История Церкви

Александр Копировский

Еще об истории православных братств

"Были бы братья, будет и братство". Эти слова известного церковного историка первой половины XX в. Антона Владимировича Карташева сейчас, на фоне глубокого кризиса братств в нашей церкви, звучат как укор. Напомним, что Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1994 г., а затем и в 1997 г. постановил: практически все братства должны отказаться от прав юридического лица (т. е. от самостоятельности) и полностью подчиниться настоятелю того или иного прихода. Это было вызвано крайней политизацией некоторых братств, а главное - руководителей Союза православных братств, не хотевших слышать ни о чем, кроме возрождения монархии и разоблачения "жидо-масонов". Такую позицию осудил даже прославившийся впоследствии крайне "правыми" книгами митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, ∙ 1996). Из-за постоянного "шума", производимого Союзом в прессе, на собраниях и т. д., пострадало все братское движение, с таким подъемом начавшееся в 1990 г.

И все же такие формы православной жизни как братства, в отличие от светских и некоторых церковных учреждений, не могут быть ни упразднены, ни созданы только "сверху". Их основа - всегда существующие живые люди, верующие в Бога и Церковь и желающие вместе исполнять то или иное церковное служение. Но это желание не должно быть только эмоциональным. Нужно точное определение целей и форм своего служения, а они всегда выражаются в Уставе братства. Поэтому, возобновляя разговор о православных братствах, начатый нами еще в 1992 г. статьей С. Бычкова1, мы хотели бы познакомить читателей с двумя братскими Уставами, приложенными к его статье, но тогда в нашем журнале не опубликованными.

Предваряются Уставы краткими сведениями о принципах жизни и служения православных братств в юго-западной Руси XVII в. - Львовского, Виленского, Киевского и других, поскольку эти братства впервые стали реальной духовной силой в церкви и принесли "плод многий"2.

Предлагаем вашему вниманию несколько пояснений к публикуемым Уставам и приглашаем продолжить обсуждение этой темы на страницах нашего журнала всех, кто в этом заинтересован.

Православные церковные братства в юго-западной Руси - были общества, составлявшиеся из православных южно-русской церкви для защиты от угнетения со стороны латинян и лютеран в польских владениях.

За образец и основание приняты были примеры христианской жизни первых времен и многочисленные заповеди Спасителя и апостолов о любви, какую должны иметь христиане друг ко другу (с. 2).

Братства были терпимы правительством по взаимной сообразности их с существующими гражданскими учреждениями.

Около 1458 г. ремесленники православного исповедания, принадлежа к известному цеху, стали образовывать из себя особые общества, или братства, сперва в видах благотворения, а потом, с усилением в Литве латинства, с ближайшею и преимущественною целью - поддерживать и защищать веру православную (с. 17-18).

Братства обыкновенно учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название (с. 24). Тогда же члены братства вписывали имена свои в так называемый братский каталог, или список. Каталоги эти обыкновенно начинались так: "на сие (т. е. на учреждение братства) мы все, нижепоименнованные лица, люди обоих сословий, духовного и светского, согласившись одним сердцем и одними устами и целовав честной крест, каждый за всех и все за каждого, держась православия и соединившись духом пламенной любви, для соблюдения нижеписанных христианских братских повинностей и порядков, в сей братский список вписываемся" (с. 24-25) Вообще при вступлении в братство присягали в хранении тайны, в верности и послушании (с. 28).

Обязанности членов братств

а) Все братчики должны были в известное время вносить в братскую кружку известное количество денег.

б) Оказывать вспоможение обедневшим, разорившимся и вообще потерпевшим несчастье - вписным членам братства.

в) Присутствовать, в назначенное время, при совершении службы Божией, во храме братском.

г) Присутствовать при погребении умершего брата, провожать прах почившего до самой могилы и потом поминать его в установленные для этого дни.

д) Заботиться о благолепии Церкви и монастырей, о содержании причта, хорошего проповедника и певчих.

е) Заботиться о школах, типографиях, богадельнях и вообще о всех благотворительных братских учреждениях; и наконец

ж) неопустительно приходить на братские сходки или собрания - это составляло главнейшую обязанность каждого братчика (с. 31).

Общим наказанием за нарушение братских обязанностей назначался штраф или деньгами, или известным количеством воска; а в братстве Львовском виновные наказывались, кроме того, еще сидением, или заключением на колокольне (с. 32).

Старшие братчики за вину свою наказывались вдвое и втрое в сравнении с младшими (с. 33).

Запрещено было оскорблять друг друга даже малейшим словом. На обыкновенную сходку братья сходились каждую неделю, тотчас после утрени, а на главную - раз в месяц (с. 35).

Дела, подлежащие рассмотрению братских собраний: 1) по охранению благочиния и порядка в братстве; 2) по благоустройству братства; 3) касавшиеся всех православных жителей юго-западной России (с. 38).

Патриарх Антиохийский Иоаким дал Львовскому братству право "обличать и наказывать непокоряющихся истине, а пребывающих в нераскаянии - отлучать от церкви" (с. 40).

При сравнении Уставов братств XVII в. с публикуемыми ниже Уставами 20-х годов нашего века видно сходство в главном - стремлении к полному единству братьев и сестер в Церкви. "Обычная" жизнь, даже христианская, православная, церковная, видится братчиками явно недостаточной для исполнения заповедей Христа. Однако интересны и различия, часто принципиальные. Если братства XVII в., противостоящие латинству, активно строят и украшают храмы, организуют школы и т. д., то братства, созданные на заре советской атеистической власти, стараются войти в духовные глубины молитвы и таинств. При этом нельзя не увидеть, что к последнему братства подходят очень по-разному: Дмитровское - частым творением крестного знамения, чтением евангелия, соблюдением постов, причащением не реже трех раз (!) в год и т. д.

В этом традиционном благочестии дмитровские братчики оказываются гораздо ближе к своим предшественникам, жившим 300 лет назад, чем к современникам из Иоанно-Богословского братства, девиз которого - "Христос и свобода" - говорит сам за себя.

Впрочем, мы никак не хотели бы противопоставлять эти подходы - "разве разделился Христос?" Или, вспоминая другие слова апостола, - "скажет ли глаз руке: ты мне ненадобна?" Свидетельством их единства служит и то, что все три типа братств в своих Уставах не стали уделять внимания "образу врага", хотя условия, в которых они жили, провоцировали это значительно больше, чем постсоветские...

Устав Дмитровского братства Животворящего Креста Господня (1919 - 1920 гг.)

Устав братства апостола и евангелиста Иоанна Богослова, организованного епископом Серпуховским Арсением (Жадановским). 1922 г.