Архимандрит Афанасий (Нечаев)

ПРОПОВЕДЬ НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Из проповедей в Трехсвятительском подворье в Париже (30-е годы)

О своем первом духовнике Афанасии (Нечаеве) митрополит Сурожский Антоний в одной из своих бесед говорил: "Это единственный человек, которого я встретил за всю свою жизнь, о котором я мог бы сказать, что он был свободен той ни с чем не сравнимой царственной свободой, о которой Христос говорит в Евангелии, о которой речь идет у апостолов, которые говорили, что дух Христов это дух свободы, которые говорили: познайте истину - она сделает вас свободными; свободными не в каком-то внешнем отношении, общественно, политически; это свобода другая, свобода внутренняя, которая ничем не может быть у человека отнята... Это та свобода, о которой говорили с самого раннего начала христиан ской жизни апостолы в своих узах, Павел, который из римской тюрьмы говорил, что слово Божие не вяжется - т. е. ничем не может быть связано; та свобода, о которой Христос сказал, что Он принес освобождение пленным, тем, которые в плену у самих себя, в плену у страха, в плену у страстей, в плену у предрассудков, в плену у воображаемого добра, или у реального зла.

Вот эту свободу мне удалось видеть один раз в своей жизни, выраженной в целой жизни человека..." (См. Митрополит Сурожский Антоний "Проповеди и беседы" М., 1991, с. 59-60.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Невидимый, непостижимый Бог, благоволивший соделаться человеком, не мог открыть Свое Божество сразу всем людям. Сначала их надо было приготовить к сему, очищая их и просвещая словом Божиим. И для сего избрал Господь преимущественно своих ближайших учеников. Но и они не все были одинаково способны к этому. И только трое из них, Петр, Иаков и Иоанн, были удостоены непосредственного лицезрения славы Божией на Фаворе. Ибо кто приближается к Богу не очистившись, тот попаляется божественным огнем, подобно Дафану и Авирону в древности. Диавол в пустыне и искушал Христа показать всем людям непосредственно Свою божественную славу: свергнись вниз с крыши храма, чтобы ангелы, явившись, поддержали Тебя, и все люди увидели бы это и признали бы Тебя за Сына Божия. На это Христос отвечал: "Не искушай Господа Бога твоего", т.е. не посягай на Его Божество.

Но вот ныне настало время, когда Господь благоволил явить славу Свою ученикам, "якоже можаху". А сие было невозможно иначе, как приобщив и самих учеников к славе сей. И действи тельно, трое учеников на Фаворе испытали необыкновенное состояние вдохновения и радости неизреченной. И увидели они славу Божию, подобно тому, как и Моисей на горе Синай. И как тогда Моисей просиял от славы Божией, так что он носил покрывало на лице, так и на Фаворе ученики просияли славой Божией, чтобы увериться им в Божестве Господа своего Иисуса.

Однако в момент страданий Его эта уверенность могла в них поколебаться. Слишком несообразны по понятию человеческому слава и страдания. И вот, чтобы еще более укрепить их веру в свою силу, Христос вызывает из ада Моисея и с неба Илию. И беседует с ними вслух учеников о Своем исходе, т. е. о страданиях, ожидающих Его. Эти два высших авторитета, Моисей и Илия, должны были подтвердить Его славу, раз ему подчинены и сфера смерти и ад и небесные обители.

Но и этого мало; свидетелем Божественного происхождения Иисуса является Сам Отец, издающий из облака Свой глас: "Сей Сын Мой возлюбленный, Его послушайте". Выше этого откровения уже не могло быть. И ученики были глубоко потрясены всем виденным и слышанным, как о сем свидетельствует Петр, не зная уже что и говорить, видя все это дивное и славное, только желая одного - не расставаться с таким блаженным состоянием, почему и просит построить три палатки для трех собеседников - Иисуса, Моисея и Илии.

Что произошло потом? Когда настали страдания Христовы, и эти избраннейшие ученики впали в искушение, разве кроме только одного Иоанна, который с Божией Материю один из всех учеников был у креста. Но если только и один, то и тогда слава Преображения не напрасно была явлена ученикам, а Иоанн был удостоен того, что ему была поручена Божия Матерь, и в лице его Ей был усыновлен весь род человеческий.

Что же отсюда нам надо вывести? То, что и все мы призываемся приобщиться славы Христовой, преобразиться вместе с Ним, как преобразились, просияли тогда ученики. Фаворский свет доступен каждому христианину. Но вот мы видим, как мало мы к этому стремимся. Как тогда ученики с большим трудом распознавали в Нем Божественную славу, так и мы, по маловерию и косности своей, удаляем себя от лицезрения и восприятия Его Божественной силы. Ныне праздник Преображения как бы призывает нас войти к Нему на гору Фаворскую и насладиться общением с Ним и со святыми, уже просиявшими фаворским светом, как Моисей и Илия. Огненная колесница, на которой восхищен был Илия от земли на небо, был тоже Божественный свет, подобный фаворскому, почему Илия и мог явиться ко Христу на Фаворе, как и Моисей, просиявший все тем же светом. И после Фавора Моисей снова сошел во ад на лоно Авраамово, где находились все умершие до пришествия Христова и там он поведал о пришествии Бога на землю и о предстоящих Ему страданиях, смерти и сошествии во ад. Эта весть в аду принята была, конечно, с неописуемым ликованием. Там страшнее жизнь и напряженнее ожидание освобождения. Поэтому в аду люди приготов лены были лучше ко встрече Христа, чем на земле - к рождению Его, когда как мы знаем, кроме волхвов и пастухов никто не явился для поклонения Ему, хотя весь Иерусалим узнал от волхвов о Его рождении.

Возжаждем же и мы восприять Божественную славу от Христа, дабы не надо было побуждать нас к тому созданием на земле адских условий жизни, как ныне скорбями и войнами возбужда ет нас Господь ко спасению. Дерзнем поверить, что путь в Царство Небесное для всех нас один - через приобщение к славе Христовой. И средство к этому одно - очищение от грехов и напряженное искание сей славы. Сегодня время благоприятное для спасения. Сегодня гора Фавор открыта для каждого - взойдем же, пока не поздно: наступит момент, когда тот же Божествен ный огонь будет уже не обожать нас, а палить нестерпимой мукой, огнем геенским. Придет день, когда потечет огненная река и сожжет на своем пути все плевелы людские. Выбирай сегодня каждый - огонь любви Божией или огонь попаляющего гнева Его. Среднего нет. Господь приглашает тебя сегодня устами апостола Петра построить три палатки на Фаворе. Но тогда Петр не знал - для кого. Для себя он не осмеливался мечтать. Но ты знай, что одна палатка готова на Фаворе и для тебя, а другая для Христа, а третья - для ближнего твоего. Не забудь прежде примириться с ним и взять его с собою. Зажги сегодня фаворский свет в душе своей и не гаси его неверием, небрежением и грехами. Это путеводная звезда твоя, вифлеемская, которая наверное приведет тебя в Царствие Небесное.