразили. Если жизнь наша настолько предопределена генетикой или еще чем-то, вплоть до того, сколько колец одеть на руку, а зачем тогда человек? И вообще, каково его место в мире, и что такое свобода? Молодого человека трудно, конечно, сделать пессимистом, но тем не менее эти вопросы оставались все время внутри, и все время был поиск:

что такое человек? И все это время семь колец были у меня в памяти. И ответ был получен через астрологию. К этому времени уже произошло мое обращение к Богу истинному, когда я шла к Нему, оглашалась. Мы это делали вместе с моей родной сестрой. Ее близкие друзья были астрологи, причем очень крупные. Они вдруг предложили ей составить карты на нее, и она решила испытать судьбу и это сделать. Знаете, что оказалось? До того момента, когда был этот сознательный поворот к истинному Богу, тому Богу, Которого исповедует православная вера, Богу Авраама, Исаака и Иакова, Творца всего сущего, - до этого момента все факты, акты ее биографии укладывались в предсказания с точностью до месяцев, дней. Но с того момента, когда произошел этот сознательный поворот, вдруг оказалось, что ничего не совпадает. Причем должны были происходить умопомрачительные вещи, чуть ли не смертельные болезни, операции, еще что-то. Но в эти периоды жизни у нее даже насморка не было!

Это было удивительно. У меня не было желания так же испытывать судьбу, потому что я и без того чувствовала, что внутри происходят совершенно удивительные вещи, что Господь дает такую свободу, которая приводит человека к истинному творчеству и самое главное творчество - начинается творение Человека внутри самого человека. И начинается созидание его новой судьбы, которая не подчинена ни звездам, которая не подчинена никому, которая на самом деле приносит радость, и мир, и покой.

И только в таком состоянии можно решать какие-то важные проблемы, только с такими чувствами можно общаться с людьми, только с такими чувствами ты понимаешь, где правда, а где ложь. Потому что это всегда болезненный вопрос - понять, где же правда. Потому что всегда за одной мыслью может придти другая мысль, которая будет ее опровергать и подвергать сомнению.

И это творчество совершенно удивительно, потому что я с замиранием сердца вдруг начала понимать: то, что мне казалось в себе неисправимым, можно исправить. Вы знаете, что самые трудные наши взаимоотношения - это отношения с нашими близкими: родителями, детьми, мужьями, женами. Это те накатанные ситуации, те глубокие борозды, которые, казалось бы, исправить невозможно и которые всем сердцем хочется исправить, а мы каждый раз срываемся, отчаиваясь, что нет никаких сил. И вдруг я замечаю, что эти пропасти перестают существовать. То, что вчера было совершенно невозможно, сегодня стало возможно. С тем человеком, с которым я не могла общаться иначе, как с врагом, и ничего с этим не могла поделать, я вдруг обращаюсь так, как обращаются с симпатичным посторонним человеком. Это было чудесное состояние!

Еще я хотела бы пару слов сказать о том, что когда мы приходим в Церковь с нашими детьми, тогда становиться ясно, что для них это тот живой источник, тот чистый воздух, без которого жить они просто не могут. Мы, - в силу своего воспитания, этических норм, еще как-то можем противостоять злу этого мира. Но этот мир захлестывает детей, вы сами знаете как, потому что они не могут никак этому противостоять. И единственное, что их удерживает и что в них растит нового человека, - это Церковь.

Я об этом свидетельствую, потому что так много тому примеров. Спасибо за внимание.

Окончание Первой встречи в N 24