ПРОПОВЕДЬ

Протоиерей о. Алексей Мечев

Слово в день Преображения

Поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна, возведе их на гору высоку едины и преобразися пред ними.

Мф 17, 1.

Много в жизни Господа было чудных дел, знаменательных событий, необычных явлений Божества Его, но ни одно не было столь поразительно, как славное Преображение Господа.

Вот во мраке ночи на вершине одиноко молится Господь, в то время как три ученика его, утомленные, погружены в глубокий сон. Господь воспринимает на Себя Божескую славу. Лицо Его изливало из Себя свет солнца, одежды Его блестели чистейшею белизною, к Нему благоговейно предстали два высших пророка Ветхого Завета Илия и Моисей, самая ночь просветлела, и гора была вся во свете неземном, чудном. Пробужденные ученики Его дивились, восторгались и трепетно созерцали все это невиданное зрелище.

Теперь вопрос: для кого и для какой цели было это славное видение? Не для народа, конечно, потому что стоявший под горою народ не был свидетелем этого чуда. И не для учеников также, потому что им досталось лишь несколько минут насладиться видением. Стало быть, для Самого Господа последовало Его Преображение. Вникнем. Приближался уже конец Его земного поприща, и не раз по человечеству обозревал Он все, сделанное Им, и задавался вопросом о достигнутом Им успехе. Что же представлялось Господу? Позади три года Его неустанного служения роду человеческому: проповедь, чудеса исцелений, призывы к народу, а в ответ Ему неверие, злословие одних, равнодушие других, по-видимому, привязанность толпы народной, но лишь кажущаяся, легко изменяющаяся. А впереди еще мрачнее. Еще немного и восстанут на Него сильные земли, будут следить с коварной злобой за каждым Его шагом, затем предательство одного из самих учеников Его, суд, пристрастный и злобный, страдания и муки и крестная, позорная смерть.

Божественным взором Он ясно видел все предстоящее Ему, а как человек Он не мог не чувствовать тяжести Своего положения, не мог не изнемогать от утомления, не смущаться душою, не нуждаться в подкреплении свыше для окончания Своего дела спасения рода человеческого, грешного, неверного, неблагодарного.

Евангелие нам прямо открывает это состояние души Господа перед часом Его страданий. "Прискорбна душа моя до смерти" говорит Он ученикам Своим. Кто когда-либо из нас, друзья, страдал истинною скорбью, тот поймет эти слова, тот почувствует, какою жгучею болью всего существа вызваны они, тот, хоть не вполне, но постигнет, как вопиет исстрадавшаяся душа, ничего впереди не ждущая, утратившая веру в будущее. И пал Он на лице Свое в глубокой молитве перед Отцем Своим Небесным и просит: да минует Меня чаша сия!

Как ясны теперь все события Преображения Господа. Он восходит на гору высоку. Там, внизу, под горою, Он оставляет весь этот мир, для которого Он пришел с такою святою благостью, для которого Он оставил радости Божества, для которого Он так охотно принял величайшее поручение от Небесного Отца Своего. Мир же с таким неверием встретил Его, так легкомысленно то воздавал Ему царские почести, то так насмешливо кричал: распни, распни Его! Господь преображается: это уже не Тот кроткий, смиренный, скорбящий Иисус, каким еще за минуту до того казался Он: но вид Его Божествен, От него исходит свет солнца, лицо Его, одежда, вся окрестность озарились Божескою славой. В эту минуту, верится, Он видит всю будущую славу царствия Божия на земле: минуя страшные события последнего дня жизни, Он видит святую веру, распространяющуюся по земле, видит Своих учеников, возрождающих мир недавно еще столь неверный, видит святых Божиих, совершающих великие дела Господни, видит всю землю, озаренную, как гора, светом истины, правды, великого нравственного преображения. И в ту торжественную минуту слышится с небеси голос, именующий Его Сыном возлюбленным и повелевающий земле слушать Его.

О, теперь Господь снова войдет в Свое дело и довершит его: пусть восстают на Него, пусть судят Его, пусть на крест возносят Его Он видел Отца Небесного, Его ждет слава, которую Он имел с самого начала мира, Ему предназначена победа над миром и торжество на небе.

Таково значение сегодняшнего торжества в честь Преображения Господня.

И для нас, друзья, есть много поучительных уроков в этом дивном событии. Господь восходит на гору высоку. Не научаемся ли и мы по временам отрешаться от этого шума суеты житейской и восходить на гору уединения, богомыслия, молитвы. Жизнь земная представляет столько темных дел, столько печальных раздоров между братьями-людьми, столько смущающего зла, неправды, коварства. О, скорее на гору, в уединение возведем взоры к небу, заставим умолкнуть все эти страсти, суету, неправду, забудем этот мир, погрузимся в тихую, внутреннюю молитву.

Господь преобразился. Это значит в душе Его водворился мир, надежда, просветление, и все это возрождение души Его отобразилось в лице Его, на одежде Его, на всей горе.

Вот, други, чем силен человек душою своею, пробужденною, просветленною, облагодатствованною! Посмотрите на праведного, просто на доброго человека: у него во всем светится его верующая, простая, искренняя душа; его не смутит скорбь, его возвышает радость, его ободряет надежда, он верует в славное будущее.

А зачем тут предстали Христу два великих пророка Илия и Моисей, с Ним беседующие? Это два представителя будущего славного Царствия Божия на земле. Моисей великий путеводитель народа Израильского в обетованную землю, Илия обличитель неправды, злодейства и вражды, взятый на огненной колеснице на небо.

Всегда будут в небе учителя добра и света, всегда будут светить лучшие люди в образец и поучение миру, всегда будут путеводители к миру лучшему к блаженной жизни на небе. Не надобно смущаться. Наступят лучшие времена, просветится земля светом правды и истины, преобразуется и преобразится наш, пока еще мрачный и слабый, мир в славное Царствие Божие.

Помолимся же в настоящий день Преображения Господня вместе с Церковью:

Да возсияет и нам грешным, свет Твой присносущный, Светодавче!

Аминь.

1914 г., августа 6 дня.

(1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Прим. ред.)

Священник Георгий Кочетков

Из проповедей

1 декабря 1990 г.

Слово после утрени

Дорогие братья и сестры!

Вот мы и завершили сегодня наше общее богослужение утреннюю молитву всей церкви. Но прежде чем перейти к частным молитвам, к требам, я хотел бы вам сказать, что сегодня по уставу положена память двух мучеников Платона и Романа.

В связи с этим я хотел бы обратить ваше внимание на то, что такое мучение за Христа. Мучение за Христа не есть просто человеческое мучение, не просто человеческое страдание. Мучение за Христа есть великое служение, великий дар. Конечно, в нем есть и скорбь, но в нем же есть и радость, дорогие братья и сестры! Это трудно постичь человеческим умом всем тем, кто еще сам не испытывал этого в жизни. Но всем нам надлежит брать на себя и нести свой крест. Так что даже если кто-то не испытал еще такого мучения за Христа при несении своего креста, тому это еще предстоит. Церковь никогда не благословляла желания идти на мученичество, желание идти на страдание просто ради страданий. Она никогда не поддерживала тех, кто ищет и искусственно создает страдания. Но церковь хорошо знает, что этих страданий у всякого, кто хочет жить благочестиво, будет немало. Так говорит нам и апостол, что "всякий, кто хочет жить благочестиво, будет гоним". И Господь говорит: "Меня гнали, и вас будут гнать. Но если Меня слушали, значит, и вас будут слушать".

Вот, дорогие братья и сестры, и в нашей с вами жизни приходится испытывать истинность слов Христовых. Потому что кроме радости духовной, которой так щедро наделил нашу церковь Господь, мы все более и более ощущаем, как всякий желающий жить бескомпромиссно, по вере должен взять и понести более тяжелый крест, чтобы следовать за Христом. А значит, на этом пути не обойти ему ни печалей, ни скорбей, ни страданий. Нам нужно добровольно взять на себя свой крест, нам нужно научиться нести скорби, нам нужно научиться терпеть за Христа, за Его Правду, за Его Милость, за Его Любовь. Тому нас учат мученики Христовы. Этому же учит нас Евангелие и вся наша жизнь.

Дело не только в том, что мы претерпеваем болезни, также не только в том, что всем нам приходится рано или поздно прощаться с нашими близкими, которые уходят в мир иной, а в том, что мы должны чувствовать необходимость научиться той совершенной Вере, иметь такую совершенную Любовь, чтобы никакая скорбь, никакое мучение, никакая болезнь, никакая разлука не оторвали бы нас от Христа и друг от друга. Чтобы они не раскололи церковь Христову, чтобы в ней не возобладало честолюбие, формальное фарисейство, отчуждение, самодовольство, чтобы в ней не возобладало ничто из того, против чего предупреждает нас Церковь.

Будем, дорогие братья и сестры, учиться этому. Мы с вами за эти менее чем полтора года совместной церковной жизни уже многое испытали на себе. Мы, конечно, знаем, что это не все, что еще будет много терний на нашем пути. Но будем готовиться и будем стараться преодолевать все искушения. Каждый как может, каждый на своем месте, каждый по силе веры и любви своей.

Да будем мы все, дорогие братья и сестры, достойны тех святых, которых чтим, потому что их удостоил венцом Сам Господь, их прославил Бог, как Он и прославляет Церковь нашу. Да будет так во веки веков.

Аминь.

2 декабря 1990 г.

Слово перед исповедью

Будем, дорогие братья и сестры, молиться. Для того, чтобы наше с вами покаяние было полным, глубоким, подлинным, чтобы нам сохранить и умножить все те силы, которые Господь дал нам, а для нас теперь это будет особенно важно, когда здесь, в этом городе начинается новый этап жизни церкви. Особенно сейчас мы должны являть собою силу Божию, правду Божию, любовь Божию и силу единства. Важно, чтобы оно не стало просто благим пожеланием, но реальностью нашей жизни. Итак, чтобы снова и снова исполниться любви и благодати, еще и еще раз проверим свою совесть и очистим ее с Божьей помощью. Будем же молиться!

(Следуют молитвы).

Дорогие братья и сестры! В чем больше всего требуется нашего покаяния? Больше всего нам нужно преодолеть расслабленность и недоверие друг к другу. Нам нужна сила веры и умение жертвовать собою ради ближнего и своим ради Божьего. Больше всего нам сейчас не хватает именно этого.

Часто еще мы, сталкиваясь с трудностями жизни, останавливаемся, чтобы посмотреть направо или налево для того, чтобы обойти или преодолеть возникшее перед нами препятствие. Препятствий в нашей жизни много и скорбей много, но все скорби преодолеваются, если мы находим единый путь к Господу, если мы идем по этому пути, не идя на компромисс со своей совестью.

Мы, к сожалению, до сих пор часто грешим и против нашей веры, не зная ее, сомневаясь в ней, соединяя ее часто с различными суевериями. Мы легко слушаем суеверные советы, данные нам людьми, благочестивыми по виду. А надо проверить, благочестивы они или нет. Мы принимаем часто за подлинную веру, за лучший царский путь в духовной жизни то, что является окраиной, обочиной этого пути. Прости нас, Господи!

Прости нас, Господи, и за то, что еще нет огня веры в каждом из нас, за то, что мы легко теряем этот огнь Царствия Божия, который начинается здесь, ибо здесь мы с вами познаем, что есть "мир и радость во Святом Духе". Нам нужно особенно сейчас отринуть всякую праздность, всякую леность, всякое расслабление, невнимательность, как и всякое уныние. Перед Богом это большой грех.

Прости нас, Господи, если мы еще не смогли преодолеть препятствий, лежащих на пути исполнения воли Божией, заповедей Божиих, как и на пути исполнения единой заповеди Нового Завета о Любви к ближнему и к Богу, о Любви той, которую показал нам Сам Господь, о Любви крестной.

Прости нас, Господи, что мы часто не умеем нести крест наш и думаем о том, как бы взять крест полегче. А самый тяжкий и в то же время самый радостный крест это Крест Христов, Крест Любви Христовой.

Прости нас, Господи, что мы можем предать эту Любовь. Мы часто бываем готовы променять ее на удобства, на временные удовольствия этой жизни. Церковь не против удовольствий. Но только удовольствия эти должны быть духовными, такими, которые помогали бы нам жить, которые бы были следствием той радости, которую нам дает Господь на Своем пути.

Мы часто становимся соблазном для неверующих, которые по нашему недостойному поведению плохо судят о нашей вере. Прости нас, Господи, за это! Сейчас нам особенно нужно смотреть за тем, чтобы Церковь Божия не хулилась из-за наших грехов. Если кто-то захочет хулить Церковь, потому что она Церковь Христова, то это не удивительно, это то, что было, есть и будет. Но если хулится имя Божие и Церковь Божия во Христе из-за нас, то это великий грех. Прости нас, Господи.

Еще мы часто стараемся слиться со средней массой людей. Прости нас, Господи, что мы идем путем жизни, как все, забывая, что Господь ведет нас совсем иным путем.

Прости нас, Господи, если вольно или невольно у нас в сердце возникает ропот на Бога.

Прости, Господи, за то, что мы часто забываем о благодарности. Я много раз уже говорил вам, что благодарный человек это человек верующий или очень близко стоящий к вере. Давайте об этом помнить и смотреть, есть ли в нашем сердце благодарность к Богу и ближним нашим. Пусть лучше лишний раз скажем кому-то "благодарю", чем не скажем тогда, когда этого требует жизнь.

Согрешаем немилосердием, равнодушием к страданиям других. Прости нас, Господи! Будем милосердны ко всем, к друзьям и к врагам, ко всем, что бы ни происходило с нами. Не будем гневаться, не будем раздражаться, не будем отчуждаться от наших близких.

Прости нас, Господи, за то, что мы так легко рвем тонкие связи любви и веры с нашими близкими. Бываем часто невнимательны к своей семье и в семьях наших духовных. Даже к друзьям и знакомым мы часто оказываемся невнимательны, не ценя ни их времени, ни их сил. Мы можем легко переложить с себя на других наши заботы. Прости нас, Господи!

Мы часто бываем непредупредительны. А мы должны не только исполнять просьбы других (не греховные, конечно, просьбы), но нам надо предупреждать друг друга в наших пожеланиях. Ведь не каждый человек может сказать, что ему надо. Некоторые стесняются, а некоторые просто не умеют этого сформулировать. Но чаще люди стесняются и оттого просить не могут. Нам нужно предупреждать просьбы других, нам самим надо чувствовать, что кому нужно, не боясь, что мы потратим время не на то, что запланировали прежде, а на ближних наших. Это сторицею вознаградит нас.

Мы еще очень часто держимся за внешнюю жизнь за то, во что одеться, что есть, что пить, как жить, в какой обстановке, за наше материальное благополучие. Часто малейшая опасность нашему внешнему благополучию сразу охлаждает наш дух. Прости нас, Господи, за то, что мы внешние вещи ставим выше нашей духовной жизни.

Прости, Господи, и за то, что мы еще не умеем до конца прощать. Я верю, что за время, пока мы здесь с вами служим, вы научились прощать всем, хотя раньше, может быть, почти не умели этого делать. Но надо еще научиться прощать до конца так, чтобы воистину ничто не мешало нам обратиться к Богу и обратиться к самому этому человеку, если надо ему в чем-то помочь, если надо ему пойти навстречу, повторяю, во всем, кроме одного греха. Если же вас влекут на какое-то зло, на какой-то грех, то даже ради ближайших родственников и иных близких связей не идите навстречу.

Старайтесь воспитывать своих детей и внуков в вере, постепенно, с любовью приводя их в первую очередь к Богу. Помните, что только тогда они придут и в церковь не сначала в церковь, а сначала к Богу.

Прости нас, Господи, за то, что мы иногда отчаиваемся по отношению к нашим близким и считаем, что бесполезно их учить вере. Согрешаем и осуждением явным, тайным, а иногда еще и злорадством. Прости нас, Господи!

Помолимся же, чтобы мы никогда не радовались злу, неправде, помолимся, чтобы мы всегда радовались только тому, что от Бога Любви Божией, Свободе Божией, Духу Божиему и общению с Богом и ближним. Этому надо радоваться и к этому надо стремиться как мы с вами здесь каждую неделю стремимся приходить и общаться друг с другом, и это общение друг с другом и с Господом нашим, и особенно тесное общение в таинстве Евхаристии, нам дает преображение нашей жизни. Так мы не только освящаемся, мы становимся способными к преображению жизни. Вот эту способность, братья и сестры, не теряйте!

Нам надо научиться не только соболезновать людям, но и сорадоваться. Без радости невозможно достижение Царства Божия, ибо само Царство Божие есть радость в Духе Святом и Мир.

Не будем завидовать, а если даже мы чего-то лишаемся, то скажем, как праведный Иов: "Бог дал, Бог взял, да будет имя Божие благословенно".

Постараемся не только не обижаться на людей, даже если они нас обижают, но и никогда не обманывать их, постараемся никогда не согрешать во лжи, ибо отец лжи дьявол.

Братья и сестры, постараемся избегать всякого сквернословия, всякой жестокости, жестокосердия, не будем вредить себе невоздержанием, пьянством, курением, обжорством, тем более что сейчас идет пост. Напоминаю вам, что пост время искушений, но и время духовного накопления, накопления духовных сил. Пусть каждый не забудет взять на себя какую-то духовную задачу, взять на себя как бы маленькую епитимию, чтобы научиться тому, чего раньше не знал или не умел, с чем раньше не удавалось справиться ни самому, ни как-то иначе.

Давайте и в этот пост сделаем еще один шаг в области нашей христианской нравственности, желая познать и исполнить всю волю Божию, насколько она открыта сейчас нам. Для этого будем читать Священное писание. Не забываете об этом, братья и сестры! Древние святые отцы говорили, что в последние дни отнимутся у людей духовные учителя, духовные руководители и руководиться люди будут только Богом, Священным писанием и писаниями святых. Слава Богу, от нас до конца еще не отняты духовные учителя и духовные руководители. Есть еще в нашей церкви те, к голосу которых мы прислушиваемся во всем. Пусть это, может быть, несколько человек, но они есть. Но даже если бы их не стало, у нас есть и будет Священное писание. Читайте его и лично, и друг с другом, чтобы сохранить теплоту любви и общение с Богом и ближними. Не жалейте на это сил и времени.

Мы часто грешим дурными мыслями, нечистым воображением. Иногда и нечистыми делами. Прости нас, Господи!

Будем помнить, что для того, чтобы самим исправиться, нам надо прежде всего исправить все последствия наших грехов, в которых каемся. Если мы на кого-то обиделись или кого-то обидели, пойдем и попросим прощения, если что-то взяли, пойдем и отдадим, если что-то сломали, пойдем починим, если о чем-то или о ком-то неверно сказали, пойдем и исправим это словом. После этого мы можем просить у Господа прощения и надеяться на него.

Будем также помнить: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Вы знаете, слово "смирение" великое слово, но корень его мир. Не будем же терять мира с Богом и друг с другом, будем ценить то духовное единство, которое Господь нам даровал, это великий дар благодати то, что мы, прежде отчужденные друг от друга, часто знавшие друг друга только в лицо и не больше, вдруг оказались братьями и сестрами друг другу и всем тем, кого Господь призвал в эту церковь. Если у нас вдруг пропадет это чувство братства, то будем просить прощения: прости нас, Господи! Будем стараться возобновить все то доброе, что мы познали сердцем своим в нашей жизни.

Конечно, каждый из вас знает значительно больше про себя и про то, что еще надо исправлять в нашей церковной жизни. Но давайте сейчас единым сердцем вздохнем перед Господом и попросим прощения у Него и друг у друга. Простите и меня, дорогие братья и сестры, если я вольно или невольно чем-нибудь согрешил против вас. Будем молиться!

Слово после чтения евангелия на литургии

Братья и сестры, христиане!

Сейчас мы с вами слышали одну из притч Господних. Очень краткую, но всегда актуальную на земле. Пока стоит мир сей, пока в нем есть смешение добра и зла, до тех пор будет она актуальной. Увы, она часто затрагивает и нас с вами, дорогие братья и сестры. О чем же в ней говорится? Говорится о богаче, который обрадовался богатому урожаю в поле и рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих, некуда положить то добро, которое собралось у меня. И тогда решил он сломать прежние свои житницы и построить большие, чтобы собрать туда весь хлеб свой. И сказал душе своей: "Душа! много добра лежит у тебя на долгие годы. Покойся, ешь, пей, веселись". Но Бог остановил безумца, сказав, что в сию же ночь жизнь его возьмется от него и уже никому не достанется все то, что он скопил.

Кажется, простая вещь, из которой можно сделать такой же простой вывод: не собирайте сокровищ на земле, где моль и ржа уничтожает все, где воры подкапывают и крадут, а собирайте сокровища на небесах, богатейте в Бога. Все по-настоящему просто, но просто лишь для понимания нашего ума и, как вы хорошо знаете, непросто в нашей жизни. Человеку бывает трудно надеяться на Бога, как бывает трудно осуществить свою веру в жизни, здесь на земле. И он сначала понемногу, потом еще чуть-чуть и еще начинает надеяться то на себя, то на свои богатства, то на друзей, то на знакомства, то на одно, другое, третье, все дальше отходя ко тьме, к той ночи, где нет Бога. Ведь если человек в Бога не богатеет, то он удаляется от Бога, и воистину наступает на него ночь, и в сию-то ночь отнимается у человека жизнь его. И не так уж важно, отнимется она у него еще при жизни во плоти или вместе с этой плотской жизнью. Святые отцы говорили о том, что бывает смерть духовная, прежде смерти физической.

Будем об этом помнить. Будем помнить о том, что эта опасность подстерегает нас постоянно то в одном, то в другом, то в третьем. Мы постоянно опираемся на какие-то временные, искусственные подпорки. Не то плохо, что у человека есть добро материальное и душевное, умственное, связанное с его чувствами и с его волей. Это очень неплохо, когда такое добро у человека есть. Не об этом говорит нам Евангелие. Оно говорит нам о том, чтобы мы не надеялись на это добро, чтобы надежда наша, вера наша, любовь наша и вся жизнь наша были бы связаны с Богом, были бы связаны с Любовью Христовой, даром Святого Духа, даром любви к Богу и нашим ближним.

Только не будем впадать в крайности. Ведь и обличенный Христом богатый юноша был осужден не за то, что имел богатство, а за то, что надеялся на него. Точно так же и богач из сегодняшней притчи вступил в ночь тогда, когда решил, что только благодаря своему богатству он теперь может есть, пить, веселиться и покоиться. Мы же с вами знаем, что веселье истинное, покой истинный, питие и пища истинные тоже восходят к Царству Божиему, так же являясь дарами Царя Небесного, а не только тем, что мы знаем из повседневного нашего бытового опыта. Будем и об этом помнить. Да, увы, мы еще очень часто говорим одно, а делаем другое. Но не забудем, что в таких случаях спрос с нас двойной. Ибо если человек не зная закона грешит, то имеет или меньший грех, или вовсе не имеет греха, а если умышленно грешит, то грех его наибольший. Нам Господь дал благодать познания Царствия Божия, так неужели мы с вами не устремимся к этому Царству и не отдадим Богу всю нашу жизнь до конца, чтобы богатеть лишь в Бога?

Аминь.

 Слово после литургии

Дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с причастием, сегодня вы все приобщились святых Христовых Таинств!

Как Господь пошел на заклание и добровольно отдал Себя в жертву за многих, за всех, для того чтобы излить полноту благодати в сердца всех верующих в Него, так и мы посылаемся в этот мир, посылаемся для того, чтобы, взирая на Господа, Начальника и Совершителя нашей веры, свидетельствовать жизнью, словом и делом о Христе. Так Господь собирает Церковь воедино, в единое Тело, где Дух один, но где много членов, много служений и даров. И мы с вами скреплены даром Божиим, что сегодня снова и подтвердили. Теперь я всем желаю только одного: принять в себя тех новых членов, которые сегодня пришли и от единой чаши причащались с нами в нашей церкви. Храните, укрепляйте, умножайте это единство, чтобы его радость в вас пребывала и чтобы она достигла совершенства.

Господь очень многим радовал нас в течение последнего года нашей совместной жизни. Очень много радости было, несмотря на все переживания, несмотря на все те скорби и страдания, которые пришлось претерпеть многим. Но мы видим, что все покрыто теперь благодатью Божией, все раны исцелены, болезни излечены. И вот Господь дополнительно ко всему давал и дает нам радость общения с теми братьями и сестрами, которые для нас особенно драгоценны. Вы помните, когда приезжал к нам, например, отец Лаврентий из бельгийского Шеветоньского монастыря, вы его так хорошо приняли, что он до сих пор вас вспоминает. Надеюсь, что и через неделю, если Бог даст нам здесь служить, мы опять будем принимать гостей, больше 30-ти человек из Ленинграда, которые хотели бы увидеть убедительный для них пример христианской жизни.

Сегодня же мы очень рады приветствовать тех наших братьев, имена которых для нас значительны. Прежде всего, я хочу представить Сергея Сергеевича Аверинцева. Многие из вас по имени уже знают его и, конечно же, читали его работы. Мы знаем, что Сергей Сергеевич сделал для всей нашей церкви очень много. Не случайно мы пели сегодня псалмы в его переводе. В его же переводе мы читаем на утрени шесто-псалмие и т.д.

Мы знаем его как философа, богослова, ученого-филолога. Он член-корреспондент Академии наук, лауреат Государственной премии. Он народный депутат СССР и т.д. Но главное заключается не в этих столь важных титулах, а в том духовном общении, которое мы имеем с ним и через него.

Мы все стремимся к тому, чтобы Церковь явила себя в своей полноте. И вот таким знаменем, символом возможного на сегодня достижения полноты православной жизни для нас является имя Сергея Сергеевича. Пусть в каких-то деталях с ним, как и с любым человеком, можно иногда не соглашаться, но самое главное, что для нас драгоценно постоянное ощущение силы и полноты его духовной жизни. Достаточно прочитать любую его работу специальный научный труд или публицистическую статью она вдохновляет. Мы учимся этому и будем учиться дальше. Хотелось бы вместе идти к совершенству, к явлению полноты церковной жизни, чтобы в наше время народ наш увидел то, чем он обладал когда-то, может обладать и теперь, и пошел снова за Христом, снова став Святой Русью.

Приветствуя Сергея Сергеевича, я рад вручить ему святую просфору и благодарить его за то, что он нашел возможность, несмотря на занятость, сегодня приехать сюда и причащаться с нами немощными, недостойными, простыми людьми вот в этом подвале, почти катакомбах. И я надеюсь, что несовершенство наше он простит, а еще лучше поможет нам исправиться.

Я рад приветствовать еще одного человека, для многих из вас также известного Льва Регельсона, автора известной книги "Трагедия Русской Церкви", за которую пришлось ему и пострадать. Я уже слышал, что она будет выходить у нас в стране. Так как Лев Львович у нас тоже первый раз, я очень рад вам его представить. Спаси вас, Господи.

А теперь я бы очень просил Сергея Сергеевича сказать вам то, что у него на сердце. Еще я хотел бы его еще поблагодарить от всех нас за то, что сегодня он передал жертву на храм, он теперь в списке жертвователей нашего храма.

 

С.С.Аверинцев

Батюшка отец Георгий! Дорогие братья и сестры! Я никоим образом не заслужил, чтобы быть таким почетным гостем. Я человек очень маленький и очень грешный, большие только мои грехи, а сам я маленький. На самом деле мне надо было бы стоять не здесь, а где-нибудь в уголочке. Но быть вашим гостем это большая радость, и я очень благодарен отцу Георгию и очень благодарен всем за то, что я мог присутствовать на литургии, где евхаристическая жертва действительно переживается всеми и все участвуют в священнодействии реально и сознательно.

Так было и в начальные времена христианства. И в начальные времена христианства христиане тоже молились в подземельях. Дай Бог вам выйти из подземелья в разрушенный, но возрождающийся храм, при виде которого вспоминаешь ветхозаветную книгу Неемии, как народ Божий из изгнания пришел к разрушенным стенам Иерусалима и медленно, своими руками восстанавливал эти стены. Дай Бог, чтобы все это было, и дай Бог, чтобы в храме, который наш, земной, не была бы утрачена та любовь, которая живет здесь, в подземелье. Дай Бог не забыть первой любви, как сказано в откровении Иоанна Богослова. Я сердечно благодарю Вас, батюшка, и всех. Я совсем недостоин быть с вами, но я очень рад получить подарок, который я не заслужил. Спаси Господи.

4 декабря 1990 г.

Слово перед исповедью

Братья и сестры!

Я вижу, что почти все здесь присутствующие были на исповеди и причащались позавчера в воскресенье. Поэтому сегодня я постараюсь говорить короче о том, что у меня на сердце.

Мы с вами всегда стремились исправить нашу жизнь и жить по правде. И я хотел бы призвать вас сейчас лишь к одному: никогда не отступайте от тех высоких требований к себе, которые вы приняли. Будем тверды в вере, в любви, в благочестии. Мы же часто проявляем ненужную мягкость по отношению к греху, соблазнам, которые обуревали нас, и еще будут обуревать, чем дальше, тем больше. Ведь, как известно, кому больше дано, с того больше и спросится. А разве Господь не давал нам божественной благодати особым образом, за что мы и благодарим и славим Его. Будьте же тверды в вере, благочестии и любви. Это самое главное. Не идите на компромисс с совестью никогда, ни с кем. Будьте в то же время кротки, мягки. "Не давайте повода ищущим повода" для раздоров, для соблазнов, для осуждений. И если придут к вам такие искушения, просите у Господа прощения и старайтесь более не поддаваться на эти искушения.

Храните мир и единство. Вот главное, что я хотел сказать. Имейте их и храните. Когда у нас нет единства, то из Церкви мы превратимся в отдельных людей, которые разойдутся по своим углам, это станет большим грехом. Прости, Господи, что мы не всегда ценим наше великое единство во Христе. Ведь оно для нас большая радость. Мы для того и причащаемся, чтобы теснее объединиться со Христом и друг с другом, со всей Церковью Христовой, со всеми верующими, которые жили на земле прежде, которые живут, и даже с теми, которые будут жить. Мы входим в область вечности и поэтому Господь требует от нас особого усердия, особого служения.

Я надеюсь, что как прежде помогал нам Господь, так Он и будет помогать всем нам. И мы, конечно, никогда, до конца жизни на земле (а Бог даст и дальше), не будем с вами разлучаться. И будем помнить те назидания, которые мы друг другу приносили. Ведь на самом деле мы учили друг друга все это время. Друг друга. Так Господь нам повелел.

Поэтому сохраняйте прежде всего эти единство, любовь, заботу друг о друге. Заболеет ли кто, давайте не ожесточим сердца, даже если мы хорошо человека не знаем. Брат ли это наш, сестра наша придем и поможем.

Мы знаем все наши слабости. Знаем, что грехов много и искушений много. И мы знаем, что пока все хорошо, так и все хорошо, но стоит на нас немного надавить или кому-то со льстивым словом к нам подступиться, как уже мы теряем духовную трезвенность, а она нам так необходима. Прости нас, Господи.

Будем утверждаться в вере, чтобы вера наша была непоколебимой. Вера святая, вера истинная, вера православная. Не будем сомневаться в этой вере. Не будем слушать никаких искусительных вопросов, которые иногда нам задают не для того, чтобы выяснить истину, а для того чтобы смутить, посеять сомнение, соблазн.

Прости нас, Господи, если мы иногда волей или неволей прислушиваемся к таким соблазнам и становимся разносчиками слухов и вещей не истинных, а придуманных людьми. Будем так верить друг другу, чтобы это доверие всех, кто собрался здесь в единую Церковь не иссякло. И даже если кто-то из нас согрешит, надо стремиться исправить друг друга, а не отчуждаться, не отходить друг от друга.

Без веры ближнему нельзя жить по вере в Бога, дорогие братья и сестры, как без любви к ближнему нельзя любить Бога. Помоги нам, Господи, любить Бога и ближнего, верить в Бога и всегда доверять ближнему, верить в ближнего нашего. Особенно в своих по вере, кого мы признаем православными людьми, кого мы признаем людьми благодатными. Вот это самое важное, что я хотел бы сейчас вам сказать.

Слава Богу, за год с лишним мы с вами много говорили об этом. И вы все это помните, все знаете. Только читайте чаще Священное писание, чтобы вам не забыть того, что Господь открывает вам, что Он ожидает от нас.

Будем помнить, что, как сказал апостол Павел, ни глубина, ни высота, никакая другая тварь не могут отлучить нас от Любви Христовой. А мы можем сказать: и от любви друг к другу. Ничто, никогда не разлучит нас, если эта любовь искренняя и истинная. А она, конечно, такова. Это мы все испытали на деле.

Эти дни для нас не только радостны, но и немного печальны, поэтому сегодня я не хотел бы вам много говорить о грехах, не хотел бы еще печалить вас. Но хотел бы, чтобы сейчас мы приступили к причастию с новым дерзновением, с новой любовью, с новой надеждой на помощь Божию, на оправдание во Христе. А если кто-то за эти два дня вдруг что-то допустил недолжное, хотя я думаю, что ни у кого не было больших и явных грехов, то покайтесь пред Богом, попросите у него прощения. Именно сейчас и здесь, в этом собрании нашем, в Церкви. Никогда не забывайте, что Церковь не здание, это народ Божий, собранный воедино, где "единство Духа в союзе мира", где присутствует сам Христос. Вспомним, что "где Христос, там и Церковь"и "где Дух Святой, там и Церковь". И будем это помнить всегда. Как нам сказал совсем недавно, в прошлое воскресенье, Сергей Сергеевич Аверенцев, не забудьте той первой любви, которой вы напитались здесь в этих трудных условиях за прошедший год. Когда перейдете в храм, когда у вас будет светло и тепло, когда будет все удобно, когда будет туда приходить любой, не забудьте той любви, которую Господь даровал вам здесь. Ею и живите до конца своей земной жизни и тогда все обретете Жизнь вечную в Небесном Божьем Царстве.

Аминь.

(Молитва.)

Дорогие братья и сестры, будем неленостно и постоянно служить Господу и не будем грешить против Него ничем. Так же будем всегда служить и нашим близким немощным физически и душевно и духовно. Будем прощать друг друга, как Господь простил нас. Не будем предаваться лжи и неправде. Не будем предаваться никакой злобе, никакому отчаянию, никакой зависти, никакому сребролюбию, ничему из того, что отводит нас от Любви Христовой. Постараемся жить чисто, жить свято, жить благочестиво, не напоказ, а исполняя с любовью волю Божию. Не будем грешить и против неверующих, не будем грешить и против себя.

Будем стараться всегда всем показывать пример чистого богобоязненного жития, которое нас привело бы к престолу благодати Божией.

Не будем пропускать церковные богослужения. Будем, как и прежде, стараться причащаться каждый раз за литургией, на которой мы находимся. Будем стремиться к этому, чтобы быть на ней не простыми слушателями, чтобы быть не простыми гостями в церковном собрании, а истинными членами Церкви, соучастниками всего того, что в Церкви происходит.

Не будем в жизни предаваться мечтам, не будем возвеличивать себя. Не будем предаваться гордыне, честолюбию. Пусть лучше мы что-то отдадим свое часть своего времени, часть своего имущества или иное_ лишь бы не было соблазна для наших близких. Будем стараться всех наших близких привести к вере, потому что нет другого счастья на земле, кроме счастья жить в вере православной, христианской.

Мы должны об этом сказать откровенно и себе, и всем нашим близким: если хотите обрести истинное счастье, не хотите его потерять, не хотите иметь мертвое каменное сердце внутри себя, не хотите испытывать несчастья и разделения, то приходите ко Христу, приходите в Церковь. Хотя это и трудно, хотя это еще и непривычно для многих наших близких.

Будем помнить, что вера наша имеет такую силу, что она исцеляет даже болящих, что она дает возможность очиститься от всех грехов, даже освободиться от всех немощей наших. Ведь вы сами знаете, как часто это происходило, когда мы обращались к Господу. Люди, иногда тяжело больные, по-настоящему чувствовали быстрое облегчение от того, что Господь вселялся в их сердце. Будем об этом помнить и заботиться о том, чтобы сердце наше было всегда отдано до конца Христу, Который предал Себя за нас, Который и принял нас в вечные обители.

Аминь.

(Молитва.)

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Слово на литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, христиане!

Мы ныне прославляем Божию Матерь. Прославляем, потому что она была среди тех, кто слышал слово Божие, и сохраняла, и соблюдала его. Сначала до поры, до времени, пока не настал час, многое складывала Она в сердце Своем, запоминала. Запоминала самою душою Своею, чтобы потом, когда будет прославлен Господь, все это припомнить. Она слышала слово Господне самим Своим сердцем, нося впоследствии Его под сердцем.

Сегодня же мы слышали о том, как пришел Господь в дом Марфы и Марии, и о том, что сестра Марфы Мария прежде всего села у ног Иисуса и слушала слово Его. Многие заботы часто мешают нам сделать подобное. Иногда мы, подобно Марфе, тоже не можем оторваться от своих забот и хлопот, думая, что только в этом и заключается наше призвание в этот день нашей жизни. Тогда мы, как и Марфа, начинаем роптать. Роптать на то, что кто-то нам не помог, а кто-то не делает так, как мы, в то время как надо оставить все, пожертвовать всеми хлопотами, всеми заботами, всеми даже телесными потребностями своими и своих близких и на какой-то момент прислушаться к тому, что говорит нам Господь.

Мы с вами избрали благую часть, которая не отнимается у человека, которая пребывает в нас всегда, если только мы не вытесняем ее своими грехами, своими страстями. Если же мы воистину эту часть избрали, то должны помнить о том, что нам подлежит не только физический, но и большой духовный труд. Да, труд, и не только труд, не только дело, а духовное служение то, что является главным в нашей христианской жизни. Снова напоминаю вам слова апостола, обращенные к каждому из верующих во Христе, каждому члену Церкви. "Каждый, говорит апостол, служи тем даром, какой получил". А у всех дары различны. И слава Богу! Только мы хотели бы, чтобы Дух был у всех нас всегда один и тот же.

Дай же нам Бог те служения, которые, может быть, не наши и нам не доступны, уметь признавать в других, чтобы мы никогда не подвергались осуждению вместе с Марфой, доброе дело которой превратилось в суету с того момента, как она осудила сестру свою Марию. Дай нам Бог уметь прославлять и всех, в ком почиет сила Божия, благодать Божия, подобно той женщине из народа, которая прославляя Христа, прославляла и Его Матерь, Деву пречистую Марию, сказав: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие". Так и нам следует прославлять Господа, прославляя святых Его, Церковь Его. Будем стремиться услышать от Господа Его глас, обращенный к нам: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие Его".

Аминь.

Слово после литургии

Братья и сестры!

Поздравляю вас всех с причастием, со всем, что Господь дарует нам в этом таинстве. Нет драгоценнее дара, чем дар Христовой, крестной и воскресной, исполненной Жизни Любви. Это самое главное в том, что нам дается, это то, ради чего мы приходим сюда и готовы хоть каждый день совершать эту божественную службу. Ведь мы приходим для того, чтобы вспомнить нашего Господа Иисуса Христа, для того, чтобы исполниться благодатью Духа, для того, чтобы снова сделать шаг к Царству Божиему, которое есть "не пища, не питие", что-то внешнее, но "правда, мир и радость во Святом Духе."

Дай же Бог, чтобы весь наш город стоял этой благодатью. Дай Бог, чтобы нашей молитвой спасался град. Дай Бог, чтобы все ближние наши, увидя свет ваш, увидя ту благодать, которая в вас, поверили в нее как в реальную жизненную силу, как силу Духа, которая только и является самой достойной человека силой. Человек был создан тогда, когда в лице его было вдунуто "дыхание Жизни". До этого человека не существовало. Существовало животное, но человека не было.

Так и сейчас, когда в нас есть дыхание Жизни, Жизни вечной, когда мы живем достойно нашего человеческого звания и избрания. И я всем вам хочу этого пожелать. Не теряйте дара Святого Духа. Всегда живите этим даром и достигайте полноты, достигайте совершенства на этом пути, чтобы представить Господу Богу и дух ваш, и душу вашу, и тело ваше в полноте совершенства. И да поможет нам всем в этом Бог!

Аминь.

И еще. Господь нас укрепляет, а крепость это значит сила. Пусть же эта крепость будет здесь всегда. Имейте и радость Божию. Да исполнятся радости и веселья сердца ваши от того, что мы в общении друг с другом, в духовном общении, которого ничто и никто не может разорвать.

Аминь.

9 декабря 1990 г.

Слово на исповеди

(перед последней литургией в г. Электроугли,

совершавшейся в сослужении с новым настоятелем о.Димитрием)

Перед тем как нам совершить особое богослужение, которое называется литургией, я хочу вам напомнить, что такое литургия. "Литургия" - это значит служение, общее служение, церковное служение. Вы наверное уже привыкли к тому, что Церковь это не просто здание, не просто человеческое учреждение, хотя в ней есть место и зданиям, и учреждениям. Церковь это святое собрание людей верующих, это собрание всех, кого освятил Бог, кого Бог принимает сверх всяких наших заслуг, сверх наших усилий. Хотя опять же подчеркну, что необходимы и усилия, и заслуги. Но тем не менее та благодать, которую мы получаем в ней от Бога, есть всегда щедрый милостивый дар. Вот мы с вами и служим Богу, служим вместе, одним духом, как говорит апостол Павел, в "единстве духа в союзе мира".

Мы стараемся ходить достойно звания, к которому призваны. А чтобы ходить достойно этого звания, надо проявлять долготерпение, надо проявлять милосердие, надо проявлять единство и любовь, надо проявлять смирение (от слова "мир"), надо иметь кротость, то есть мягкость, которая позволит нам не задевать друг друга, не ссориться друг с другом, даже по мелочам, которая позволит нам прощать друг другу, совершенствовать друг друга, помнить, что когда мы других учим, другим помогаем по любви, этим самым мы помогаем и себе, и себя учим. Поэтому-то мы с вами и радуемся, приходя в церковь, поэтому мы с вами и веселимся, встречаясь друг с другом, поэтому нам так радостно видеть лица друг друга. Ведь мы видим, что Господь во всем этом помогает, видим, как красота Божьего Духа начинает отражаться в каждом члене Церкви.

Но иногда и в ясную погоду на небо набегают тучи, и тогда еще неизвестно, чем это кончится.

Так и в нашей христианской жизни. Кажется, все ясно, светло, слава Богу, но нет-нет и набегут тучки, и мы никогда не знаем, пробежит эта тучка дальше или потянет за собой грозу и целый шквал. Поэтому-то нам и нужно каждую неделю, приходя сюда, целиком очищать свою совесть, очищать свое сердце. Всякий грех, запинающий нас, является такой тучкой, которая может потянуть за собой целую бурю. И часто мы этого, к сожалению, не понимаем. Мы привыкли жить определенным образом и знаем, что эта жизнь еще далека от совершенства, далека от той святости, которая нужна нам как членам Церкви, от того совершенства, к которому призывает нас Господь. Знаем это, хорошо знаем, но мы привыкли к тому, что совершенство недостижимо, что вроде бы мы не можем быть лучше, потому что нас обступают те или иные обстоятельства, вокруг нас друзья, родные, сотрудники, и начинаем думать, что мы на пределе наших реальных возможностей. Может, теоретически и можно лучше жить, но нам кажется, что реально уже нет. И вот тогда наступает испытание. Вдруг одна маленькая тучка на горизонте ведет за собой полную перемену погоды в нашей душе, в нашей жизни. Одно действие за собой тащит другое, то, в свою очередь, третье и пошло, пошло. "Пришла беда, открывай ворота", говорили раньше. Не всегда это связано с чем-то только внешним. Беда вообще не просто что-то внешнее. Это то, что происходит сначала в нас, а потом происходит с нами.

Дорогие братья и сестры, мы с вами должны сейчас вспомнить все наши грехи, чтобы никаких туч на горизонте у нас не было. Нам нужно вспомнить, прежде всего, не служили ли мы раздору, разделению, будь то духовному или физическому, не соблазнили ли мы кого в вере, какого-нибудь слабого, немощного человека, который еще вере не научен, особенно современную молодежь, потому что она ничего о вере и христианстве по существу не знает и опыта духовной жизни почти не имеет. Простая, без образования, бабушка часто даст фору такому, с двумя высшими образованиями, молодому человеку. Не соблазняли ли мы таких людей?

Прости нас, Господи, что мы часто не бережем того единства, которое нам даровано Богом, единства от Любви. А нам очень не хватает любви. Почему же нам не хватает ее? Кажется, откуда я ее возьму, если ее нет? Очень просто. Открыв свое сердце Богу, надо у Бога ее попросить как благодать, как дар, и она придет. Если сердце будет открыто, то Бог даст эту благодать. Если мы проявим свое стремление к Богу в наших делах, в нашей жизни, то мы сразу же получим благодать. Так неверующие становятся верующими, когда вдруг ощущается этот дар Любви Божией. Прости нас, Господи, что мы часто не стремимся к обретению этих даров Божиих, заботимся о многом, а главное, единое на потребу, оставляем.

Мы не всегда чувствуем единство не только с Богом, но и с ближними нашими, часто не ценим его. Мы готовы из-за мелочей, из-за почти бессмысленных вещей озлобиться, пойти на проявление ненависти, зависти, под прикрытием принципов нашей жизни часто проявляем свое честолюбие. Принципы хорошо, и надо непременно их иметь. Принципы это основы нашей жизни, духовной жизни и веры, они у нас должны быть очень крепкими. Но эти принципы, эти основы часто у нас лишаются самого главного содержания благодати, и становятся принципами мертвыми и внешними. Прости нас, Господи! Нас Господь призывает к полноте Жизни в Свободе, а мы заменяем эту Свободу Божию набором формул.

Братья и сестры, будем каяться, если для нас христианская жизнь не является стремлением к Свободе Духа, а ведь сказано, "где Дух Господень, там Свобода". Прости нас, Господи, за то, что мы не ценим этого дара Свободы и часто путаем ее с произволом.

Согрешаем тем, что не верим в силу Духа Божьего. В Бога верим, и в Святого Духа верим, а в Его силу, реальную жизненную силу не верим. Если нам кажется, что по-человечески нам что-то не по силам, то мы от этого отступаем, прости нас, Господи, вместо того, чтобы знать, что "если Бог за нас, то кто против нас."Это происходит от нашей расслабленности, от нашего маловерия, от нашего уныния, от нашей лености и праздности, к которым нас приучили с самого раннего детства. Нам часто говорили: "Отдохни, пожалуйста. Зачем ты будешь делать, за тебя все сделают". Так нас часто воспитывали, вместо того, чтобы дать ответственную посильную нагрузку. Прости, Господи, что мы до сих пор боимся всякой ответственности в жизни и даже посильной нагрузки!

Согрешаем тем, что часто становимся соблазном для неверующих, провоцируем их хулить Бога или нашу веру или Церковь Божию. А ведь Церковь Божия есть величайшая святыня на земле. Все в Церкви ее таинства, молитвы, для того, чтобы мы реализовали в действительности наше христианство.

Прости нас, Господи, что мы не ценим чести друг друга в церкви, не поддерживаем часто друг друга. Мы готовы разглашать проверенные, а иногда и непроверенные мысли и суждения друг о друге отрицательного характера. Легко также говорить и о священстве, и о других членах церкви. Нам что-то не понравилось, и мы говорим об этом направо и налево. А мы не проверили обвинений, мы не сделали даже того, что Господь говорит в евангелии, что надо сделать, если согрешил против тебя брат твой: Пойди сначала и поговори только наедине с ним. Если послушает тебя брат твой, ты приобрел его. Если нет, возьми свидетеля, который знает то, что ты утверждаешь, и помоги исправиться брату. А если уже нет, тогда вынеси это на суждение всей Церкви.

Вот, у нас есть Приходское Собрание. 40 человек нашего прихода участвуют в нем постоянно. Слава Богу. Это и есть зародыш будущей общей церковной жизни. Здесь мы с вами можем вынести суждение, помочь нашему брату или сестре без того, чтобы оскорбить или унизить их. Ведь иначе мы часто обличаем не только для того, чтобы исправить, а для того, чтобы человека унизить, "вывести на чистую воду."Мы обличаем, в смысле ругаем, а должны обличать по-другому, с любовью в сердце, и пониманием. Тогда мы не скажем ни одного лишнего слова на ближнего нашего.

Прости нас, Господи, что мы говорим много лишних слов, бесконечно разговариваем на темы, в которых не компетентны. Мы часто ничего не знаем и просто разносим слухи. Мы хотим иметь суждение обо всем. Да, "все мне позволено как говорит апостол Павел но не все полезно. Все мне позволено, но не все назидает.".

Мы иногда бываем подвержены ложному стыду, стыдимся того, чего не должно стыдиться, вплоть до веры нашей, а чего должны стыдиться, того не стыдимся и иногда тем даже хвастаем. Так же и с сомнениями. Хорошо, если человек рассуждает о своей вере и если он преодолевает те сомнения ума, которые возникают на этом пути. Эти сомнения положительны и необходимы, чтобы идти вперед, к познанию Господа. Но мы часто сомневаемся в том, в чем не имеем никаких оснований сомневаться, а делаем это по лености и расслабленности нашей духовной жизни.

Прости нас, Господи, за разрушительные сомнения, даже просто за скепсис, который является плодом уныния, духовного снижения нашей жизни. Поэтому мы часто не находим в себе силы прощать друг друга. Мы сомневаемся, не будет ли это прощение попустительством злу, мы сомневаемся снова и снова в силе своей веры и в силе духа. Будем просить Господа дать нам силы для того, чтобы никто никогда не оставался непрощенным. Я говорю не о тех, кто по мелочам, может быть, нас обидел, а о тех, кто по-настоящему согрешил против нас. Мы должны их непременно простить и помнить, что если есть хоть малейшая возможность попросить лично у них прощения (пусть они больше виноваты, чем мы сами, часто ведь бывает такое, по-настоящему, когда другие всерьез виноваты, а мы виноваты в небольшом в том, например, что отреагировали недолжным образом на слова и на дела таких людей), то мы должны это сделать, чтобы лично попытаться установить мир. Пусть мы знаем, что со всеми никогда мира не будет, как и апостол Павел пишет, но стремиться к этому мы должны. Господь говорит: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими".

Мы часто становимся причиной страдания других людей. Наши грехи и наши недостатки, наши немощи и слабости приводят к страданию других. Прости нас, Господи, что мы этого не видим и даже не желаем видеть.

Согрешаем ложью, злорадством, жестокостью, злословием. Будем стараться не потворствовать слабости другого человека, восполнять их силами, которые даны нам.

Мы должны всегда быть верны Богу, Его Церкви, Истине Божией и ничего не бояться. Пока хоть немного в нас сидит темный иррациональный страх, мы будем постоянно грешить. А мы многого боимся боимся остаться одни, боимся каких-то мыслей, боимся решительных действий, боимся новых вещей, которые имеют значение как для всей Церкви, так и для нашего города, допустим. Вы знаете, как внимательно смотрит город за всеми нами. Очень внимательно. Он не всегда заинтересован в том, чтобы видеть доброе. К сожалению, часто бывает именно так. Но мы не должны обижаться. Подозрение к церкви воспитывалось десятилетиями, да и мы сами часто не несем в себе должного уважения к Христовой Церкви. Прости нас, Господи!

А теперь пусть каждый из вас посмотрит в себя и совесть свою представит лицу Божьему. И если найдется в ней хоть немного тьмы и неправды, пусть все это очистит. Пусть каждый сделает еще один шаг к Богу, а Бог всегда нам поможет. Аминь.

Перед началом молитв исповеди я хотел бы добавить еще одно слово. Когда мы прощаем друг друга, когда мы готовы помочь друг другу, не забываете слов евангелия: "Кто хочет взять у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Кто просит идти с ним одно поприще, иди с ним два". Это означает: всегда идите навстречу друг другу. Даже если для вас это будет стеснительно, не очень удобно, не очень привычно, даже если это потребует отложить какие-то дела, идите друг другу навстречу. Кто-то что-то попросил, кто-то чего-то захотел от вас не пренебрегайте друг другом, дайте даже больше, чем попросит человек.

Здесь только нельзя нарушать тех принципов христианской веры и жизни, которые мы исповедаем. Но все остальное может быть жертвуемо нами для того, чтобы спасти хотя бы некоторых, чтобы помочь хотя бы некоторым. Апостол Павел говорит: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых". Вот чего нам часто не хватает. Мы бываем готовы помочь, рады помочь, но когда речь идет хотя бы о небольших с нашей стороны жертвах, то мы останавливаемся, боясь чего-то потерять в жизни. Это тоже наша немощь и наш грех.

Мы должны идти навстречу друг другу, но мы не должны при этом идти на грех с другими. А то часто человек думает, что вот, я пожалею другого, уж я не буду его волновать, беспокоить, ведь он у меня просит то-то и то-то, так не буду спорить. И начинаем жертвовать не собой и своим, а своей совестью перед Богом, своей верой.

Будем же каяться, чтобы воистину не совершать грехов, чтобы правда Божия всегда сияла в этом мире, чтобы каждый, приходя в церковь, видел в христианах людей праведных и любящих друг друга. Как о древней Церкви говорили: "Смотрите, как они любят друг друга!"Вот то, что побеждает весь мир, Любовь, вот то, без чего в этой жизни нельзя прожить как следует, Божия Правда.

Аминь.

29 декабря 1990 г.

Слово на литургии

Братья и сестры, христиане!

Церковь подобрала для нас в воскресенья такие евангельские чтения, которые утверждают нас в вере или в истину Воплощения, или в то, что Господь наш Иисус Христос не только Сын Человеческий, но и Сын Божий.

Вот и сегодня мы слышали, как десять прокаженных получили от Господа исцеление (Лк 17, 12-19). Сказано: "...Встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали". Почему? Потому что по закону Моисееву они считались и физически, и духовно нечистыми. И заговорили они громким голосом: "Иисус Наставник, помилуй нас!"Они просили только о помиловании, и они надеялись получить просимое. Для них Спаситель был не просто одним из учителей, а Тем, Кто может их помиловать и очистить.

Господь в ответ сказал им: "Пойдите и покажитесь священникам". И все! Ничего больше. А по закону прокаженный должен был показаться священнику только тогда, когда он уже очистился. Прокаженные видели, что они остались внешне такими же, как были, но все-таки пошли. "И пока они шли, очистились". Они пошли, поверив, и очистились. Они сделали, как сказал им Наставник, и не ошиблись.

Но дальше события развивались довольно странно. Один из прокаженных, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и это был... самарянин. Тогда Иисус сказал: "Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?"И заключил Свое слово так: "Встань, иди; вера твоя спасла тебя."

Сначала мы видели, что все прокаженные поверили и были спасены, ибо они очистились от нечистой болезни, от проказы. Они увидели исполненной свою просьбу. Но возвратиться к Иисусу, благодарить Его они не думали перед ними открылись новые возможности, они теперь становились равны с прочими людьми в народе Божием. Все? Нет, не все, дорогие братья и сестры. Среди них был самарянин, вера которого воспринималась как еретическая, вследствие чего между иудеями и самарянами существовала тяжелая вражда. И вот тот, кто был "еретиком", чуждым иудейскому богоизбранному народу, получил спасение большее, потому что вернулся к Иисусу, пал к ногам Его и благодарил Его.

Дорогие братья и сестры! Нам с вами часто не хватает такой благодарности. Мы как бы считаем, что Бог должен нам то и то. Мы привыкли к благодеяниям. Но мы должны знать, что только благодарное сердце есть верующее сердце. И если кто-то из нас считает себя праведным, но не несет в сердце благодарения, ему нужно очень серьезно задуматься о своей христианской жизни. Благодарность источник веры, а, с другой стороны, вера источник благодарения.

Для чего мы сегодня собрались? Чтобы благодарить! И служба, на которую мы собрались, называется Евхаристией, то есть Благодарением. Но всегда ли мы понимаем это? Многие приходят, чтобы получать, а не служить "тем даром, который получил". А ведь христианин не тот, кто потребляет, а кто служит, в том числе и на великом таинстве Благодарения. Иисус призвал нас всех благодарить Господа ежедневно. И в истории церкви были такие времена. А потом установился другой ритм причастия причащаться, когда все собираются вместе, в нормальном случае это, по меньшей мере, еженедельно. И нас Господь призывает: "Пейте от нее все (как говорит священник, указывая на Чашу) это Кровь Моя; ешьте это Плоть Моя."Ведь в церкви не должно быть посторонних, не должно быть "гостей".

Вы спросите неужели я могу каждую неделю причащаться? Да, этого требует Евангелие, этого требуют каноны. Но на это Благодарение должна собираться вся община. К сожалению, в церкви это требование давно не исполняется. Но сейчас многие христиане вновь начинают думать, как "собирать со Христом". И поэтому причащаются не раз в год, как раньше, а чаще раз в два месяца, раз в месяц, раз в две недели и т.д. И мы радуемся, что в церкви это происходит.

Мы еще не дошли до того, что является нормой христианской жизни, но мы со смирением прилагаем усилия к тому, чтобы этой нормы достичь. Вот что пишет, как мы сегодня слышали, апостол Павел: "Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение". Эти добродетели являются следствием дара Духа, который каждый из нас получил. Нам часто кажется, что святость пребывает где-то за облаками, а здесь ее нет. Кажется, что не к нам относятся те слова, которые просто и естественно обратил апостол ко всей Церкви на земле: "...Терпя друг друга и прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы."Нам тоже не хватает этого. Обратите внимание, братья и сестры, на то, что, обращаясь к ним как к святым и возлюбленным, апостол вовсе не думает, что они достигли совершенства, и продолжает назидать их Церковь Христову. Он говорит, что нужно терпеть друг друга и прощать. Ощущать обиду, обижаться не христианское состояние. Если вас можно обидеть значит еще велика наша гордость, честолюбие. Ведь когда христианин почитает другого выше себя (Флп 2,3), его очень трудно обидеть.

"А сверх того облекитесь в любовь, которая есть связь совершенства."Вот, дорогие братья и сестры, что нас друг с другом связывает, мы воистину братья и сестры, потому что любовь объединяет нас связью совершенства, мы связаны именно этим Духом, ибо "Бог есть Дух"и "Бог есть Любовь".

Мы часто думаем, что в христианстве требуется только смирение. Да, без него не будет подлинно христианской жизни. Но и оно не будет полным без дерзновения, которое дается по любви к Богу.

"И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы призваны в одном теле; и будьте благодарны". Вот что соединяет этот отрывок (Кол 3,12-15) с евангельским чтением сегодняшнего дня. Не забудем, что "смирение"происходит от слова "мир", что это способ обретения мира Божия в сердцах наших. А сердце символ средоточия Духа в нас, "сердцевина"нашего существа. Здесь и должен властвовать Христов мир, к которому мы призваны в одном теле, в одной Церкви. И мы должны иметь этот мир с Богом и ближними. В этом проявляется дар, данный нам Господом.

Будьте благодарны. Всегда ли мы благодарны? Мы, носящие имя православных, правоверующих людей, должны показать пример благодарения, оно должно проявляться во всем и всегда. Лучше лишний раз поблагодарить кого-то, даже если он не заслужил этого, чем считаться благодарностью.

"Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью: научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, в благодати воспевая в сердцах ваших Господу". Слово Христово должно жить в нас, ибо "буква убивает, а дух животворит". Мы должны читать это слово, но главное чтобы Христос пребывал в нас живым и действенным образом, и тогда мы сможем вразумлять друг друга псалмами и песнями духовными. Вразумление не должно проходить мимо нас. Мы приходим в храм не для того, чтобы послушать красивое пение, мы призваны к назиданию и взаимному учению.

Бывает в нашей христианской жизни две крайности: первая человек считает, что он не должен назидать никого, будучи простым мирянином. Это неверно, что мы и видим в учении апостола Павла. Но есть и другая крайность, когда человек начинает только учить и никого не слушает. Будем побеждать обе крайности.

Итак, если мы сегодня запомним только два слова, что "Любовь есть связь совершенства"и "будьте благодарны", то и это уже будет для нас необходимым назиданием, укреплением в благодатной жизни.

Аминь.

(Проповедь была произнесена в Спасо-Преображенском храме в Тушино г. Москвы)