Миссионерство и катехизация

 

священник Георгий Кочетков

Проповеди

Слово на вечерне после паримии (Исх.20,1-21)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры, христиане!

Georgy1.jpg (29463 bytes)

Апостол Павел в свое время, уча христиан первого христианского поколения, очень часто задавался вопросом: зачем же нам нужен был Закон, если он, хотя и дан был с Небес, от Бога, никого и ничего не довел до совершенства, если не было и нет людей, которые этот Закон исполняли бы весь, целиком? Люди выдающиеся, святые, даже пророки, даже цари и священники Ветхого Завета не исполняли весь Закон и, как стало ясно апостолу Павлу, исполнить его не могли. И это не было какой-то особой злокозненностью этих людей, нет, это были лучшие сыны рода человеческого того времени, но и они, делая все по своим силам и, кажется, сверх своих сил, исполнить Закон все же не могли. Что-то было в самом принципе Закона такое, что не позволяло это сделать. Апостол Павел бился над этим. Неслучайно в Послании к римлянам сказано, что в членах своих он чувствует один закон, а в сердце другой закон. Что хочу, - говорил он, - что исходит из сердца моего, того я не делаю, а чего не хочу, что противно совести моей, то делаю. "Кто избавит меня от сего тела смерти?" - восклицает апостол в итоге.

И вот он нашел выход из этого положения, ибо он наконец смог выразить ту истину, которая открылась ему во Христе. Он понял, что пока люди не имели Закона, они не имели ориентиров в своей жизни, и пока они не имели этих ориентиров, они как бы и не грешили, ибо было неясно, по отношению к чему совершался ими грех. А когда пришел Закон, тогда-то грех и ожил, и умножился, говорит апостол Павел, - потому что люди стали хорошо знать, чего делать нельзя, и хорошо понимать, что когда они это делают, то нарушают Закон Божий. "Когда же умножился грех, тогда вдруг стала преизобиловать благодать", изливаясь как бы из неистощимого божественного источника.

В другом месте апостол Павел о Законе говорит: "Закон - это детоводитель ко Христу". Он в самом глубоком и полном смысле слова "педагог", тот, кто должен, подобно рабу, довести до новой жизни человека, пока он мал. Закон - тоже раб, который имеет дело с духовными младенцами, с детьми. Но он имеет над ними власть, потому что этих детей оставлять без попечения нельзя. И Бог как раз открыл людям Свой Закон как Свою волю, которую надо было познать, которой надо было слушаться, потому что пока человек не знал Закона, он не мог познать и Бога, несмотря на все свои предчувствия и ожидания Его.

Итак, Закон - педагог, и он имеет власть. И лучше всего это было показано великому пророку Моисею на горе Хорив, на горе Синайской, когда тот получал каменные скрижали, на которых перстом Божиим были начертаны Десять слов, Десять заповедей. Часть из них относилась к Богу, а другая часть, большая, - к ближним.

Вот эти-то "Слова Господни" мы и слышали сейчас, когда читался отрывок из 20-й главы книги Исход. Мы слышали о том, как Господь объявлял человеку, что Он - единственный Бог и единственный Господин для человека. Это Он - Тот, Кого слушались пророки и праотцы. Это Он - Тот, Кто великой силою вывел народ Свой из дома рабства, из земли Египетской. Он - Тот, Кто ожидает от народа Своего верности - верности и веры.

Он - Тот, Кто не любит предательства, Кто не любит прелюбодеяния, Кто запрещает его вполне. Он - Тот, Кто утверждает жизнь, и потому не любит никакого убийства. Он - Тот, Кто дает, а не беззаконно берет, как вор, и ожидает того же от всех членов Своего народа.

Он - Тот, Кто являет Себя Небесным Отцом и потому ожидает почитания Отечества Небесного и Земного, чтобы продлить дни благословения в народе Божием на земле обетования. Он - Тот, Кто не любит двойников, Кто не любит кумиров, идолов, ибо всякий идол - мерзость для Господа, будь то идол видимый или невидимый. Он - Тот, Кто жив, и потому можно Его окликнуть, можно Его призвать, произнеся Его имя, которое, конечно, - тайна, которое, конечно, дано знать лишь одному Его народу. И поэтому нельзя напрасно окликать Бога, нельзя этим злоупотреблять: иначе ты кликнул, и вот, Бог с тобою, а что если ты - пуст и тебе сказать-то Богу нечего?

Он - Тот, Который Сам в Себе имеет вечную память и ждет памяти и памятливости от Своих детей на земле. Если Он вывел народ из дома рабства и тем самым показал тот путь, который еще должны будут в свое время пройти сыны Всевышнего, то нужно почитать это чудо, это деяние. Надо учиться Закону, надо научиться уделять силы и время для Бога, ибо у каждого человека есть соблазн однажды сказать: "Все хорошо, Господи, но мне не до Тебя, мне некогда, я занят. Я занят собой и своим: своим домом, своим имуществом, своим здоровьем, своей честью пред лицом людей. Я занят, для Тебя у меня нет ни места, ни времени". Чтобы не случилось этого с людьми, столь часто легкомысленными и недалекими, нужно помнить то, что Бог делал и делает для Своих детей, нужно освятить хоть один день в неделю для Бога, коли на большее мы пока не способны.

Десять заповедей, в основном достаточно конкретные и ясные, заканчиваются не столь уж конкретным и ясным словом: не пожелай чужого - ни дома, ни жены ближнего твоего, ни его работников, ни его имущества, ничего лишнего, не своего не пожелай. Не только не бери, не только не распоряжайся, но даже не желай, не простирай руки своей туда, куда не следует. Даже если эта рука лишь мысленная. В этой десятой заповеди уже как бы предвосхищались слова Христа Господня, которые мы знаем из Евангелия.

Бог говорил и говорил, как мы знаем, к Моисею, к Своему пророку, т. е. к тому, кто имел особые уши, чтобы слышать то, чего не слышат другие, имел особые глаза, чтобы видеть то, чего не видят другие, имел как бы все то же, что у других людей, и все-таки не то же, ибо все чувства пророка были те же и не те же. Бог говорил к Моисею, потому что больше обратиться Ему было не к кому, во всяком случае напрямую.

А что же народ, ради которого все это происходило, ради которого и говорились те великие слова на горе Хорив, которые слушал и услышал великий пророк? Народ видел все как бы в земных красках и в земных понятиях все осмысливал. Он, как далее и говорится, "видел гром и пламя", и слышал некий сильный колеблющийся звук, как бы трубный, и видел "гору дымящуюся", т. е. видел лишь землетрясение и извержение вулкана, то, что было ему понятно, что было ему известно и до Богоявления на Синае. И он, как всегда в таких случаях, для безопасности, увидев все это, "отступил и стал вдали", ожидая, что же будет дальше.

Страх был на сердце членов народа Божиего, и они сказали своему предводителю, Божиему пророку Моисею: "Вот, ты говори с нами, и мы тебя будем слушать, но вот только чтобы не говорил с нами Бог, иначе мы можем умереть", ведь нам страшно видеть и слышать то, что мы видим и слышим.

Да, в этих словах, дорогие братья и сестры, был страх, но не только страх, в них было обещание, обещание послушания пророку Божиему. "Ты говори с нами, и мы будем слушать" - это означает, что мы будем слушаться тебя, ведь нам страшно слушать Бога - у нас нет твоих ушей, нам страшно видеть происходящее - у нас нет твоих глаз, у нас нет твоих органов чувств, воспринимающих божественное, но мы можем воспользоваться твоим посредничеством.

И увидев этот страх в народе, столь понятный и объяснимый, столь знакомый всем людям, страх древний и в то же время новый, Моисей услышал свой народ и возражать не стал. Он лишь сказал ему: "Не бойтесь!" Вы сейчас подобны с трудом держащемуся листу на древе, вы трясетесь, вы трепещете, вы боитесь, но не бойтесь! "Бог к вам пришел", но пришел Он не просто так. Он пришел, "чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили".

Здесь Моисей тоже употребляет не просто слова, а многозначные слова-символы. Он говорит о некоем божественном испытании, которое должно быть в народе Божием, т. е. он говорит об искушении, которое проходил народ. И народ, проходя это синайское искушение, должен был расстаться с "древним ужасом", он должен был наполниться новым страхом - страхом Божиим, чтобы ему не грешить. Ибо без этого страха никому еще не дано было уйти от греха. "Бог к вам пришел, чтобы испытать вас", - говорит Моисей трясущемуся народу, освобождая его от низменного страха царственно и сильно. "Бог к вам пришел, чтобы страх Его был пред лицом вашим", ведь с тех пор, как вам будет дан Закон, который потребует от вас подчинения и, значит, удаления от греха, вам нужен будет этот страх.

И с тех пор все богопочитание, поклонение Богу, все устройство народного быта, государства, общества, культуры - все было подчинено одному: проповеди Закона и послушанию Закону с тем, чтобы не грешить, или хотя бы грешить меньше. Это и было тем искушением, не пройдя которого дорасти до Христа человек не мог.

И вот, весь народ, услышав радостное для него "не бойтесь" и трудное для него о страхе Божием, новом страхе, весь этот народ "стал вдали". Люди поняли, наконец, как они далеки от Бога, насколько преступление греха удалило их от сада Эдемского внутри них.

А Моисей тоже не стоял на месте, ибо ему больше говорить с народом было не о чем. Он пошел туда, "где Бог", он пошел туда, куда боялись и посмотреть члены его народа. Он показал пример того, на что народ решиться еще не мог, он пошел "во мрак".

Нет, дорогие братья и сестры, не во Свет, а именно "во мрак". Как и говорит нам Писание: "Моисей вступил во мрак, где Бог". До достижения Света надо было ему еще пройти это искушение божественным мраком, ведь Моисей сам, хотя и был пророком, жил по закону древнему, ветхому, еще не зная дара Христова. И ему требовалось освобождение от уз, и ему нужно было оставить все на этой земле, совсем все ради Бога. Вот и он вступает во мрак освобождения, во мрак, который единственно и мог привести к Свету и который был, если хотите, залогом будущего Света.

Святые отцы очень долго думали, что это за божественный мрак. Размышляли, проверяли на опыте, рассуждали, говорили об этом, писали, и каждый раз, когда они по существу касались этой темы, они тоже вступали в какое-то странное, неведомое другим пространство, пространство мистического Богопознания. Ибо познать Свет, познать Свободу и Любовь во Христе можно было лишь через этот мрак. Не через тьму кромешную, внешнюю, где Бога нет, не было и не будет по самому определению этой тьмы, в которой Свет, может быть, и может воссиять, чтобы победить эту тьму, но смешаться он с нею не может, а именно через божественный мрак.

Нет, этот мрак - не та тьма, дорогие братья и сестры, которая ввергает человека в "древний ужас", в древний страх перед силой, чуждой небу и земле, человеку и Богу. Нет, не во ад и не во тьму внешнюю вступает Моисей, он вступает именно туда, где еще нет откровения Божией полноты во Свете, но где уже нет места "древнему ужасу". Где, может быть, еще нет места Свободе во Христе, но где уже происходит освобождение от привязанностей этого мира, рождающих "похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую".

Итак, когда человек приходит к Богу, когда он начинает познавать Христа, он испытывает близкие состояния и чувства, он тоже должен дать обет Богу слушаться, он должен стать послушником Божиим, он тоже должен стараться изо всех сил не грешить, имея в себе Божий страх и отвергнув страх тьмы, и он должен пройти искушение, испытание от Бога. Он должен найти в себе и достаточно смирения, чтобы отойти немного назад, чтобы перестать ставить себя в центр мира, вольно или невольно обоготворяя себя, и он должен найти путь освобождения, должен в заповедях Божиих и в божественном мраке найти этот путь, для чего должен воспользоваться услугами Закона - "педагога", который пусть и раб, но раб со властью.

Вот поэтому, дорогие братья и сестры, всем нам и следует читать и перечитывать это замечательное место из двадцатой главы Исхода - и тем, кто проходит оглашение, и тем, кто его прошел. Нам следует вникнуть в глубину Божьего замысла о Своем народе, который не может в этом мире идти путями легкими, который не может служить и Богу, и маммоне, и одному господину, и другому.

Пусть же эта сила Божьего откровения, переданная нам из времен древних, из времен Моисея, через эти тысячелетия, пусть эта сила Богопознания приготовит нас к принятию Христа в свое сердце, чтобы наша христианская вера стала жизнью, а наша христианская жизнь - верой, жизнью на Небесах!

Будем благодарны Богу за Его пути, за Его милость, за ту возможность приобщиться к богоизбранному народу, которую дает нам Бог в Своей Церкви, в этом самом Своем народе и во всем Своем мире!

Пусть же наша вера и жизнь будут реальным "исполнением Закона", так чтобы ни одна черта, ни одна йота его не пропали даром!

Аминь.

Беседа после вечерни с оглашаемыми при их переходе на второй этап оглашения 

Дорогие братья и сестры!

Сейчас я дам небольшой комментарий к тому, как будет начинаться и проходить второй этап оглашения, и потом мы прочтем молитву, которая сделает вас оглашаемыми второго этапа, или говоря на древнем церковном языке, просвещаемыми.

Прежде всего я должен вам сказать, что если вы чего-то не закончили из программы первого этапа, это необходимо сделать, конечно, при условии, что вас при этом допустили ко второму этапу, потому что обычно тех, кто что-то не дочитал, чего-то существенного на первом этапе не сделал, ко второму этапу не допускают. Но если катехизаторы дали вам какой-то аванс, пожалуйста, не подведите их. Если вы их подведете, то вы сорветесь со второго этапа, и это будет неприятно всем, и в общем-то, это будет на грани с грехом или даже за этой гранью.

Далее, вы знаете, что во всех или почти во всех группах встречи будут теперь по два раза в неделю, чтобы нам за восемь недель пройти все шестнадцать тем. Программа второго этапа напечатана в книжечке "Возможная система оглашения"*. Если у кого-то ее нет, обязательно найдите, она всем нужна - это программа всего того, что нужно для подготовки к каждой теме. И вам нужно будет, во-первых, не пропускать этих тем и, во-вторых, обязательно к ним готовиться, иначе вы просто ничего не будете понимать. Пожалуйста, не забудьте об этом.

Итак, к каждой встрече, к каждой теме готовьтесь и делайте очень точно все то, что от вас теперь потребуется. Допустим, уже на следующей неделе у вас будет первая встреча, тема ее - "Бог и мир. Сотворение мира". Вам нужно прочитать, как здесь написано, стихи 1-25 первой главы книги Бытия, т. е. почти всю первую главу этой книги. Вы, конечно, читали ее раньше, но теперь нужно прочитать заново, потому что будет уже специальный разговор о сотворении мира, о Боге и о мире. На этой же неделе вторая тема - "Божественное Откровение и Богопознание в Вере, Надежде и Любви" и беседа о Символе веры. Символ веры вам нужно будет выучить наизусть. Вас будут спрашивать, поэтому я говорю вам заранее. Причем учить наизусть надо по-церковнославянски, как Символ веры читается и поется в храмах. Но чтобы вы все-таки что-то понимали и не думали наивно, что вам и так все понятно, особенно тем, кто уже знает Символ веры наизусть, проверьте себя - все равно сделайте перевод на русский язык и запишите его. Только, подчеркиваю, не пересказ, не толкование, не то, как вы этот текст понимаете, а свой перевод этого небольшого текста, который называется "Символ веры": "Верую во единого Бога Отца... " и так далее. Катехизаторы проверят не только то, как вы будете знать наизусть этот очень важный текст, но и как вы его понимаете, чтобы помочь вам избежать ошибок. К сожалению, этих ошибок при переводе бывает очень много, особенно у тех, кто считает, что он все хорошо знает и понимает. Поразительно видеть, что именно самые самоуверенные хуже всего знают и понимают. Поэтому не впадайте в эти грехи и делайте по-настоящему серьезный перевод. Можете пользоваться словарем, но, конечно, не списывайте, хотя сейчас уже существует много разных переводов. Все это я сказал для вас просто как пример подготовки задания - к первой теме прочитать соответствующий текст, а ко второй выучить наизусть Символ веры и сделать перевод. Вот такие будут задания, вы их внимательно смотрите по списку и делайте их вовремя. Иначе, повторю, вам просто будет трудно слушать пленки или рассказ катехизаторов по темам.

Теперь я должен сказать одну важную вещь всем сразу. Второй этап оглашения - очень напряженное время. Конечно, не такое напряженное, как третий этап, но оно будет существенно отличаться от первого этапа оглашения. И здесь очень важно делать все и не пропускать встреч. Если вы пропустите в общей сложности четыре темы, то вам придется вернуться на первый этап оглашения, независимо от причин - заболел ли человек, в командировку ли уехал или что-то еще, все равно придется переместиться на первый этап. То же произойдет, если вы нарушите обеты, связанные с заповедями, запрещающими смертные грехи, с которыми второй этап оглашения проходить нельзя. Если человек не может, так сказать, решить своих проблем, связанных с плотскими грехами, то он переходит обратно - на первый этап. В древности таковых не держали и на первом этапе оглашения, и если мы все-таки держим таковых, то уж на второй не переводим. Пожалуйста, учтите это, дорогие мои, это важно, это очень, очень важно.

Итак, у вас будут два раза в неделю огласительные беседы. И я еще раз повторяю: если вы четыре темы, неважно, подряд или не подряд, пропустите, то автоматически переходите на первый этап. Не забудьте об этом и помолитесь, чтобы вам не болеть, не ездить в командировки и т. д., чтобы не было у вас искушений.

Теперь второе важнейшее различие между первым и вторым этапом - это храм. Все остальное более или менее будет сохраняться, по-старому, как было на первом этапе, только чтение, конечно, будет по программе, по порядку идущих в ней тем, а не по книгам, как это было раньше. И личная молитва останется той же, а вот храмовая молитва будет другой. Вам теперь обязательно два раза в неделю нужно быть в храме - утром, на литургии, на первой части ее, на литургии оглашаемых, к которой большинство из вас уже привыкли, а она, как вы знаете, недолгая, и вечером. Кто из вас причащается и кто готовится к причастию в данный день, те, конечно, будут оставаться на литургии и после возгласа: "Изыдите, оглашенные, изыдите". Все остальные, естественно, должны покидать храм, как положено по чину, по духу его и смыслу. В нашем храме вы можете быть на литургии оглашаемых как в субботу с 9 часов, так и в воскресенье с 10 часов. Те, кто любит побольше поспать, хочет немного отдохнуть, могут приходить в воскресенье: позже начнете, правда, позже и закончите. А вот в субботу вы в 9 часов начнете и закончите где-то в 10.30. И один раз в неделю надо еще быть на вечерне, при том, что у вас два раза в неделю будут тематические встречи, и значит, это довольно непросто. Утром вам нужно быть на литургии оглашаемых полностью, с начала и до конца обязательно, а вот на вечерней службе столько, сколько у вас есть сил и возможности. Вы можете быть полностью на вечерне или не с начала службы и не обязательно до конца, и лучше - в нашем храме, потому что у нас вечером совершается только вечерня, а утром - утреня. В других храмах, к сожалению, обычно служат вечером вместе и вечерню, и утреню. Это, конечно, несколько несуразно. В других православных церквах от этого уже давно отказались. Да и в России на приходах этот обычай появился недавно - с середины XIX века.

Конечно, если вы пришли в храм вечером и у вас нет возможности быть на всей вечерне, это не значит, что нужно быть лишь 2, 3, 5 минут, иначе вы не успеете даже войти в дух и смысл молитвы. Вообще же старайтесь не опаздывать и хотя бы 20-30 минут побыть в храме. Послушали Писание, проповедь, а если уж плохо себя чувствуете или далеко ехать, или имеете какие-то другие обстоятельства, то можете уйти.

Вот, собственно говоря, все самое важное. Остальное вам скажут катехизаторы. Я не буду вас задерживать. Можно было бы о нюансах говорить долго, но повторяю, вам все расскажут катехизаторы.

Мы с вами сейчас будем читать молитвы. Первая молитва - молитва, которая вас сделает просвещаемыми, оглашаемыми второго этапа. Эта молитва не повторяется, и читаться она будет только над теми из вас, кто будет креститься или миропомазываться, т. е. воцерковляться не только через покаяние. Кто уже крещен и миропомазан в Православной церкви, тот вставать сейчас в ряд не будет, но соучаствовать, конечно, надо, и вы сами понимаете - почему. Ведь, наверное, все 100% - это люди, которые хотя и были крещены и миропомазаны, но совершенно не помнят и никогда не понимали того, что над ними читалось во время крещения в детстве или во взрослом возрасте. К сожалению, у нас в храмах обычно совершается крещение так, что воспринять это, увы, невозможно. Поэтому хотя над крещеными и не будет читаться эта первая молитва, вы в ней соучаствуйте, как бы вспоминая и восполняя то, что когда-то с вами уже происходило.

После первой молитвы будут прочтены еще три. Они называются запретительными молитвами, ибо они содержат запрещение, заклятие на диавола. И вот эти молитвы уже будут каждую неделю повторяться.

Итак, первая молитва не повторяется. И она будет прочитана только над теми, кто будет воцерковляться через таинство Крещения или Миропомазания. Потом три молитвы - заклятие, запрещение на диавола. Это особые молитвы, запрещающие как раз вот этой силе безотчетного страха и страстей господствовать в вас. Эти молитвы каждую неделю после вечернего богослужения будут повторяться в Никольском приделе. И каждый из вас, крещеный или некрещеный, каждый оглашаемый второго этапа сегодня будет участвовать в ней, прямо - только те, кто крестится и миропомазывается, а остальные - соучаствуя, соприсутствуя. Потом же они смогут и непосредственно участвовать в этих молитвах. Это древнейшая практика - повторение этих молитв. В древней Руси, скажем, в домонгольской, они повторялись даже каждый день, потому что человека иногда так забирает этот страх перед новой жизнью или просто безотчетный, иррациональный страх, которым, к сожалению, переполнен этот мир, плюс всякие неконтролируемые страсти, что человек действительно чего не хочет - делает, а чего хочет - не делает. Вот чтобы вы могли с этим бороться, особенно не впадать в смертные грехи, если будут искушения, какие бы то ни было, эти молитвы будут совершаться каждую неделю после вечерни в субботу вечером.

Теперь молитвы мы совершим в центре храма, хотя положено в притворе, но он слишком мал. Все знают, кто некрещен, ни у кого никаких сомнений в этом нет? Все спорные случаи мы разбирали. Все те, кто некрещен, сначала - братья, потом - сестры, таков древний порядок, и мы его будем соблюдать, встают в цепочку, за их спинами должны стоять поручители, крестные, т. е. один человек того же пола, что и крещаемый. Это в обычном случае, ну а если в этом есть трудность, то можно и другого пола, но вообще по канонам положено того же пола. Если же ваши крестные отсутствуют или вы еще не выбрали их, то на нет и суда нет, хотя очень жаль, если это так. Далее встают те, кто будет миропомазываться, тоже сначала - братья, потом - сестры. Такие люди сегодня здесь есть.

Я знаю три категории среди миропомазуемых. Первая - это те, кто был крещен православными мирянами, не священниками, мужчинами или женщинами - все равно. Есть ли такие, кто был крещен, но не миропомазан? Есть два человека. Значит, вы будете миропомазываться.

Вторая категория - это те, кто не был миропомазан, потому что крестился не в Православной церкви. Это те из вас, кто был крещен не в Православной церкви и не крестился в Православной церкви никогда, и не получал миропомазания. Оно существует в Католической церкви, но в протестантских церквах этого таинства нет. Если кто-то крестился в протестантской церкви, в любой деноминации, секте, конфессии - все равно, то тоже нужно миропомазание. Креститься второй раз не нужно, хотя, к сожалению, некоторые православные священники сейчас переусердствуют и таких людей перекрещивают. При всех недостатках протестантского крещения там есть и достоинства, а недостатки легко найти и в православной практике. Те из вас, кто был крещен в протестантских церквах, не будучи ранее или после этого крещен в Православной церкви, поднимите руки, пожалуйста. Вот, есть, оказывается, евангелисты. Евангелисты - это те же протестанты, но если вы в детстве были крещены православным священником, то вам миропомазание не требуется.

И третий случай - это если человек был крещен и миропомазан, скажем, особенно в детстве, но после этого всю жизнь провел однозначно, сознательно вне Церкви и против Церкви. Тут внимание! Многие были неверующими. Но одно дело - человек просто был неверующим по своему конформистскому сознанию, а другое дело - если человек боролся с Церковью и с Богом или сознательно переходил, скажем, в другую религию. И тогда, если даже был прежде крещен и миропомазан в Православии, его нужно миропомазывать. Вот это самый сложный случай, потому что грань здесь очень, очень неформальная. Это дело суда вашей совести и ваших бесед, разговоров с вашими катехизаторами, которые должны были в случае сомнений определить ваш статус - будете вы миропомазываться или не будете. Вот если есть таковые из третьей категории, требующие миропомазания, пожалуйста, поднимите руки.

Подойдите поближе, не стесняйтесь, так как это сложный случай, и, может быть, нужно какие-то вопросы в связи с этим разрешить. Повторяю, третий случай - сложный, может быть, не все поняли. Это действительно трудно воспринимается на слух. Знаете, сомнения ведь у всех бывают, даже у глубоко верующих людей. Одно дело - вы переходили в другую религию сознательно и выступали сознательно против Христианства и против Бога, а другое дело - сомнения, искания. Тут очень важно, чтобы у вас не было никаких проблем, сейчас это тот момент, когда вам нужно очень четко определиться, чтобы потом не было никаких сомнений. Проблем нет?

Тогда давайте молиться!

15 февраля 1997 года