Проповедь

священник Георгий Кочетков

Проповеди на Рождество Христово и Святки (январь 1992г.)*

10 января. Cлово на литургии
после чтения Апостола (Рим 8: 3-9)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Вот мы с вами снова обращаемся к Посланию апостола Павла к римлянам и снова видим, как учит нас святой апостол глубинам, самым важнейшим принципам, основам христианской жизни. Он, как всегда, начинает с главного, с воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и говорит: "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной". И действительно, братья и сестры, наверное, для многих из нас, явно или неявно, плоть всегда представлялась греховной и поэтому любое, даже Божие, воплощение могло быть взято под подозрение. Как же Бог воплощается? Как же Он вочеловечивается? Возможно ли это, хорошо ли это? Поэтому апостол и говорит не о том, что плоть Господа нашего была не та, что плоть у всех людей, а о том, что плоть Его была хоть и той же, но безгрешной. Так что плоть может быть и безгрешной, т. е. лишь подобной плоти греховной, правда, при некоторых важнейших условиях, о которых идет речь дальше.

Итак, "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти". Мы с вами уже все эти дни говорим о том, что Господь приобщился самому нашему естеству во всей его полноте, стал как мы во всем, кроме греха, греха, который является неправдой и несвободой в этом мире, который является насилием над человеком всегда, будь то грех тела, души или духа. И вот, Христос как Божье Слово уподобляется нам, входит в нашу плоть, как бы Сам становится плотью. "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины". Поэтому-то изнутри и преодолевается грех во плоти, чтобы "оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу". Христос, Сын Божий, воплощается, Слово Божие воплощается во Христе, Сыне Человеческом, Божество в полноте Своей обитает во Христе, Богочеловеке, а мы оправдываемся пред Богом, мы преодолеваем грех во плоти, и тогда оправдание закона в нас исполняется.

А что это за оправдание, братья и сестры? Это обещание Богом Жизни вечной, Жизни с Ним тем, кто исполнил закон. Мы с вами вчера говорили, что исполнить закон только своими силами, изнутри самого принципа закона невозможно. Никто никогда этого делать не мог и не сможет. Поэтому-то для того, чтобы приобщить нас Духу Своему, Господь приобщается сперва нам, вочеловечивается, воплощается, становится таким же, как все мы.

Далее апостол говорит о тех, кто живет еще не во Христе, кто живет еще не по духу, а по плоти: "Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном". Какие мысли, какие помышления, какие побуждения в нас? Что ведет нашу волю в разных случаях нашей жизни, начиная с вещей обыденных, ежедневных и кончая редкими принципиально важными в Церкви, имеющими и для нас целожизненное значение? Что является движущей силой в нас - плоть или дух? Плоть сама по себе - еще не грех, плоть сама по себе - еще не зло, но если она господствует, если наши помышления плотские, то они, как говорит апостол, "суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир," потому что плотские помышления суть вражда против Бога. Отчего плотские помышления суть вражда против Бога? Именно потому, что они способны попирать Дух, не какой-либо дух, не просто человеческий дух, а Дух Христов, Богочеловеческий Дух. "Они закону Божьему не покоряются, да и не могут", - говорит апостол со всей определенностью. Не просто "не покоряются", а и "не могут". Как никто не может исполнить закон, так и никто, живущий плотскими мыслями, помышлениями, побуждениями, никогда закона Божьего не исполнит, никогда не освободится от греха и тем самым от смерти, не обретет жизни и мира - тех важнейших даров, которые принес нам Господь.

Запомним же, что "живущие по плоти Богу угодить не могут". Еще раз остановлю ваше внимание: живущие не во плоти, а по плоти Богу угодить не могут. А вот живущие во плоти угодить Богу могут, но только если их плоть одухотворена, освящена и преображена, если они целиком исполнены дарами Духа. Это совсем не означает, что плоть не должна иметь попечений о себе или что нам нужно развоплотиться. Подобный соблазн часто преследовал христиан, они нередко так боялись греха по плоти, что даже путали эти вещи и не могли четко решить, кто же не может угодить Богу - живущие по плоти или во плоти? Если вы откроете даже самые замечательные классические произведения святых аскетов нашей церкви, то даже там найдете вещи, которые свидетельствуют об этом. Люди способны были на разрушение плоти, призывали к умерщвлению плоти, хотя и оговаривались, пытались честно оговориться, что не плоть сама по себе плоха, но это грех так заел ее, что нужно делать то-то, то-то и то-то с нею, чтобы никаких своих желаний у плоти не осталось. Это и было равнозначно умерщвлению плоти, разрушению ее, развоплощению, что является большой ошибкой, дорогие братья и сестры, приведшей в частности к тому, что современные люди в огромном своем большинстве, во всяком случае те, которые не желают лишь стилизоваться под православие, сейчас вообще отрицают традиционные аскетические принципы и идеалы. Не только их не понимают и не знают, но и знать не хотят. Часто это происходит даже с верующими людьми, братья и сестры.

Итак, "плотские помышления суть вражда против Бога... Живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы, - обращается и ко всем нам, здесь в храме стоящим, апостол Павел, - не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас". Это означает - если не закрыто наше сердце, если мы не закрыты Богу, если в наших глазах, в наших сердцах и в плоти нашей есть место Духу Божьему, если мы живем по духу и Дух Божий может жить в нас.

"Если же кто Духа Христова не имеет, - так заключается отрывок, прочитанный нами сегодня, - тот и не Его". А кто не Его, тот не член Церкви, братья и сестры, потому что Церковь есть Тело Христово. Членство в Церкви определяется не внешним, объективным фактом крещения и причащения или какими-то иными внешними атрибутами, а присутствием этого Духа. Живет ли в нас Дух Божий или нет, имеем ли мы Дух Христов или нет, Его ли мы, Христовы ли мы или нет.

Очень трудно, братья и сестры, как следует уразуметь эти слова. Конечно, мы свидетельствуем, что в церковном собрании Дух Христов - это главное, и Он живет в нас и посреди нас пребывает. Но когда каждый из нас остается наедине с собою, он постоянно, постоянно подвержен сомнению, которое разрушает самое драгоценное в нашей жизни - нашу веру, этот великий Божий дар, разрушает саму возможность дерзновенного и смиренного действия, действия в Церкви, в мире, в нашей жизни вообще. И сомнение это заключается в том, что мы постоянно подозреваем всякое действие нашей плоти как свидетельство о наших плотских помышлениях. Борясь же с этим искушением, мы подчас становимся столь легкомысленными и доверчивыми к своей плоти и ее чувствам, что думаем, если, например, мы почувствовали благодать, нам легко и радостно на душе, то значит Сам Бог нас благословил, мы уже богоносцы и христоносцы. Может быть, мы и не говорим о себе этих древних слов, но часто сбиваемся с пути и не знаем, что нам делать с нашей плотью, как нам ее привести в действие, но при этом не начать жить по плоти. Тут еще раз всем напомню, плоть - это не просто тело. Хотя иногда эти слова и употребляются синонимично, это не полные синонимы. Вы знаете об этом, но напоминаю вам: все, что здесь говорилось о плоти, относится и к телу, и к душе, а значит, и к умственной, и к чувственной жизни человека, и к воле человека - вообще ко всему нашему живому телу.

Братья и сестры, услышим же слова апостола Павла и воспримем их в начале духовного пути, чтобы оправдываться пред Богом по духу, а не по плоти, пребывая при этом и в Духе, и во плоти, в полноте их действия!

Аминь.

 Слово на литургии после Евангелия (Лк 10: 19-21)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! Вот мы слышали евангельское слово, краткое и сильное, которое снова и снова удивляет нас, потому что противоречит тому бытовому, житейскому опыту, с которым мы чаще всего встречаемся, нередко даже от лица христианской веры и церкви. Противоречит потому, что многие считают, что если духи нам повинуются и мы можем наступать на змей и скорпионов, на всю силу вражью, то это - самая большая радость и величайший дар, это критерий того, насколько приятны мы Богу. Но нет, братья и сестры, Евангелие прямо говорит: "Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются (хотя они повинуются, конечно, повинуются!), но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах". Действительно, когда только помыслишь об этом, видя вас, все церковное собрание, тогда как не благословить и не прославить Бога Отца нашего, Господа неба и земли, что Он это утаил от мудрых и разумных и открыл, по благоволению Своему, младенцам. Ибо кто мы с вами, братья и сестры, как не младенцы! Нет среди нас ни очень мудрых, ни разумных, ни очень богатых, ни образованных, нет среди нас тех, которые могли бы уж очень основательно хвалиться по плоти.

Братья и сестры, если радость бывает на небесах и лишь об одном кающемся грешнике, то когда Господь принимает столько новых членов Церкви, тогда ликуют небеса, разверзаются небеса и ангелы Божии сходят с небес. Господь тем самым дал нам власть, вы должны это хорошо запомнить. А в Церкви власть - это синоним силы, как и духа. И нет в Церкви иной власти, кроме власти Любви. И это есть высшая власть, высшая сила. Высочайший церковный дух есть власть, сила и дух Любви!

Только этим духом можно овладеть силой вражьей так, чтобы наступать на змей и скорпионов, т. е. на все нечистое, что способно овладеть человеком. Ничто не повредит вам! Знайте это, братья и сестры, и никогда ничего не бойтесь. Потому что Господь наш всем членам Своей Церкви дает эту власть, хотя и в разную меру. Все члены Церкви могут ничего не бояться, ничего не страшиться, идя по пути спасения и преображения мира.

Будем помнить об этой власти и никогда не будем смешивать ее с властью человеческой, с тем господством, которое всем нам так знакомо, которым мы заражены в той части нашей непросвещенной плоти, в той нашей жизни, которая в большей или меньшей степени все еще есть у каждого из нас.

Братья и сестры, пусть власть любви, сила Любви и дух Любви - этот величайший дар Христов - владычествует в сердцах наших, как и во всей нашей Церкви.

Аминь.

Слово после литургии

Дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с причастием! В этот день, день причастия, в пятничный день, так как сейчас продолжаются святки, т. е. святые дни, поста нет. Даже по уставу ни в среду, ни в пяток поста нет именно потому, что это дни евхаристические, дни причастия. Время бежит очень быстро, и уже половина вашей светлой недели прошла, так что вы не успеете и глазом моргнуть, как пройдет вся неделя.

Сегодня, как вы слышали, Господь нас порадовал прекрасным пением хора, за что мы очень благодарны. В нашем храме впервые поет настоящий правый хор. В таких, как у нас, условиях еще совсем недавно это было невозможно, ну а теперь стало все-таки возможным. Видите, Господь, наверное, тоже по вашим молитвам, послал нам украшение. И хорошо, что даже без всяких спевок и особой подготовки никаких трудностей и проблем у нас с хором не было. Слава Богу!

Когда апостол призывает всех воспевать Творцу нашему Богу псалмами, духовными песнями, конечно, это относится и к внутреннему нашему, и к внешнему делу. В христианской жизни всегда все внутреннее и внешнее взаимосвязано, и поэтому хорошо, когда хорошо поют, не правда ли? Так что мы всегда надеемся, что внутреннее подтверждает внешнее, а внешнее подтверждает внутреннее. Действительно, именно поэтому человеку неверующему петь трудно. Как правило, он замолкает, и надолго, если не навсегда, а верующий человек, наоборот, начинает петь. Дары бывают различными, и способности у людей, конечно, различны, и тем не менее человек петь начинает.

Вы это еще испытаете на себе, ведь вы тоже у нас еще начинающие певцы, так что пойте больше и смелее. Можно и подпевать хору, только не мешая ему. Можно, когда хора нет, и самим петь, потому что в принципе изначально в церкви всегда предполагалось, что поет весь народ. Народ всегда отвечает и "аминь", и все вы знаете эти ответы народа. В общем-то и слово "лик" означает не хор, как мы помним. Слово "лик", которое всегда стоит в богослужебных книгах, означает как раз собрание, подобное ангельскому "чину". И каждый в свою меру, внутренне и внешне, может и должен хвалить и воспевать нашего Бога и Творца.

Я всем вам желаю петь хорошо. Хотя пусть будут, к примеру, среди нас и певцы с поставленными голосами, профессионалы, вот как в некоторых других странах. Там в православных храмах, я точно это знаю, невозможно материально содержать хор. Ни один приход, кроме больших кафедральных соборов, этого не может себе позволить, и там поют прихожане. Может быть, не все, но наиболее способные поют и специально этим занимаются, считая, что это их послушание и их ответственность в церкви. И вообще мне бы очень хотелось, чтобы вы чувствовали ответственность за все, что происходит в церкви, потому что если вы этого не сделаете, никто другой в нашем обществе этого не сделает. Имейте это в виду. Наши условия сейчас таковы, что только то, что мы сами сделаем, то и будет.

Я всем вам желаю радоваться сегодня, а завтра пусть не будет нужды у новопросвещенных даже в разрешительной молитве. Я желаю вам всем провести это время, свою светлую седмицу, в святости. В святости не по своим заслугам, не по своему совершенству, конечно же, а по милости и благодати Божией, которую нужно уметь удержать и, как всякий дар Духа, умножать.

А сейчас слушайте благодарственные молитвы и подходите за антидором и просфорами.

11 января. Слово на литургии после чтения Апостола (1 Тим 6: 11-16; 2 Кор 5: 15-21)

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Праздник Рождества Христова, как вы знаете, - один из древнейших праздников. Возник он где-то в III веке на Западе, в западной части Римской империи, когда на Востоке еще его не знали. Но к концу IV века он уже получает всеобщее распространение во всей церкви. И это было связано, в частности, с потребностью в особые дни крестить новых членов Церкви. Каждое Богоявление стало для Церкви тем поводом, который необходим для собирания новых чад Церкви. И поэтому, как и все важные в жизни Церкви праздники, литургически этот праздник оформляется очень торжественно. Он имеет длительный период подготовки и длительный период празднования. В подготовку к празднику входят и пост, возникший, конечно, как столь длительный, сорокадневный пост, позже, и особые литургические указания.

Перед праздником Рождества особо выделяется суббота пред Рождеством и неделя пред Рождеством, т. е. воскресный день, воскресенье пред Рождеством. А после праздника, как вы знаете, до его отдания на каждый день положено воспоминание каких-либо важных и внутренне связанных с Рождеством событий. Вот сегодня, например, именно в связи с Рождеством мы вспоминаем всех младенцев, в Вифлееме от Ирода убиенных. Поэтому до отдания Рождества есть также особые чтения, посвященные Рождеству, связанные с Рождеством, в том числе в субботу по Рождестве и в неделю по Рождестве. И вот сегодня вы как раз и слышали два апостольских чтения и услышите еще два евангельских чтения - одно субботы по Рождестве, а другое - мученикам, младенцам, от Ирода убиенным в Вифлееме. Эти субботний и воскресный дни выделяются особо, потому что, как вы знаете, по древней церковной традиции, суббота и воскресенье в течение каждой седмицы есть дни не будничные, а праздничные. Еще со времен Ветхого Завета перешло к нам празднование субботы, а в Новом Завете, естественно, к нему добавляется празднование воскресенья, воскресного дня, который становится главным в течение седмицы, потому что это по преимуществу день Евхаристии, воспоминания Распятого и Воскресшего Спасителя.

Так вот, мы с вами сейчас слышали сперва Послание к Тимофею святого апостола Павла или одного из его учеников (вряд ли это послание написано самим Павлом, но традиция эта - павловская). И что же здесь говорится? "Ты, человек Божий, убегай сребролюбия, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости". Так апостол начинает наставлять своих духовных чад, уча их тому, как жить дальше. Вот, мол, вы уже приняли веру, уже крещены, уже вошли в Церковь, и теперь надо строить свою христианскую жизнь. И покуда старшие в церкви хорошо знают, как это непросто, то они как бы делятся своим опытом, наставляя младших, таких же, как наши новокрещеные.

Интересно, что апостол называет Тимофея "человеком Божиим". Совсем недавно по радио я слышал передачу, где 14-летний мальчишка выступал, говорил что-то о себе и рассказывал, как он зарабатывает мытьем стекол автомашин. И ему был задан вопрос: "А ты не слишком ли увлекаешься тем, сколько тебе платят?" Он и говорит: "Нет. Я человек Божий, и поэтому ..." Это было очень непривычно слышать. Естественно, это привлекло внимание корреспондента, который тут же спросил: "А что это такое - ты человек Божий?" "Я верю в Бога и стараюсь жить по заповедям Божьим", - ответил мальчик. И вот сейчас, когда я просмотрел этот текст, мне вспомнилась эта параллель, потому что, боюсь, далеко не всякий из нас, выступая по нашему советскому радио, назвал бы себя "человеком Божиим", да еще так прекрасно определил бы, что это значит. (Правда, потом мальчишку все же "поймали". Перед ним выставили вилку древнего закона, который он плохо понимает, потому что не научен закону Божьему и не знает соответствующих требований к реальности. Его заставили сказать, что вообще-то вот так зарабатывать деньги якобы нехорошо, хотя ему не нужно было этого говорить, потому что ничего плохого при таком внутреннем ограничителе, который он сам себе поставил, в этом не было. И вот дальше его спросили: "А ты все равно будешь это делать, даже если это против закона Божьего?" Он говорит: "Буду". Тут его поймали, но поймали мальчика просто из-за его неопытности, по молодости.)

А здесь, видите, сам апостол называет Тимофея "человеком Божиим", хотя Тимофей - совсем не мальчик. Да, он юный член Церкви, по возрасту молодой, что известно из текста, но он уже как бы епископ общины, т. е. блюститель ее. И вот апостол его направляет: "Преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости". Кажется, что толку в том, что апостол перечисляет все эти вещи? Уж очень это абстрактно. Ну кто против того, чтобы преуспевать в вере, благочестии, правде? Вроде бы, зачем об этом говорить? Разве из этого можно сделать какие-то практические выводы? И тем не менее, оказывается, что преуспевать и укрепляться в вере и любви, правде и благочестии, терпении и кротости нужно именно так, как сказано, потому что человек всегда должен за отдельными сторонами христианской жизни видеть все-таки что-то целостное и никогда этого целостного из вида не упускать. Всегда ведь можно спросить себя: а что нужно для того, чтобы преуспевать в любви, и потом найденные в ответ средства уже ставить перед собой как цель. Но только не забудется ли тогда сама любовь? Увы, такая опасность, к сожалению, довольно часто угрожает верующим христианам, когда цели и средства постепенно путаются и нечто такое, прежде четко осознававшееся как средство, начинает иметь настолько большое значение в глазах христиан, что смотришь, уже сами цели почти забыты, а средства к их достижению становятся самоцелью.

Дальше апостол пишет: "Подвизайся добрым подвигом (т.е. совершай добрый подвиг) веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван". Интересно, вот к вечной жизни и каждый из нас призван, но опять же непривычно для нашего менталитета слышать: "держись вечной жизни". Как будто за что-то нужно схватиться и держаться. Оказывается, наша вечная жизнь, как и дух, даже как вера и любовь, поселившись в нас, должна быть также поддерживаема. Действительно, нужно держаться этого духа как направления новой жизни, всячески раскрывая ее в себе.

"Держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями". Вот вы тоже недавно исповедали свое "доброе исповедание перед многими свидетелями" в Церкви, и пред Богом, и друг пред другом тогда, когда или сами принимали святое крещение, исповедуя веру, отрекаясь от сатаны и сочетаясь со Христом, или соучаствовали в Крещении ваших братьев и сестер.

"Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещаваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа". Здесь апостол говорит о том, как надо соблюсти заповедь пред лицом Божиим, "все животворящим, и пред лицом Иисуса Христа, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание". А какое доброе исповедание засвидетельствовал Иисус Христос пред лицом Пилата? Он сказал ему: "Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине". Вот это свидетельство об Истине столь же важно, сколь и свидетельство о Любви и Вере. И это тоже есть наше доброе исповедание.

Итак, апостол завещает "соблюдать заповедь (об Истине, Любви и Вере) чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих". Кто этот "Царь царствующих и Господь господствующих"? Конечно, здесь имеется в виду Сам Бог, о Котором только что упомянул апостол и Которого он всем сердцем своим благословляет, говоря о том, что вот Христово явление Им же и откроется. Господь Иисус откроется тогда, когда откроет Его Бог Отец, все животворящий, откроет Его Царь царей и Господь господ, "Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном Свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь".

Видите, братья и сестры, здесь апостол не может по древней традиции не произнести этой священной формулы, завершенной, как печатью, словом "аминь" (что значит "истинно так"). Как прекрасно то, что он пишет здесь о Боге: "Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном Свете"! Это есть та знаменитая строчка, которую часто нам еще придется вспоминать. Например, в связи с такой ситуацией. Когда вы будете говорить о Боге, некоторые, наверняка, вас захотят искусить, иногда, впрочем, просто по неведению, и спросят, ну а где же ваш Бог, мол, где же Он? В ответ вы можете и сказать так, как здесь написано: "Он обитает в неприступном Свете, Он в неприступном Свете живет, хотя Его никто из людей не видел и видеть не мог. Но вспомним другое место из Нового завета, где говорится, что Бога, Которого никто никогда не видел, открыл нам Господь наш Иисус Христос. Действительно, это так, действительно, наше доброе исповедание черпает силы именно из этого Богооткровения.

Далее, вы сегодня слышали еще отрывок из Второго послания к коринфянам. Он связан уже с памятью мучеников, и в нем тоже в общем-то говорится о внутрицерковной христианской жизни. "Христос, - сказано здесь, - за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего". Видите, вот эта взаимность, эта взаимная открытость прослеживается и здесь, и везде и всюду. Если Бог нам дал что-то, то этим же мы должны Ему как бы и "отплатить", нечто подобное совершив для Бога. Если Христос за нас умер, то и нам уже нужно жить не для себя, а для себя как бы умерев, жить для Умершего за всех людей и Воскресшего. То есть если мы умираем для себя, для отдельной своей жизни, то уже "отныне мы никого не знаем по плоти", - как говорит апостол. Вспомним здесь то, о чем мы говорили вчера, что означает выражение "по плоти".

"Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем". Это тоже очень важное место, братья и сестры. Действительно, мы знаем Христа не по плоти, и попытки, так сказать, узнать Христа по плоти вызывают всегда некоторое недоумение. Многим сейчас почему-то обязательно нужно что-то подобное, какое-то плотское свидетельство. Не случайно же еще недавно очень увлекались Туринской плащаницей, или некими якобы мистически откровенными портретами Христа, или, например, еще со времен средневековья описаниями внешности Христа по плоти и т. д. Но очень важно помнить слова о том, что мы Христа по плоти не знаем. Мы знаем Его по Духу и принимаем Христа по Духу, о чем тоже сейчас пришло время упомянуть.

"Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое". Видите, братья и сестры, познав Христа не по плоти, а по Духу, мы сами становимся новым творением, мы как бы перетворяемся в Нем Самом так же, как Он Сам открыл нам новое творение в Себе. Древнее, т. е. зараженное, даже точнее сказать, порабощенное грехом, прошло, теперь все новое для тех, кто живет не по плоти, а по духу.

"Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения". Здесь продолжается развитие в том же ключе взаимооткрытости: если Христос нас примирил с Богом, то и мы должны нести это служение примирения, "потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения", т. е. служение примирения в слове. Бог примирил во Христе с Собою мир - это величайшая наша победа, это величайшая наша вера, которая как раз и позволяет нам ничего из подлинного, истинного не упустить, ибо ни к чему из этого истинного дверь уже не закрыта. Бог примирил во Христе с Собою мир, поэтому и призвал всех нас, какими бы мы ни были и что бы с нами ни было прежде в нашей жизни.

"Мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом". Я не однажды слышал, каким большим успехом пользуются проповеди, миссионерские проповеди в этом духе, которые как раз привлекали людей к Богу во Христе этими словами. Не абстрактные философские разрешения текущих проблем жизни были важны людям, а вот это самое служение примирения: "мы от имени Христова просим: примиритесь с Богом". В этом служении состоит наша с вами как бы внутренняя обязанность, это наше служение, это наше призвание, потому что чтобы сказать другому "примирись с Богом", нужно самим на себе сначала показать эту примиренность с Ним. Если человек в нас этой примиренности не увидит, то наши слова, наш призыв к примирению окажется бездейственным, пустым и даже кощунственным.

"Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". Праведен пред Богом тот, "кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты". Братья и сестры, вспомним снова эти прекрасные слова псалма. Вот кто праведен пред Богом, и только тот. Невозможно думать о праведности как о самоправедности и о самосовершенстве. Совершенно невозможно! Это тоже важнейшая сторона нашего учения, нашей жизни. Как мы с вами говорили, свят тот, кого Бог принимает, и праведен тот, кого Бог очищает. А Бог очищает каждого, кто открыл Ему свое сердце, потому что это великий подвиг, это максимум того, что может сделать человек, потому что здесь нельзя солгать, здесь нельзя сфальшивить, нельзя просто лишь сказать "я открыл сердце". Часто проповедники, особенно протестантские проповедники, только на внешнем слове основывают тот вывод, что человек примирился с Богом. Это неправильно. Ведь сказать-то человек может что угодно, не всегда, но, к сожалению, часто именно что угодно. Далеко не всегда слово соответствует действительности. И нужно так примириться с Богом, так открыть Ему свое сердце, чтобы оно всецело стало реальностью нашей жизни, а не только в своем звуке и внешней форме.

Вот, братья и сестры, чему учит нас Церковь сейчас. Пусть же каждый пришедший к Богу получает служение примирения, каждый и свидетельствует о Боге во Христе, Христом и ради Христа.

Аминь.

Слово на литургии после Евангелия
(Мф 12: 15-21; 2: 13-23)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Братья и сестры христиане! Первое из евангельских чтений посвящено сегодня опять субботе по Рождестве Христовом. В нем вы слышали сейчас о том, как за Иисусом последовало множество людей. И вот когда на всех вас вместе посмотришь, то радуется сердце и вспоминаются именно эти слова: "И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех". И вот мы видим, что произошло чудо и со многими из вас, когда духовные ваши язвы были исцелены (в первую очередь - духовные, но постепенно начнут исцеляться, если еще не исцелились, и душевные, и физические, и телесные недуги ваши и немощи). Хотя, конечно, это происходит постепенно, внутренне, и сейчас вы можете чувствовать какие-то немощи, возможно, даже острее, чем прежде, но не потому, что их стало больше, а потому, что вы сами стали все лучше видеть, лучше слышать, лучше понимать и чувствовать. И это тоже один из необходимых моментов вашего исцеления.

Господь "исцелил их всех", и тут сбывается сказанное о Христе пророком Исаией: "Вот Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя". Эти слова - также прекрасное основание нашей веры. Мы знаем, в Кого уверовали, дорогие братья и сестры. Иисус Христос и есть тот самый Служитель, тот самый Слуга Божий, Отрок Божий, выражаясь на древнем языке, Которого Бог Сам избрал. Он - "Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя", - говорит Господь. И далее: "Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд". Воистину, Дух Божий живет во Христе, и Он открыл новую эру суда в мире. Он кроток и благ, "не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы". Да, суду надо доставлять победу, но не оружием - нет, а силой Духа, ибо сила Духа - это тоже оружие, это тоже меч. Как и слово Божие, о котором сказано, что оно "острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов". Это, братья и сестры, прекрасное место, которое утверждает нашу веру, которое утверждает наш новый путь, нашу новую жизнь во Христе. Повторяю: мы знаем, в Кого уверовали. Дай Бог, чтобы и все христиане, все члены нашей церкви знали, в Кого уверовали. Боюсь, что это происходит еще не всегда и на уровне наученности вере, и на уровне жизни христианской, которой православный человек живет еще иногда плохо.

"И на имя Его будут уповать народы". Видите, нет ни одного народа, нет никого на земле, кто не имел бы нужды в таком уповании, в такой надежде на Христа, возлюбленного Отрока Божия. Суд же, о котором здесь идет речь, есть суд внутренний, суд, который или осуждает человека, или оправдывает его в зависимости от того, как соотнесен человек с Богом, насколько он открывается Ему в сердце, сердцем и умом. Так что новозаветная эпоха есть эпоха и суда, хотя Господь сказал, что суд этот отдает ученикам Своим, а Сам как бы никого и не судит. Но это нужно правильно понимать, понимать в том смысле, что этот суд не есть просто что-то внешнее для мира.

Братья и сестры, сегодня мы также слышали столь знакомое всем вам повествование о вифлеемских младенцах. Вы помните, что младенцы эти - как раз первые мученики за Христа, невинные, несознательные Его свидетели. Первым же сознательным исповедником и мучеником стал архидиакон Стефан.

Наша с вами жизнь во Христе - жизнь, конечно, благодатная, радостная, счастливая. Может быть, единственно счастливая жизнь есть именно жизнь христианская, но без крестоношения, без такого свидетельства, без такого мученичества она немыслима. Будет ли это внешнее свидетельство и исповедничество или внутреннее - это неважно: кому как Бог дает. Но без него невозможна жизнь наша в этом мире, который лежит во зле, который не принимает Бога, не принимает Его благовестия, не принимает Его любви, Его силы.

Действительно, это крестоношение надлежит всем христианам, и дай Бог, чтобы мы никогда не пугались своего исповедания, своего креста, дай Бог, чтобы сила Божия совершалась, как говорит апостол Павел, и в немощи нашей.

Аминь.

Слово после литургии

Дорогие братья и сестры! Поздравляю всех с причастием! Желаю нашим новопросвещенным, новокрещеным, нашим новым членам Церкви возрастать, укрепляться в вере, хотя, конечно, они должны пройти еще испытание. Дай же Бог, чтобы ваша причастность Богу была действительно церковной причастностью, действительно такой причастностью, которая могла бы распространить силу Божию на все стороны вашей жизни, чтобы свет Христов действительно засиял везде, где бы вы ни появлялись.

Совсем не обязательно вести много каких-то специальных разговоров о вере, о христианской жизни, или о христианских книгах, или еще о чем-то подобном, но что бы вы ни делали, с кем бы ни общались, на какие бы темы ни говорили, пусть всегда и везде сияет пред людьми ваш свет, чтобы всегда чувствовался в вас мир, чтобы всегда была любовь, в особенности жертвенная, ну и чтобы всегда успевал светить ваш разум, потому что все может быть и "не по разуму", даже ревность по Боге может стать таковой. Если помните, апостол Павел тоже в свое время был очень ревностным человеком, но поначалу ревновал о своих отеческих преданиях "не по разуму" и в результате оказался даже, по собственному принуждению, как бы извергом, гонителем Церкви Христовой. Вот поэтому именно в полноте Духа и Смысла совершайте свое служение. Одно должно поддерживать другое. Доброта и чистота нашего сердца должны лежать в основе нашего служения, служения, в котором будут связаны в одно благодать, милость, любовь, свобода и мир.

Аминь.

Слово на вечерне после паримии

Дорогие братья и сестры! Исход Израиля из Египта, из земли рабства, в землю обетованную, это пасхальное повествование - центр всего Ветхого Завета, всей ветхозаветной эпохи в жизни богоизбранного народа, ветхозаветной Церкви. Для нас с вами тоже центральным стал переход от рабства греху, проклятию, смерти к "свободе славы детей Божиих". И это явление силы в Воскресении Христа является центральным событием и откровением Нового Завета. Прообразом же его и был Исход Израиля из Египта.

Сейчас, когда мы празднуем не просто неделю, т. е. не просто воскресный день - день Воскресения Христова, а день, который называется Неделей по Рождестве Христовом, особенно уместно вспомнить, из какой тьмы, из какого мрака приходится извлекать ту драгоценную жемчужину Царства Небесного, которое завещано нам. Христос приходит в образе раба, чтобы освободить тех, кто был рабом. Если рабство Израиля в Египте было в большой степени рабством внешним, хотя со временем все более и более посягавшим и на внутреннюю свободу, на внутреннее призвание, на внутренние духовные пути этого народа, то рабство, от которого освободил нас Христос, - по преимуществу рабство внутреннее, которое известно каждому человеку по его опыту. И это внутреннее рабство, конечно, сказывается во всем в жизни, оно оказывает центральное, главное воздействие на жизнь человека мира сего.

Для нас, братья и сестры, как Воскресение Христово, так и Его Рождество есть некий исход, есть переход, есть Пасха, есть Откровение, есть Богоявление, есть задаток и залог Света вечного и Жизни вечной. Мы с вами, получив этот залог, этот задаток, должны помнить, какой дорогой ценой "куплено" наше спасение. Мы выкуплены из рабства. Мы выкуплены из рабства злу и греху нашим Господом. Он заплатил за каждого раба дьяволу. Он заплатил и искупил, т. е. выкупил каждого из нас Своею драгоценной Кровью. Он, родившийся в тесных яслях, страдавший в этой жизни с самого первого мгновения по Своем Рождестве, Он, умалившийся до предела в этом мире, принес Себя в жертву для искупления всех.

Братья и сестры, прославляя Христа, особенно в эти дни, спасительные дни празднования Его Рождества, прославляя Христа, никогда не будем забывать, что праздник этот открывает нам всю реальность спасительного дела Христова. Никогда не будем забывать, что и мы с вами призваны нести подобное же служение в этом мире, призваны так же нести свой крест, чтобы достойно следовать за Господом. Христос спас нас, но мы продолжаем дело спасения. Мы продолжаем как бы тот переход от рабства к свободе, который начался еще в древности по милости Божией.

Аминь.

Слово после вечерни

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами совершали память трех родных по плоти Господу святых: Давида царя, Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня. Вы уже знаете, что после Рождества Христова во всю седмицу по Рождестве каждый день воспоминаются святые, которые связаны именно с Рождеством. Вот в субботний день, сегодня утром, мы вспоминали младенцев, убиенных в Вифлееме от Ирода-царя. А сегодня вечером и завтра утром совершаем богослужение в связи с Воскресением Христовым, как всегда в недельные дни, и также продолжаем праздник Рождества Христова. Есть сегодня еще и третий праздник - память тех трех близких по плоти Господу святых, которых я назвал.

Не случайно Господь иногда звался "Сын Давидов". Вы хорошо знаете, почему это было так важно, почему так важно было утверждать, что Господь происходил из этого царского рода, хотя прошло уже 10 веков с тех пор, как царствовал сын Иессея святой псалмопевец Давид. Ведь с именем царя Давида было связано особое обетование, говорящее о том, что Господь воздвигнет от чресл его Спасителя, что прославится дом его и царствовать будет Помазанник Божий по всей земле.

Вы знаете также, что церковь большое внимание уделяет также образу Иосифа Обручника, того Иосифа, с которым обручена была Дева Мария. Конечно, нельзя здесь не вспомнить, что "святое семейство", и в том числе Иосиф Обручник, больше почитаются Западной церковью - больше, чем Восточной. Так сложилась традиция. Но и в нашей церкви память Иосифа Обручника совершается вот в этот период рождественских празднований, в эти рождественские дни.

Иосифа называют праведным. В нашей традиции мы больше воспринимаем его как некоего старца, который скорее был как бы слугой "Младенца и Матери Его". Он был как бы гарантом того, что Сам этот Младенец - сын Давидов, т. е. происходит из рода Давида. Не случайно все родословия, приведенные в Евангелии, восходят именно к Иосифу. В западной традиции этот образ несколько иной. Там вы часто видите, допустим, на картине Рафаэля "Обручение Девы Марии", юного, прекрасного Иосифа. Там святое семейство - образ идеальной семьи, а Иосиф Обручник - больше как бы прообраз рыцаря, ее защитника.

Иаков, брат Господень по плоти, - конечно, не родной брат, а либо двоюродный, либо сводный. Он стал как бы наследником Господа Иисуса в Иерусалиме по Его Вознесении. Исторически известно, что первое время, больше столетия, христиане в Иерусалиме возглавлялись родными, родственниками по плоти Господу. Известно также, что епископ Иерусалимский Симеон прожил до середины II века, а вот Иаков, брат Господень, стал мучеником. Он был умерщвлен за свою веру. Он был главой первой Иерусалимской общины. Не случайно в предании сохранилось такое поверие, что Сам Господь именно ему передал служение попечения о матери всех церквей.

Существует, как вы знаете, и литургия Иакова, брата Господня, которая с тех времен до сих пор непрерывно совершается в Иерусалиме. Иногда можно видеть эту литургию и в нашей церкви, хотя очень редко и не во всех городах. Но в некоторых епархиях эта литургия Иакова, начиная с 70-х годов нашего века, совершалась и совершается до сих пор. Таким образом, Иаков, брат Господень, - для нас как бы символ преемственности от Самого Господа, символ традиции, начавшейся еще при Господе и продолжающейся до сегодняшнего дня.

Вот, мы вспоминаем этих святых, о которых можно было бы говорить значительно больше, потому что для нас такого рода традиция, преемственность такого рода всегда важна. Нам необходимо помнить, что мы основываем свою веру на предании апостолов и пророков. И у нас есть основания утверждать, что наша вера - вера, восходящая ко временам Господа и центрирующаяся на Самом Господе. Вот поэтому церковь во время празднования Рождества Христова и чтит память этих трех святых.

Кроме того, весь рождественский период несет на себе древнейшие черты системы катехумената, которая начала складываться в церкви с середины II века.

Это означает, что церковная традиция указывала определенные дни и сроки, когда принимать новых членов Церкви, когда и как их готовить и т. д. Не случайно святки стали в результате очень похожи на светлую седмицу после Пасхи. Это те же святые дни. И те, кто в этом году их проводил с нами за ежедневной Евхаристией, хорошо помнят глубокое ощущение того, насколько большое таинствоводственное значение имеет как этот переход от одного научения к другому изо дня в день в эту седмицу, так и то, как расположены апостольские и евангельские чтения каждого дня, а также воспоминания памяти святых, связанных непосредственно с Рождеством Христовым или свидетельствующих о том, какие плоды приносит вера, принесенная нам Богомладенцем Иисусом.

Все мы понимаем, насколько велик этот духовный опыт, насколько он важен в наше время, когда многие взрослые люди приходят в Церковь для того, чтобы стать полными ее членами.

Возблагодарим же Господа за то, что несмотря на все трудности христианской истории, Церковь ничего не утеряла, за то, что Церковь сохранила все пласты своего Предания, за то, что доныне мы можем действительно ощущать дух апостолов и пророков в недрах ее.

Аминь.

12 января. Слово на литургии
после чтения Апостола (Гал 1: 11-19)

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Братья и сестры христиане! Воистину Евангелие, которое мы с вами приняли, не есть благовестие человеческое, не есть такое благовестие, которым утешались, да и сейчас порой утешаются многие и многие люди. Ведь что означало в древности слово "евангелие"? В древности это слово означало очень конкретную вещь - это весть о прибытии царя. Прибывает глава государства, и это такая радостная для всех весть, что лучше нее быть не может. И вот то, что касалось только устроения земных дел, устроения земной жизни людей, называлось "евангелием". И это было евангелие, конечно же, человеческое, братья и сестры. А вот то, которое мы с вами приняли, то откровение о Царе Небесном, Царе царствующих и Господе господствующих, не есть человеческое. Это есть откровение, данное через Иисуса Христа, когда Сам Иисус Христос открывается в нас, благодатью Божией открывается в нас самих. Вот это Откровение и есть наше Евангелие, Благая весть, принятая сердцем и распространяемая везде, Весть о Царе Небесном и о Царстве Божием, открывшемся во Христе.

Апостол Павел пишет о своем опыте такого откровения. Здесь как бы исполняются слова Писания, слова Господа: "Блаженны не видевшие и уверовавшие". Апостол Павел имел откровение Самого Христа внутри себя, но по плоти он Его не знал, по плоти он Его не видел. И тем не менее из неумеренного ревнителя отеческих своих, национальных преданий он стал проповедником Господа, стал носителем Его в сердце своем, стал Христоносцем и Богоносцем. Он стал даже первоверховным апостолом, хотя, по человеческому рассуждению, не очень рьяно показывал внешне знаки почтения прежним апостолам. "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я тогда же не стал советоваться с плотью и кровью (т. е. с людьми), и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию", - пишет апостол Павел. То есть он сразу после своего обращения, когда в него вошел Христос, пошел в пустыню для утверждения, укрепления в вере. Затем он вернулся домой и только позже, через три года пошел в Иерусалим, чтобы увидеть другого первоверховного апостола - Петра. И видел еще главу той общины - Иакова, брата Господня, память которого мы сегодня и совершаем.

Вот, братья и сестры, удивительна сила евангельская! Если Сам Бог живет в нас, то нет никакой силы большей, более чистой, более светлой, чем эта сила. Удивительно то, насколько апостол Павел чувствует предызбранность свою Богом, чтобы открылся в нем Христос, чтобы и в нем были те же чувствования и мысли, что и во Христе, чтобы подражать Христу и таким образом достигнуть Царства Небесного.

Каждый из вас также предызбран Богом от утробы матери своей. Каждый из вас не чужд Богу. И всем нам нужно еще почувствовать, какое величие Божией силы раскрывается в этом. Поэтому никто из нас теперь пусть не думает о своем низком происхождении, потому что если нас предызбрал Бог и открыл в нас Сына Своего, то может ли быть что-то более высокое? Если мы от Бога, то происхождение наше самое высшее. Никаким князьям, никаким премьер-министрам, никаким королям и императорам не сравняться с этой честью, которую имеет каждый из вас конкретно. Каждый из вас - царский сын, каждая из вас - царская дочь, и это открывается через родившегося в нас Спасителя, если только Дух Божий живет в нас, братья и сестры. А вот если Духа Христова не имеем, то мы - и не Его. Мы не так давно слышали эти слова Писания. Вот только о том и заботьтесь: не о том, чтобы угождать плоти и крови и чтобы советоваться с плотью и кровью, но о том, чтобы нести свое звание, свое избрание подобно тому, как это делали апостолы Петр и Павел, как это делал апостол Иаков, брат Господень, чтобы прославлялся Бог в наших сердцах.

Аминь.

13 января. Слово на литургии
после чтения Апостола (Евр 3: 5-11, 17-19)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Братья и сестры христиане! Сегодня, когда мы празднуем отдание праздника Рождества Христова, когда уже, можно сказать, завершается наша рождественская послекрещальная "светлая седмица", ибо сегодня - ее седьмой день, для нас с вами очень важны те слова, которые мы сейчас слышали. Послание к евреям - одно из непростых посланий в Новом завете. Для многих из вас оно пока еще труднодоступно, даже если вы знаете его и любите читать. И это так прежде всего потому, что оно требует знания, дополнительного знания, особенно Ветхого завета, знания не только общих направлений, не только общих вещей, связанных с Ветхим заветом, но и знания самого текста, самих его слов. Вот изнутри такого знания и говорит автор Послания к евреям о том, что Моисей - как бы центральная фигура в Ветхом завете - только слуга. Моисей верен во всем доме Господа, но как слуга, для свидетельствования того, что надлежало возвестить. Чем служил Моисей? В чем его пророческая миссия, великая пророческая миссия? Он - служитель Божий для засвидетельствования о том, чему надлежало быть, того, что еще откроется, того, что придет в полноте, хотя это еще и было сокрыто во времена Моисея от человеческих глаз. И далее в Послании говорится о том, что Христос - не как служитель в доме Божьем, не как его слуга, хотя и великий, не как пророк, а Он - как Сын Божий. Сын этот - уже не слуга, или не только слуга, и не просто слуга. Христос - Сын в доме Божьем, дом же Божий - это мы. Вот то, о чем мы постоянно слышим: Христос, Духом, Который Он вселяет в нас, соделывает из всех нас Церковь, Дом Божий. Вот это здесь в тексте и подразумевается.

Итак, Дом Божий - мы, если, конечно, мы выполняем некое условие, которое требует от нас Писание в этом случае, чтобы никто из нас не соблазнился этими словами и не положил, как говорится, себе в карман права быть живым камнем в Доме Божьем, т. е., чтобы никто из нас не подумал, что это право уже неотъемлемо от него независимо ни от чего. Дом Божий - мы, "если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца". Вот суть христианской жизни - то самое "дерзновение" и то самое "упование, которым хвалимся". А каким упованием мы хвалимся, братья и сестры? Да, действительно, наше упование - Христос. Действительно, если такое "дерзновение" и такое "упование, которым хвалимся", мы твердо "сохраним, сохраним до конца", то мы тогда и есть Церковь Христова. Так что главное - не только принять, но и сохранить, сохранить, как сказано, "твердо", "сохранить до конца" наше упование и наше дерзновение. А откуда происходит это дерзновение? От той силы Духа, которую Господь дает каждому при вхождении в сердце, но не по нашим заслугам, не по нашим силам, а по милости Своей.

Итак, центр нашей христианской жизни сейчас - вот это дерзновение и это упование. Зачем же еще нам нужно дерзновение? Дерзновение нужно для того, чтобы преодолевать свои немощи и грехи. Без дерзновения сделать это будет невозможно. Можно будет всю жизнь плакать о грехах и ничего не исправить, ничего не достичь, если не будет дерзновения. Конечно, как всегда в духовной жизни, и у дерзновения пред Богом есть свой темный двойник - дерзость пред Богом, проявляющаяся тогда, когда акцент начинают горделиво ставить на самом носителе дерзновения, а не на Том, пред Кем это дерзновение. А имеем мы дерзновение пред Богом опять же постольку, поскольку Дух Божий живет в нас, и теряем его, когда теряем упование на Веру, которой мы спасены Господом, т. е. если эта Вера как связь с Богом прекращается.

Вот, братья и сестры, поистине Христос - Сын в Доме Божьем, и этот Дом - мы, "если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца". Запомните эти слова. Они теперь вам будут нужны на протяжении всей вашей жизни. Слава Божия, пребывающая в Доме Божьем, открывается и через нас, только будем хранить до конца наше дерзновение и упование.

Аминь.

Слово на литургии после Евангелия (Лк 20: 27-44)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Братья и сестры христиане! Множество людей на земле заботятся о земном устроении своей жизни. И часто этому способствуют условия, выраженные в религиозных законах, в том числе и в законе Моисеевом, который давал свои повеления в трудных случаях жизни, относящихся именно к тому, что касается здешнего устроения. И всякий, кто читал Ветхий завет, конечно, помнит в нем множество таких заповедей, написанных от имени Бога, но касающихся только здешнего устройства. Одной из таких заповедей, одним из таких законов был закон левирата, тот, который, по существу, и лежит в основе вопроса саддукеев, отрицавших воскресение.

Этот вопрос саддукеев был в общем-то их очередной провокацией, или, говоря более благозвучно, искушением. Они же не верили в воскресение, они хотели как бы посмеяться, но посмеяться, так сказать, в рамках закона, так, чтобы не отвергать закона и не подпасть под осуждение закона. И вот они говорят именно о том случае, когда якобы некие семь братьев по очереди имели одну и ту же жену, потому что по закону левирата они должны были восставлять семя брату своему, умершему бездетным. И из этого они делают достаточно смешной, как им кажется, вывод по поводу того, чья же эта жена будет по воскресении. Если верить в воскресение, то, по их мнению, там будет нечто соответствующее нашей жизни, но только вот в некоем свете небесном, в сиянии небесной жизни. И саддукеи считали, что несуразность воскресения они доказывают невозможностью всем семерым иметь одну жену - это против закона. Невозможно же нарушить закон даже на небесах! А Господь, прекрасно понимая, что это искушение, сказал им очень серьезно о том, что чада века сего женятся и выходят замуж, и все это только в этом мире может иметь какое-то значение, в мире сем, а в мире Божием даже среди живущих на земле это никакого значения не имеет. "Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения". Это первое, что утверждает Господь. И о чем говорит Господь здесь? В первую очередь, конечно, о мире горнем, о мире небесном. Но ведь Господь пришел этот мир принести на землю. Да, это откровение Небесного Царствия должно еще исполниться в эсхатологической реальности, но оно открывается, оно дается нам уже здесь. И древние христиане это очень хорошо понимали. Отчасти это стимулировало возникновение монашества. Монахи называли себя равноангельским образом, как здесь и сказано: "Ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения".

И действительно, христиане верили в то, что, будучи сынами воскресения и будучи сынами Божьими, они равны ангелам и умереть уже не могут. И для них ничего не значит жениться и выходить замуж, если только они сподобились достигнуть того века и такого вот воскресения. Воскресение - духовная тайна, но открывается она здесь. Начинается она здесь, как все, что принес нам Господь. Сподобиться воскресения из мертвых можно и нужно уже здесь. Не случайно вот таким как раз воскресением часто становится купель Крещения. Мы умираем в ней для мира сего, для греха и воскресаем со Христом. Совоскресаем с Ним. И хотя всем нам понятна некоторая неполнота этого здесь, на земле, пока мы живем во плоти, и всем нам ясно, к чему надо еще стремиться и идти, тем не менее христиане ощущали и ощущают себя равными ангелам и сынами Божьими, сынами воскресения. Вот исполнение великого достоинства! Это еще одна сторона христианской жизни, о которой мы в эти дни с вами пока не говорили. Действительно, достойнейшим аккордом сегодня, в день отдания праздника Рождества Христова, являются эти апостольское и евангельское чтения. Они раскрывают то, о чем трудно было бы вам говорить даже несколько дней назад.

Но сейчас нельзя не сказать еще несколько слов о том, что Господь говорит о самом воскресении. Мертвые воскреснут, ведь не случайно Господь назван при купине Богом Авраама, Исаака и Иакова. Бог, как утверждает Господь, не есть Бог мертвых, но Бог живых. У Него все живы - все, кого поминает Бог, кого познает Бог, кто сам познает и поминает таким образом Бога. И это является доказательством истины воскресения от Писания, от Слова Божьего.

Тут я должен на секунду отвлечь ваше внимание на то, что значит "помянуть". Помянуть - значит "познать". Бог поминает Своих чад, познавая таким образом их, входя как бы в само сердце и в глубь их существа, их человеческой жизни. И наоборот, если человек поминает Бога, он этим самым также говорит, свидетельствует о познании Его, о вхождении в глубину божественной жизни.

Итак, Бог не есть Бог мертвых, но живых! Именно поэтому приобщение к Богу каждого человека есть приобщение к жизни, Жизни вечной, непрестающей.

Это та духовная истина, которая должна раскрываться, хотя и постепенно, хотя и через немощи плоти. Многие могут ощущать сейчас эти немощи и переживать их, но не нужно думать, что это главная забота нашей жизни. Это не есть наша главная забота, ибо Бог дает нам силу воскресения, закладывает в наши сердца то зерно, которое должно дать всход, которое должно еще возрасти, прежде чем даст плод сторичный. Пока зримо растет это зерно, а это происходит постепенно, до тех пор мы еще на пути. И не будем этого стесняться, не будем бояться того, что мы на пути и что еще многое не завершено внутри нас. Может быть, еще ничто не завершено, а лишь указан и принят нами путь. Поэтому не бойтесь своих немощей, не очень много уделяйте им внимания. Относитесь спокойно к немощам плоти. "Сила Божия в немощи совершается", и она совершится, если только вы не будете слишком много внимания уделять себе в своих немощах.

В сегодняшнем евангельском отрывке приводятся еще одни удивительные слова Христа. Христос как бы свидетельствует о Себе, Он как бы спрашивает, Чей Он Сын, и далее показывает, что сказать только то, что Христос - Сын Давидов, мало. Мы с вами вчера праздновали память царя Давида и говорили о том, почему так важно утверждать, что Христос - Сын Давидов, почему это и является неотъемлемой частью благовестия о Христе. И все-таки этого мало. Ссылаясь на один из псалмов, Господь показывает, что царь Давид сам называет Его Господом, а если Он для него Господь, Господин, то Он выше его, то Он уже не просто сын ему. "Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?" И на этом высказывания прекращаются, и дальше нужно будет каждому самому подумать, а что мы ответим на этот вопрос? Зачем был задан этот вопрос? Да, мы знаем, что Христос Господь - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. В контексте того, что мы сейчас говорили о людях как о сынах Божиих, это обретает особый смысл, особую значимость. Если верующие во Христа - сыны Божии, то они не только равноангельны, а даже более того. Но зачем нам нужно знать об этом? Зачем нам нужно познавать Христа? Зачем апостол Павел постоянно призывает к этому гнозису, к этому Богопознанию во Христе? Может быть, это пустое занятие? Иди быстрее помогать другим людям, занимайся тем-то и тем-то, поддерживай прогресс, цивилизацию, культуру. Может быть, это в первую очередь нужно, а все остальное - искушение, отвлекающее от реальной жизни? Пусть же каждый из вас сам ответит на эти важные вопросы.

Слово после службы

Братья и сестры, поздравляю всех вас с причастием! Сегодня завершается празднование Рождества. И действительно, эта прекрасная, светлая, воистину светлая седмица празднования Рождества Христова, наверное, никогда не забудется для всех нас, тех, кто в ней участвовал здесь, в этом святом храме. Я всех вас поздравляю с завершением этой седмицы. Завтра - восьмой день по Рождестве и будет уже новое празднество - в честь Обрезания Господня и память святителя Василия Великого.

Храни вас всех Господь!

14 января. Слово на литургии
после чтения Апостола (2 Тим 4: 5-8; Кол 2: 8-12)

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Братья и сестры христиане! Сегодня у нас последний день "светлой седмицы", точнее, ее "восьмой день". Вы все, новокрещеные, нововоцерковленные впервые здесь стоите уже наравне с верными. Уже не как новорожденные во Христе, а как пусть, может быть, еще не старшие, но во всяком случае уже и не как младенцы. И в этот день совершается великий праздник Обрезания Господня и празднуется память святого Василия Великого. И сегодня еще так случилось, что на этот же день падают чтения Недели пред Богоявлением Господним. Вернее, первое чтение, Послания к Тимофею, относится к чтениям Недели пред Богоявлением, а второе - к празднику Обрезания Господня. Эти два кратких отрывка нам говорят очень о многом. Итак, что же мы слышали?

Апостол обращается к Тимофею с последним наставлением, с неким завещанием, потому что он чувствует, что время его отшествия настало. И вот он говорит о том, как должен вести себя в церкви ответственный человек, оставшись без своего непосредственного наставника. Это актуально и для многих из вас. Что пишет здесь апостол? Во-первых, "будь бдителен во всем". Действительно, бдительность надо сохранять. Причем, бдительность - во всем. Нельзя нигде расслабляться, нельзя нигде плыть по течению, нигде нельзя потерять вот этот личностный момент ответственности за все, личную свою ответственность, переложив ее на другого. Так и каждый из вас пусть тоже будет бдителен во всем в своей духовной жизни.

Далее, "переноси скорби" - неизбежные скорби. Кто хочет жить благочестиво, говорит нам Писание, тот будет переносить гонения. И Господь говорит: "Меня гнали, и вас будут гнать". Скорби эти, внутренние ли, внешние ли, будут обязательно. Другое дело, что эти скорби никогда никого из вас не смогут ввести в уныние, раздавить собой, стать сильнее вас, быть скорбью ко смерти вашей. Хотя в мире сем это бывает очень часто. У вас этого пусть не будет. Никакого уныния допускать в сердце своем нельзя, если только вы бдительны во всем, если только ваша приобщенность ко Христу не ослабевает.

Следующий призыв к Тимофею - "Совершай дело благовестника" - т. е. евангелиста, проповедника. Совершайте и вы, каждый из вас, такое дело в силу апостолата каждого члена Церкви. Совершайте его с благоговением, зная, где, кому, что надо сказать, не жалея себя при этом, не жалея своих сил, своего времени, не оборачиваясь назад, не думая: "Я еще не готов, я еще так слаб, что ответить ни на чьи вопросы не могу. Мне нужно будет, во всяком случае, если уж не бежать, то направить этого человека к кому-то иному". Может быть, вам иногда и нужно будет посоветоваться или действительно привести человека с трудными проблемами к кому-то еще в церкви, может быть, даже к священнику. Но и сами старайтесь тоже находить ответ. Господь будет свидетельствовать за вас, Он будет и помогать вам. С вами Он, Господь-воин, ведет Он брань небесную, духовную, и не менее успешно, чем в Ветхом завете вел в храме земном.

Далее, "исполняй служение твое". У каждого из вас есть свое служение. Каждый из вас одарен. Вы все одаренные люди, одаренные в самом полном и глубоком смысле этого слова. Ведь нельзя никогда никому сказать "дурак", или "пустое место", или еще что-то в этом роде просто потому, что это неправда. Можно свой дар действительно выхолостить, пустить по ветру, разменять на мелкую монету, превратить духовное только в материальное. Можно! Действительно, можно! Но пока этого не произошло, старайтесь этим даром служить, этот дар умножать, а не зарывать его в землю.

Потом апостол говорит удивительные по своей человеческой и вообще духовной пронзительности слова: "Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил (т. е. завершил), веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его", т. е. жаждущим встречи лицом к лицу с Господом. Всем им, как и вам, дастся тот же венец, что и этому великому апостолу. А за что ожидает апостол Павел себе венца, увенчания своих подвигов? Какие подвиги он имеет в виду? Он совершил течение, прошел свой путь, положенный ему в этой жизни, но главное, он сохранил веру!

Оказывается, сохранить веру - тоже подвиг, дорогие братья и сестры, для каждого человека. Нам очень часто кажется: я принял веру, и моя вера уже как бы при мне. А потом, когда с нами вдруг что-то начинает случаться, мы удивляемся, и при этом не догадываемся, что иногда нам грозит потеря веры. Не в уме, в уме, может быть, и нет, хотя сомнения ума всем нам известны, и обычно, при условии духовной открытости к Богу, духовной веры, эти сомнения ума бывают даже плодотворны. Но вот есть еще опасность потери самого духа веры, опасность снова закрыться, отвратиться от Бога и ближнего. Это по-настоящему опасно, ибо это - смерть. Апостол в своем ежедневном и еженощном служении сохранил веру, и для него гарантом веры были плоды ее - его служение. И поэтому сохранение веры стало для него тем, чем он хвалится пред Богом, ибо это - дело Божие, а сказано: "хвалящийся, хвались Господом".

Вот, братья и сестры, это был первый отрывок, а второй сегодня - из Послания к колоссянам. Он относится к празднику Обрезания Господня. Здесь что ни слово - то перл. Некоторые из выражений этого краткого зачала, которое вы слышали, уже, наверное, давно у вас на слуху, вы их помните. Хотя, может быть, и не все. Вот, например, начало: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу". Видите, не против философии выступает апостол Павел и не против преданий человеческих самих по себе, а против таких преданий человеческих и такой философии, которые строятся по стихиям мира, а не по Христу, которые основываются на мирских стихиях и дальше этого не идут. Помните об этом. Эти слова важны в Священном писании, и вы их еще не однажды услышите или прочтете.

Правда, часто их искажают. Приходится слышать иногда от протестантов и от сектантов: мол, что вы там рассказываете нам о каких-то догмах, о какой-то философии, и вообще все, что было создано в константиновский период, - это предания человеческие, а о них написано: "смотрите, чтобы кто не увлек вас" всем этим, не увлек бы философией и преданиями человеческими. При этом, как всегда, они забывают или проглатывают конец фразы. Да, можно и нужно отвергать веяния увлечения, и в том числе философией, писаниями человеческими, но лишь постольку, поскольку мы знаем, что они строятся не по Христу и существуют совершенно не ради Христа.

Всему в Церкви есть свое место. Есть место и преданию человеческому, есть место, конечно, и философии, которая неразрывно связана с нашим богословием. Но, повторяю, если они не по Христу, то это станет обольщением. Это будет увлечением, которое будет зряшно и суетно, которое будет не только смущать ваш ум, но и истощать его, как и вашу душу и ваш дух. Бойтесь этого, братья и сестры!

Дело в том, что пока мы живем на земле, мы должны быть очень трезвенны и знать, что хотя "не мерою дает Бог Духа", но мы-то принимаем и усваиваем эти дары "мерою", и каждый в меру свою. И можно так истощиться, что не останется от человека ничего - одни обломки. Человек может попасть в психушку или еще куда-нибудь, вылететь в астрал или еще куда-то. И это действительно серьезная вещь. Иногда можно и нужно напрягаться в жизни. Иногда это напряжение очень важно в духовной жизни. Иногда нужно ночей не спать и днем не присесть. Иногда это нужно. Но не нужно делать это по всякому поводу, только потому, что я не прочитал вот эту и вот эту книжку, я не встретился вот с тем-то и с тем-то человеком, я еще не продумал то-то и то-то, не написал это и это. Надо всегда смотреть, что будет во славу Божию и что действительно нам дано Богом, каждому из нас, ибо нельзя объять необъятное.

Далее апостол говорит, что во Христе "обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти". Начало этой фразы вам хорошо известно: "во Христе обитает вся полнота Божества телесно". Но теперь запомните и вторую ее часть: коли во Христе есть эта полнота, а вы приобщены ко Христу, то и вы имеете в Нем полноту. И когда мы проповедуем и говорим о добре, о красоте, о полноте веры - ибо об этом можно вести речь в связи с любой религией, с любым учением, в жизни любого человека, пусть лишь в той или иной степени, - тогда мы говорим о Христе, потому что мы познали эту полноту и имеем ее именно во Христе, Который Сам имеет полноту Божества в Себе. В Нем обитает полнота Божества телесно, вот это, братья и сестры, запомните.

В Нем же с нами произошло то, о чем могли лишь мечтать многие поколения людей и мечтают до сих пор, иногда не зная, чего хотят, к чему стремятся: "в Нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным". Рукотворенное обрезание имело значение как знак верности, как знак приобщенности Богу, как знак принадлежности Ему. Это обрезание когда-то имело особое значение, а для кого-то оно имеет значение и до сих пор. Но несоизмеримо большее значение для всех вас имеет обрезание нерукотворенное. "Вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым", которое есть Крещение. Вы "погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых". Вот, братья и сестры, о чем здесь идет речь.

Насколько замечательно это слово апостольское и насколько оно важно для всех нас сейчас! Мы празднуем Обрезание Господне, подразумевая, что Иисус стал связью Ветхого и Нового заветов, что Он подчинился закону. Но Он дал новое обрезание Cвоему новому народу, новому Израилю, новым детям Авраама. Вот вы и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти", или, как мы не так давно с вами говорили, вы призваны к тому, чтобы жить не по плоти, а по Духу. В этом смысле вы совлечены греховного тела плоти. Не сама плоть - грех, не плотские желания и функции - грех, братья и сестры, а жизнь по плоти. Повторяю - по плоти, а не во плоти, что отводит нас от Христа.

Мы "погребены с Ним в крещении" и в Нем "совоскресли верою в силу Божию". Вот это воскресение, это утверждение жизни в нас есть самое важное в нашей вере. Эта сила Божия будет совершаться во всех, во всей церкви, хотя и в немощи нашей. И немощи наши до конца никогда нас не покинут. Какие-то из них будут преодолены, даже многие будут преодолены, и что прежде для нас было невозможным - станет возможным, но какие-то внешние немощи, с которыми мы можем согласиться сами, еще будут. И даже будут нарастать постольку, поскольку плоть наша будет, конечно, стареть и разрушаться. Не нужно этого бояться, нужно только иметь достаточно твердости для того, чтобы уметь смиренно согласиться с этим обнищанием плоти нашей. Но мы не должны соглашаться с такими немощами, которые мешают нам в нашей жизни по духу, а не по плоти!

Вот сколь богатым может быть для нас наставление апостольское в этот день Обрезания Господня, в Неделю пред Богоявлением.

Аминь.

Слово на литургии после Евангелия
(Мк 1: 1-8; Лк 2: 20-21, 40-52)

Дорогие братья и сестры! Вы слышали отрывки из двух Евангелий - от Марка и от Луки. Первый относится к Неделе пред Богоявлением. Здесь уже идет речь о Крещении Господнем. Второй отрывок связан с праздником Обрезания Господня. Также в нем говорится о том, как проводил Иисус Свою жизнь после Своего совершеннолетия. Это тоже для нас с вами сейчас актуально.

Вот, братья и сестры, рассказ о том, как Господь пришел к Иоанну на Иордан и крестился. Упоминается проповедь Иоаннова и то, что он крестит водой, но Идущий за ним будет крестить Духом Святым. Это крещение вы и испытали, братья и сестры, не просто водное крещение и не просто крещение покаяния. Конечно, если бы не было покаяния и этого водного крещения, то по меньшей мере ущербным было бы крещение духовное, а может быть, его не было бы и вовсе.

Братья и сестры, будем помнить, что Господь пришел к нам не для того, чтобы просто омыть плоть нашу, что делается ежедневно всеми людьми, а для того, чтобы крестить нас Духом Святым. Дух Святой возрождает нас. Он устраивает нам баню пакибытия, баню возрождения, и это духовное возрождение - основа всей христианской жизни.

Господь в младенчестве Своем был обрезан. Был обрезан тогда, когда еще Сам был в немощи плоти. И обрезание плотское тоже имело, как вы знаете, значение именно тогда, когда люди находились в немощи плоти и находятся в немощи плоти. Обрезание - это некое ограничение, некая привязка человека к Богу, как говорили о том пророки и закон.

Мы слышали также и о том, что связано с жизнью двенадцатилетнего Иисуса. Еще раз вам напомню: возраст двенадцать лет в то время в Иудее считался совершеннолетием. Так что это не просто некий маленький мальчик пришел в Иерусалим с родителями на праздник Пасхи, не просто совершил благочестивое паломничество и некий обряд. Это было важное путешествие.

Прежде этого было сказано, что Младенец от рождения Своего "возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем". Это то, что вы уже делали, и сейчас делаете, и что будете делать - возрастать и укрепляться в Духе. Нужно исполняться премудрости, нужно познавать правду Божию, заповеди Божии, волю Божью, всячески стараясь ее воплотить в жизнь.

Нужно исполняться благодатью Божьей, чтобы благодать Божья была на нас неотступно, чтобы радость была и у нас, и у всех вокруг нас, братья и сестры. Но для совершенного человека и этого мало. Господь в двенадцать лет пришел на праздник и остался в храме для научения, несмотря даже на то, что вызвал этим некоторое волнение в Своей семье, отнюдь не бывшей против Бога, против Божьих заповедей, против премудрости Божией. И тем не менее, это волнение было. Очень часто так бывает в человеческой среде. Привязанность к Богу воспринимается близкими как неверность им. Они готовы, особенно в наше не слишком благочестивое время, восстать даже против родителей, даже против старших, чуть ли не назвать их фанатиками только оттого, что они отдают свое сердце Богу и хотят исполняться премудрости Божьей. Может быть, и вы столкнетесь с подобными вещами.

Господь на упрек родителей ответил: "Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Если каждый из нас призван быть чадом Божьим, сыном Божьим, дочерью Божьей, то мы тоже должны ответить подобным образом, не нужно ревновать, не нужно искать нас, мы должны быть в том, что принадлежит нашему Отцу, пусть даже мы и не рассчитываем иногда на понимание со стороны тех, кому это говорим.

Господь наш, став совершеннолетним, обретя Свое Отечество, осознав его, как бы продолжал духовно пребывать в доме Отца и по возвращении с родителями в Галилею, в Назарет. Здесь сказано: "Иисус преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков". И вы все, новопосвященные, тоже вошли как бы в тот двенадцатилетний возраст совершенства и помните, что и вам должно быть в том, что принадлежит Отцу нашему, преуспевая в премудрости, в познании и исполнении воли и правды Божией, возрастая духовно. В этом - ваша цель, это ваша задача - возрастать в любви у Бога и человеков. Да поможет вам всем в этом Господь!

Аминь.

Слово после службы

Дорогие братья и сестры! Вот завершилась литургия св. Василия Великого. Как видите, эта литургия совершается, к сожалению, не так уж часто. С другой стороны, по немощам нашим мы даже не можем желать, чтобы она чаще совершалась, потому что она требует от нас еще большего напряжения, чем литургия св. Иоанна Златоуста.

В ней сохранились очень пространные древние части. Вы видели, какая развернутая анафора, сколько здесь самых разных поминовений, в том числе таких, которые потом уже считались даже неуместными. Очень много прошений о гонимых христианах, о тех, кто находится в заточении, трудах, страданиях, болезнях, хотя конечно же, для нас с вами молитва о всех страждущих всегда имеет особое значение.

Сейчас, слава Богу, вот этим последним, столь мощным аккордом завершилось ежедневное ваше причастие, "светлая седмица" плюс восьмой праздничный день. Я еще не говорил вам, что сегодняшний день по уставу считается великим праздником, наравне с праздником Петра и Павла, Покрова, Рождества Иоанна Предтечи и Усекновения его главы. И этот великий день, великий праздник, который уступает лишь двунадесятым праздникам, типа Рождества Христова, является для вас как бы завершающим вашим праздником и в то же время открывающим вам двери внутрь, внутрь Чертога. Конечно, нужно пройти еще через некий "предбанничек", через некую как бы "пустыню", где могут быть некоторые трудности в вашей ориентации. Но я надеюсь, что в результате вы войдете в светлые залы Христова Дома более опытными.

А сейчас мы с вами совершим чины "восьмого дня" по Крещении, те, которые еще не совершали: несколько молитв на снятие белых одежд и на омовение знаков мира.


Окончание. Начало цикла проповедей на "светлой седмице" огласительного цикла "Рождество-92" см. в журнале "Православная община", ╪ 32 (╪ 2, 1996).