Проповедь - протоиерей Всеволод Шпиллер

  Проповедь

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Прощеное воскресенье

Если будете прощать людям грехи, то простит вам и ваши грехи Отец ваш Небесный. Если людям не будете прощать грехи, не простит и вам грехи Отец ваш Небесный . С этого начинается сегодняшнее евангельское чтение, которое вы слышали.
А за этими словами Господа Иисуса Христа сейчас же идут и другие: Не судите, да не судимы будете . И в этих словах указан путь ко спасению, путь, открывающий врата Царства Божьего перед нами. И этот путь один путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.
А как мы с вами привыкли к осуждению друг друга! На каждом шагу осуждаем друг друга все за все, не говоря уже о каких-нибудь очевидных грехах...
Неосуждение... Неосуждение чрезвычайно трудно снискать. Один великий угодник Божий Антоний Великий говорит, что жизнь наша семьдесят лет, от силы восемьдесят лет. Вот сколько мы живем на этой землее, и только. А нас ждет вечность, и в этой вечности нас ждут блаженства, за которые мы ничтожно мало должны заплатить здесь, чтобы их добыть, чтобы их купить. (Раньше был распространен образ купли продажи. Например: Серафим Саровский говорил о купле и продаже, о купле Царства Небесного.) Так немного нужно заплатить за это Царство Божие, если есть неосуждение, если мы не судим друг друга. Всего какой-то кусочек малый-малый времени проживет человек так и получит вечность, блаженство вечное. Потому что где неосуждение, там любовь Божия, там любовь человека к человеку, по-настоящему должная любовь такая, которая способна любить врагов.
Подумайте: способны мы с вами к такой любви и к такому неосуждению друг друга? Это подвиг добыть такое устроение души, в котором бы душа человека не осуждала. А где есть осуждение нет любви и, следовательно, нет спасения. Один единственный путь ко спасению это путь любви, раскрывающийся в неосуждении к человеку. Один этот путь. Ну а если нет такой любви у нас друг к другу? Если нет такой любви в моем сердце ко всем, уж не говорю о врагах, ко всем? Что же тогда делать? Вот на этот вопрос святые отцы Церкви отвечают согласно и единогласно. Если сформулировать этот ответ в нескольких словах, то это можно сказать так: твоей привычке осуждать людей, в которой ты живешь всю жизнь, надо противопоставить самоосуждение. Осуждай себя. Вот пал брат во Христе, пал в грехе. И в тебе приходит мысль, осуждающая этого брата. А ты, вместо того чтобы его осуждать, говорят святые отцы, подумай, что ты можешь пасть точно так же. Этот брат во Христе пал ныне, а ты можешь пасть завтра точно так же и даже еще больше и хуже. Осуждай себя. Но только этот брат  павший он сегодня же, может быть, и покается, а ты не каешься. Вот и покаяние тоже начинается с подвига неосуждения.
Братья и сестры, вспомните один удивительный евангельский рассказ: о том, как Христос сидел на скамейке и к нему привели схваченную в прелюбодеянии блудницу, окруженную толпой возмущенных и осуждающих ее людей, и осуждающих справедливо, по закону, и не только осуждающих, но уже готовых ее убить, потому что этого закон требовал, а не только позволял. И вот стоят они с камнями, готовые забросать эту блудницу. И вдруг Господь Иисус Христос ее прощает как-будто бы, ее не осуждает, более того, Он ее спасает от этих камней: Кто из вас не грешит  первый брось в нее камень . И они стали просто выбрасывать эти камни и уходить. А часто мы с вами бываем со Христом в таких случаях? А не чаще ли мы бваем с этими иудеями, которые были готовы убить ее?
За все годы моего священства мне выпало много исповедовать, много людей прошло через мою епитрахиль. Как часто я слышал удивление от самых добрых христиан: как это Христос мог не осуждать ее? В это время добрые христиане не понимали, что они не только осуждают и готовы бросить в ту блудницу камнем, но они осуждают самого Христа. Они ставят себя, значит, выше самого Христа, они даже судят Его не судите, да не судимы будете . Вот видите, к чему приводит навык осуждать: несознательно оказываемся осуждающими Самого Христа.
Христос простил в последнюю минуту разбойничьей жизни благоразумного разбойника на кресте. Он сделал его первым человеком, вошедшим в рай. За что? Как раз за это неосуждение. Другие злословили Христа на кресте, злословили осуждали Его. А этот разбойник его не осудил, он был полон сострадания к Великому Страдальцу, с душой, полной неосуждения, следовательно, любви. И не только за веру за то, что он поверил во Христа и исповедовал эту веру, а еще и за то, что он не осудил вот за что он получил вход в Царство Небесное тут же, сразу.
При жизни великого угодника Божьего святого Серафима Саровского жил около него простой и, казалось бы, ничего не понимавший в жизни и вокруг себя и никакими подвигами не подвизавшийся монах по имени Павел. Преподобному Серафиму было много дано дано было видеть даже жизнь в вечности людей, окружавших его. Он знал, что такого-то и такого ждет в вечности и почему ведь это был великий угодник Божий с великими дарами. И вот Серафим Саровский говорил, что этот Павел войдет в Царство Божие, он унаследует все блаженства Царства Небесного только за одно: он никого никогда не осудил!
Повторяю это очень трудно, но мы и идем крестным путем, трудным путем в нашей жизни, в христианской жизни. Но если хотим быть христианами, если хотим идти христианским путем, если жаждем Царства Божия, то именно этим путем неосуждения людей должны идти. И сегодня, вводя нас в Великий Пост, в дни покаяния, Церковь зовет именно к неосуждению, к вожделенному, блаженному неосуждению друг друга, спасительному, единственно спасающему людей. Это основание нашей духовной, нашей христианской жизни. Там, где есть осуждение там нет христианской жизни, там нету духовной жизни, так есть видимость ее одна.
Вот почему мы должны просить Господа направить наши сердца на поиск этой способности не осуждать. Нам надо научиться не осуждать людей. И святые учат нас, как этого можно достичь. Признай сам перед собой, признай и почувствуй, что ты можешь согрешить еще хуже, что ты еще хуже. А ведь мы всегда думаем, когда мы осуждаем кого-нибудь, что мы все-таки в чем-то немножко лучше этого человека и всегда так превозносим себя. А если даже иногда думаем, а это бывает большею частию из внешнего подвига, что нет, я хуже других, я даже хуже, может быть, этого человека, то , подумав так одну секунду, тут же начинаем осуждать этого человека. Настолько мы привыкли осуждать и поэтому настолько недуховны, поэтому настолько далеки от настоящей христианской духовной жизни.
В русской православной церкви есть прекрасный обычай. Для того чтобы начать как следует Пост, как следует начать путь покаяния нашего перед Святой Пасхой для этого вечером, сегодняшним вечером будет совершен обряд, во время которого мы будем просить друг у друга прощения в грехах. Я не могу быть вечером с вами, поэтому я позволю себе сейчас, говоря о сегодняшнем евангелии, первым, как ваш настоятель, просить вас простить все мои согрешения перед вами все, согрешения словом, делом, мыслью содеянные чем бы то ни было. А со своей стороны, прося у вас прощения для себя ради Христа, со своей стороны от всей души каждому из вас прощаю все ваши возможные грехи предо мною и умоляю Господа направить ваши сердца к этому вожделенному блаженному неосуждению, с которого начинается христианская духовная спасительная жизнь, направить по молитвам Пречистой Божией Матери и всех святых.
Аминь.

17 февраля 1980 г.