Проповедь

Священник Георгий Кочетков

Первая служба в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Перед вечерней службой было совершено таинство Крещения и Миропомазания новых членов Церкви.
6 января 1991г.
Слово после чина "отречения от сатаны и сочетания со Христом"

Братья и сестры!

Поздравляю вас с началом служения в этом прекрасном храме. Мы начинаем его, как и в глубокой древности, с таинства Крещения. Праздники христианские, в том числе и Рождество Христово, имеют глубокий смысл, поскольку они связаны с изменением жизни людей, внутреннего мира каждого из тех, кто идет или намерен идти по пути Христову. Молясь ныне вместе с крещаемыми, мы всегда вспоминаем и как бы обновляем собственные обеты Крещения. Постараемся быть достойными той благодати, которая сегодня нам будет дана в этом святом храме. Крещение не просто единичный акт, совершаемый однажды в жизни христианина. Оно продолжается всю жизнь. Сегодня оно свершится над крещаемыми, но будет ли оно вполне истинным и действенным таинством, зависит не только от них, но и от нас. Будем же помогать им в этом.

Братья и сестры, закончилась та часть приуготовления к таинству Крещения, которая для вас, крещаемых, означает полное покаяние. Что значит "отречение от сатаны", то есть от того, что Богу не принадлежит? Оно и значит полное покаяние, обращение от гибельного пути. И только после него можно начать собственно Крещение, то есть "Погружение" во имя Иисуса Христа, к чему мы и приступаем.

Перед Миропомазанием

Теперь, когда вы облеклись во Христа, вы должны облечься и в благодать Святого Духа, чтобы иметь доступ к престолу Божьей благодати, иметь "помазание от Святого и познать все". Для этого и совершим таинство Миропомазания.

После чтения крещального евангелия

Вот и совершилось великое таинство. И мы верим, что оно будет плодотворным в душах и в жизни новокрещеных, как и во всей Христовой Церкви. Мы все получили от Господа повеление крестить и учить людей и совершать все, что повелел нам Господь. И мы теперь имеем силу, чтобы исполнять этот призыв, ибо Господь с нами всегда, "во все дни до скончания века".

Тут я хотел бы напомнить новокрещеным: вы умерли для греха, а воскресли для жизни благочестивой и вечной. Помните, что вы теперь "не чужие, а свои Богу". Только одно теперь требуется от вас не отойти от престола благодати Божьей, внимать учению Христову и помогать другим так, как может помочь только человек, находящийся под покровом Любви и Истины. Нет большего дня в жизни человека, чем день его Крещения. Вспоминайте же этот день одни и со своими друзьями, так как это день полной открытости для взаимного общения. Вспоминайте его и когда будете помогать другим. Услышав же то, что было сказано в слове Господнем, будем исполнять это на земле, зная, что рожденный от Бога уже не умирает, ибо имеет Жизнь вечную.

Аминь.

Будем сегодня совершать и обряды "восьмого дня" омовение знаков святого Мира, ибо неясно, можно ли будет их совершить над вами на восьмой день. Поэтому мы присоединим их к Крещению, как это обычно делается в наш век.

А теперь в знак первой жертвы, приносимой Богу, совершим обряд "пострижения власов". Пусть это будет прообразом тех духовных жертв, которые вам еще предстоит принести.

После крещения

Поздравляю вас с Крещением, с великой благодатью, которую вам нужно будет теперь неленостно возгревать. Ибо вы знаете, как много искушений подстерегает вас в этом мире, который "лежит во зле". Чтобы иметь постоянное общение со Христом, вам нужно будет иметь постоянную молитву, не идти на компромисс с совестью, постоянно участвовать в церковных таинствах. Поэтому завтра вам предстоит еще причаститься святых Христовых таинств Его Тела и Крови. Делайте это регулярно, чтобы благодать была неотъемлема от каждого дня, каждого мига вашей жизни, даже от вашего дыхания.

А теперь этой святой водой "великой агиасмой", то есть великой святыней, в которой крестились Алла, Олег и Александр, мы освятим наш храм и все в нем.

После чтения евангелия на вечерне

Мы сейчас слышали притчу о том, что есть Царство Божие. Его завещал нам Иисус Христос, Рождество Которого мы начали сегодня светло праздновать. Мы знаем, что Царство Божие приблизилось в Самом Господе, и всякий, поверивший в Него, обретает это Царство Небесное. Что же это за Царство? Обычно, когда мы думаем о нем, мы вспоминаем слова апостола Иоанна, что оно "не пища и питие, но правда, мир и радость во Святом Духе". Как хочется нам всем обрести такую правду, такую радость и милость от Духа Святого! Но сегодня давайте вспомним другие образы Царства Небесного, данные Самим Господом в притчах. Господь говорит, что оно подобно малому горчичному зерну и малой, ничтожной, на первый взгляд, закваске. Вот оно растет, и птицы небесные прилетают и обретают себе место в ветвях его. А малая закваска дает полноценное тесто, которое растет, одухотворяясь, растет вверх и вверх.

Да, братья и сестры, Евангелие просто для тех, кто "разумеет, что читает" или слышит. Просто, когда в своей жизни мы являем истинность Слова Божьего. Поэтому мы должны всерьез отнестись к словам Господа, мы должны понять, что еще не пришло то время, когда полностью открывается Царство Небесное, но пусть не в полноте, оно уже открылось и накапливает силу, которой победит весь мир, лежащий во зле.

Братья и сестры! Мы не должны бояться того, что Царство Божие еще только растет в нас и вокруг нас. Мы все служители этого возрастания Царства. Мы должны следовать за Господом, чтобы сердце наше очистилось, раскрылось, преобразилось и стало бы источником той силы, которую принес в мир Господь Иисус Христос. Мы немощны и грешны. Мы просим у Господа прощения грехов. Но мы знаем, что Царство Божие в нас растет, если только мы не вытесняем его, служа богу иному. В этом росте тоже есть радость и мир во Святом Духе. Мы вспоминаем о Христе родившемся, Который тоже был мал, рождения Которого почти никто не заметил. Рос Господь, и распространялось с Ним то Царство, которое открылось в Нем и через Него. Так давайте расти и укрепляться в Духе Святом и мы Церковь Христова, Тело Христово. Мы еще немощны и малы в нашем граде, даже здесь, в нашем храме. Но будем стараться исполнить слово Христово о Царстве, которое ныне открыто внутри нас и вокруг нас. Аминь.

Слово после вечерни

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником. Вот и началось богослужение в соборе бывшего Сретенского монастыря. Наш собор, как и монастырь, назван в честь особого события в истории Руси. Вы знаете, что главный праздник нашего храма Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Там, где сейчас площадь Дзержинского и где до XVII в. также был монастырь, произошла встреча иконы Владимирской Божией Матери, принесенной в Москву из Владимира, в связи с наступлением на Москву очень сильного войска Тамерлана. И без всякого кровопролития тогда, в конце XIV в., Москва была спасена только молитвами, только покровительством Божией Матери. Для нас это очень знаменательно. Богоматерь через Ее икону Покровительница всей нашей страны, всего нашего народа. Она Умиление, Елеуса (милующая). И хотелось бы, чтобы молитвами Богородицы мы были защищены от всякого зла, восстающего на нас. Мы еще так слабы, так несовершенны, так нуждаемся в молитвах Богоматери, в Ее божественном покрове над всеми нами. Дай Бог, чтобы этот собор стал воистину Собором, собранием, ищущим покрова Божией Матери, чтобы росло в нем Царство Божие и укреплялась Святая Церковь Христова. Благодаря Бога за то, что здесь сегодня произошло, (а это историческое событие), будем помнить, что многое еще предстоит нам сделать.

Не будем уставать, не будем унывать, помня "если Бог за нас, кто против нас?" Сегодняшний собор, сегодняшнее богослужение залог того, что возрождаются и обновляются души людей. Я имею в виду присутствующих здесь новокрещеных святых! ибо Крещение имеет силу освобождать от всякого греха. И сейчас пусть они и младенцы во Христе, но имеют дерзновение молиться, и мы надеемся, что вместе с их молитвой будет услышана и наша в этот благодатный, радостный день Рождества Христова. Храни вас всех Господь, и еще раз с праздником.

7 января 1991г.
Слово после чтения евангелия на утрени

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры, христиане!

Мы сейчас слышали рассказ, который является одним из центральных в евангелии, рассказ о Рождестве Христовом. В евангелии нам говорится, что прежде, нежели сочетались Мария с Иосифом, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. И Иосиф, будучи праведным и зная всю чистоту и праведность своей невесты, хотел отпустить ее тайно, чтобы не позорить ее, ибо он думал, что произошло какое-то недоразумение, произошло что-то неладное в их семье. Но, как и всегда, когда человек с чистыми помыслами рассуждает, даже если он пока и неверно рассуждает, Господь приходит к нему на помощь. Так произошло и здесь.

Евангелие нам говорит, что как только он помыслил это, а помыслил он по человеческому рассуждению, ибо ничего другого, кроме человеческого рассуждения, человек в таком случае сделать и не может, ангел Господень (ангел_ значит "вестник") явился ему во сне. И вот пришла к нему небесная Весть о том, что Мария чиста, чиста и непорочна, и он может, не боясь, принять ее в жены. А зародившееся в ней есть от Духа Святого.

Как нам понимать эти слова? Почему-то иногда их понимают так_ будто бы Дух Святой играл чуть ли ни роль мужа в этом небесном браке. Но, конечно, ни ангел, ни Святой Дух не могли, не должны были играть такой роли. "От Духа Святого" это значит как бы по благословению Божьему, непосредственно силою Духа Святого родился у Марии Сын. Далее, "родится Сын, как сказано,_ и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их". Что же значит это "ибо"? Это "ибо" имеет прямое отношение к имени Господа. Вы знаете, что само это имя переводится на русский язык как "Бог спасает", "Господь спасает". Тут и говорится, что будет наречено такое имя, которое будет соответствовать имени Спасителя, "ибо Он спасет людей Cвоих от грехов их".

А что это за люди Христовы, которые будут спасены Им от грехов? Нам всегда хочется, и это хорошее желание, чтобы Христовыми были все люди на земле. И мы знаем, что тот, кто приходит ко Христу, принимается Им независимо ни от его возраста, ни от культуры, ни от ума, ни от национальности, ни от состояния здоровья. Так он спасет людей Своих, спасет их от грехов их. Делает это именно Он, хотя иногда нам кажется, что мы можем сами себя спасти, можем так приложить усилия, что грехов не останется. И тогда мы, конечно, обольщаемся, ибо мы хорошо знаем, что ни один человек на земле не может так себя усовершенствовать, чтобы спастись от греха. Ни один, даже самый добрый и доброжелательный человек, а такие люди, конечно, есть, не может этого совершить. Каждый из нас понимает, что без Божьей помощи, без Христа спасение невозможно никак, никогда, никого. Поэтому Господь и говорит в молитве Отцу: "Тех, кого Ты Мне дал, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели". Господь сохраняет всех, кто стремится к Нему, кто не уходит от Него, кто не предает Его.

Так каждый человек, пришедший ко Христу, спасается, точнее, спасается и спасен одновременно. Это тоже очень трудный для нашего разумения момент. С одной стороны, Христос нас спасает и спас уже, а с другой мы еще спасаемся, "со страхом и трепетом совершаем свое спасение". Мы спасаемся, ибо не можем сказать о себе, что мы вне опасности в этом мире.

К сожалению, в этом мире, пока мы живем на земле, в мире, который "лежит во зле", опасностей для нашей Веры и Жизни очень много. Они и внутренние, и внешние, они материальные, душевные и духовные. Нас постоянно что-то увлекает. Начинается часто с малого, но человек, увлекаясь все дальше и дальше, может впасть уже в большое искушение и от Христа уйти, последуя "хитросплетенным басням", как говорит апостол Павел, или последуя своим страстям, обстоятельствам, последуя себе, а не Богу. Будем остерегаться этого, особенно сейчас, когда мы вспоминаем святое Богоявление в Рождестве Христовом.

А евангелие далее говорит нам: "Все же сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит "С нами Бог"(Мф 1,23). У Христа много имен, потому что многое нужно совершить Ему на Земле. Он Спаситель, и потому Он Иисус. Он открыл нам доступ к Отцу нашему Небесному, поэтому Он "С нами Бог", Эммануил. Он же Господь, и это имя дал Ему Сам Отец, как открыл нам апостол Павел. Знаем мы и много других Его имен.

Далее. "Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел, и принял жену свою. И не знал ее. И наконец, она родила Сына, своего первенца, (т.е. первого, единого и единственного своего Сына), и Иосиф нарек ему имя Иисус". Слава Богу за эту благую и радостную для нас весть! Слава Богу за святое Богоявление в Рождестве Христовом! Слава Богу за открытие Ему наших сердец во Христе Духом Святым!

Аминь.

Слово после пения тропаря праздника

Сейчас, спев Великое славословие и тропарь праздника, мы достигли главного, центрального момента утрени. Мы только что прославили Бога, показавшего нам Свет. А в тропаре праздника прославили Христа_ Солнце Правды. Вот этот-то Свет этого Солнца мы бываем способны воспринимать так, чтобы им жить, за него благодарить. И дай Бог, чтобы этот Свет в нас не мерк, чтобы это Солнце не заходило в нас.

Аминь.

12 января 1991г.
Слово на утрени, в субботу по Рождестве

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы с вами радуемся празднику Рождества, ибо знаем, что с рождением Иисуса Христа пришла на землю особая благодать благодать спасительного, непосредственного общения с Богом. Да, уже на Рождество мы вспоминаем ангельские слова, небесную весть о том, что прославился в вышних Бог, что на земле мир, в людях же благоволение. Мы с вами можем сказать, что в этих словах, которые Церковь назвала малым славословием, заключен Символ нашей веры. В одной строчке сказано все о том, что с явлением в мир Христа, пусть пока еще сокровенным, пусть пока еще не для всех и не в полноте, но особым образом, "в вышних", на небесах прославляется Бог, а на земле начинает отступать тьма вражды, как между Богом и человеком, так и между людьми, поэтому и в людях воцаряется благоговение, страх Божий.

Благоговение, но не только, ибо сказано о благоволении. Что значит "благоволение"? Это значит, что в людях возрождается сила благой воли, воли, ведущей ко благу, к Богу, к Отцу нашему Небесному. И нам с вами нужно подумать о том, есть ли у нас такая благая воля и насколько она сильна.

Если мы воистину хотим праздновать Рождество Христово, мы должны показать пред Богом и людьми это благоволение. Независимо ни от каких обстоятельств в нашей жизни, мы должны быть исполнены этого стремления ко благу, к Любви, к благодати, к радости и миру во Святом Духе. И нам, христианам, членам Церкви, это очень близко, хотя бывает и так, что воля иного рода слишком еще увлекает нас. Иногда, например, честолюбие заставляет нас делать богопротивные вещи. Или порабощенность мнением других людей не дает проявлять благоволение, заставляя идти против нашей совести. Или стремление к соперничеству, стремление выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле, все это постоянно усиливает в нас те потенции, которые должны были бы совсем замереть и уйти из нас с принятием в наше сердце Господа Иисуса Христа.

Будем же помнить об этом. Соберем свою волю и направим ее ко благу, чтобы воистину на земле воцарился внутренний и подлинный Мир и чтобы снова воспели нам ангелы и возвестили славу Богу!

Аминь.

Слово после утрени

Продолжилось наше празднование. Продолжаются святые дни, святки. И вы знаете, что эти святые дни будут продолжаться до крещенского сочельника, до кануна дня Богоявления, Крещения Господня.

В древности во многих церквах, особенно на Востоке, вплоть до конца IV века, Рождество Христово и Богоявление, Крещение Господне, праздновались в один день. Это до сих пор происходит в так называемых Древних восточных, нехалкидонских церквах, например, в Армянской.

И в этом был великий смысл. Конечно, нам очень близко празднование Рождества. И мы себе уже не мыслим даже, что какой-то другой праздник может нам заслонить праздник Рождества Спасителя нашего. И тем не менее, не заслоняя этого праздника, но как бы включая одно в другое и тем самым обретая совершенно новые обертоны смысла, Рождество праздновалось как Богоявление. И когда с Запада, из Рима, пришел праздник Рождества в восточную Римскую империю, в Византию, то эти праздники были литургически построены совершенно одинаково (у нас и сейчас по образу Богоявления, Крещения Господня, строится праздник Рождества). А промежуток времени между одним Богоявлением, началом Богоявления во Христе и следующим Великим Богоявлением в Крещении Господнем, был Церковью удивительно осознан как время святых дней, или святок.

Мы часто, вспоминая о святках, думаем только о том, как праздновались эти дни, и почему-то дальше этого дело не идет, хотя должно быть наоборот. Мы должны прежде всего осознать, что для нас Богоявление явление Истины в мире сем, лежащем во зле, а уже из этой радости восприятия явившегося Бога думать о том, как проводить эти дни. Быт христианский очень ценен для нас, но только тогда, когда он исходит из духа и смысла нашей христианской веры. Если наоборот, то мы теряем очень много. К сожалению, в истории так бывало и бывало часто, что традиции, сами по себе замечательные, ставшие бытовыми и общеупотребительными, вытесняли собой дух и смысл того главного, что эти традиции породило. Поэтому я вам всем желаю проводить в радости эти дни святок, но более помнить об этом главном.

Аминь.

Слово после чтения евангелия на вечерне

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сейчас слышали в евангелии о том, что происходило сразу после Рождества Христова. Мы слышали о том, что во сне Господь уведомляет Иосифа, говоря ему: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет". Вот и начинается бегство, вот и начинается новое странствие во имя Господне.

И тут обратите внимание на то, что в Евангелии от Матфея, в одном лишь маленьком отрывочке, который мы сейчас слышали, не один и не два раза употребляется как некое целостное выражение оборот "Младенец и Матерь Его". В нем есть соединение, единство, подлинное единство от Бога, который Сам Един. И когда мы говорим: "Богоматерь с Младенцем", мы тоже ощущаем и выражаем это единство, хотя и с другой стороны. Мы никогда не разделяем Мать и Младенца-Сына, как евангелие не разделяет Младенца и Матерь Его. Но будем помнить, что пришло это к нам от откровения евангельского, которое выражено здесь, в этом чтении: "Возьми Младенца и Матерь Его и беги... Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его".

Как же еще много сил иродовых в этом мире! Иногда они прикрываются самыми благочестивыми одеждами, иногда самыми благочестивыми символами и образами, иногда даже христианскими, православными одеждами. Но будем внимательны и будем различать, где весть от ангела Божия, а где проявление силы иродовой, желающей не спасти Младенца, а погубить.

Иосиф послушался Бога и Божией вести. Он был праведен воистину, ибо знал, Кого и как слушаться. Он послушался и, как говорится в евангелии, "встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода", чтобы исполнилась воля Божия, возвещенная еще древними пророками, говорившими: "Из Египта воззвал Я Сына Моего". Кто же этот Сын? Да, это Младенец Иисус. Но это и весь Израиль, только Израиль новый, весь народ, преданный Богу.

Бегство в Египет и Исход из Египта! Мы еще хорошо помним и знаем, что все это значит. Иногда ведь и нам приходилось как бы убегать в Египет и ждать там пока "Ирод умрет". Ждать вести от Бога о том, что больше нет того, кто хотел помешать Божьему делу.

И вот, Божий вестник, ангел, снова явился Иосифу во сне и сказал: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души [т.е. жизни] Младенца".

И вновь послушался Иосиф вестника. Тут же встал, не замедлив, не расслабляясь, не ссылаясь ни на какие обстоятельства, встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву, в землю обетования. Но там еще не совсем исчезли иродовы силы, тень его через наследников его еще лежала на земле Израиля, особенно в Иудее, где царствовал великий, как его называли, Ирод. И тогда вместо Иудеи Иосиф идет в никчемный Назарет, делая этот город великим и славным на земле. И снова это делается по откровению.

Так пошел Иосиф со всем святым семейством в пределы галилейские. Придя, поселился в городе, называемом Назарет, чтобы и здесь сбылись слова пророческие, что Сын Божий "Назореем наречется".

Аминь.

Слово после вечерни

Если спросить каждого из нас, почему мы православные, то скорее всего мы начнем много-много говорить, и я уверен, что половина, если не больше, так и не скажет самого главного. Мы же православные только постольку, поскольку приобщены жизнью своею и духом и смыслом ее к Полноте Христовой Истины. А не потому, что мы так-то служим в храме, такие-то у нас иконы или тексты, обращаем больше внимания на таких-то святых и т.д. Все это, может быть, и хорошо, но в одной православной церкви это может быть так, в другой православной же церкви все может быть по-другому или еще по-третьему.

Итак, как нам узнать, православный это человек или нет? Только по причастности Полноте Христовой Истины и благодати.

Но как трудно нам с вами жить в соответствии с ней! Очень трудно, потому что многие, пусть важные, но, подчеркиваю, более частные вещи, увлекают нас больше, они нам ближе, они более земные. И так как они в церкви, мы свято уверены, что приобщение к ним и есть христианская жизнь, мы им-то и должны уделять больше внимания. Да, это действительно жизнь церкви, христианская жизнь, но когда приходится выбирать лучшее и важнейшее, нам необходимо выбирать самое главное, то есть не их. Другое дело, что есть ситуации, когда выбирать не надо, тогда прекрасно и то, и другое, и третье в своем порядке.

Сейчас мы радуемся Воскресению Христову, прославляем и Богоявление в Рождестве Спасителя. Мы знаем христианство не есть религия. Мы знаем, что христианство есть Жизнь в ее Полноте, "жизнь с избытком", как говорится в святом Евангелии. Так давайте же не покладать рук в соработничестве у Бога, не будем ни расслабляться, ни идти на компромисс с совестью. Давайте будем приносить Богу молитву как чистую, непорочную жертву.

Аминь.

13 января 1991г.
Слово после чтения 10-го воскресного евангелия на утрени

Братья и сестры, христиане!

Мы слышали замечательное повествование евангелия от Иоанна о Воскресении Христовом. Слышали о том, как Он явился Своим ученикам, как Он им открылся. Дело в том, что наша вера зиждется на откровении. Не на простом и естественном чувстве почтения к авторитету, тексту или культу, который может быть у каждого человека в мире, а на откровении истины, доступ к которой имеет далеко не всякий. Этот рассказ говорит нам о том, как мы удостоверяемся в истине, а не просто в факте Воскресения Христова. Воскресение Христово есть истина, а не факт. Мы же привыкли жить в мире объективных фактов, таких, как "дважды два четыре". Так вот, Воскресение Христово не есть "дважды два четыре" как для верующих, так и для неверующих в него. Вот поэтому-то нужно было Иисусу не просто явиться своим ученикам, но открыться им по Воскресении. Ведь мы знаем слово евангельское, что если и мертвые воскреснут, люди неверующие не поверят. Чтобы иметь веру, которая есть истина, а не факт, нужно иметь откровение.

Итак, о чем же говорит нам евангелие? О том, что сначала Господь явился ученикам своим при Тивериадском озере или, как его называли, море. "Явился же так, говорит евангелист Иоанн. Были вместе Симон Петр и другие из учеников" Христовых, которые, как вы знаете, в основном были из рыбаков. Петр им сказал, что собирается идти ловить рыбу. Ученики пошли с ним, вошли в лодку, но удачи в их деле не было.

Некоторые из нас наивно думают, что если они имеют веру, если они христиане, то в делах у них уж наверняка всегда все должно быть в порядке. Всегда им должен сопутствовать успех, просто потому, что они верующие, просто потому, что Бог с ними и они с Богом. Но в этом мире, который "лежит во зле", далеко не всегда так получается, хотя истинно то, что Бог помогает чадам Своим постоянно, ежедневно, непрестанно.

Ученики ничего не поймали, хотя трудились много. Настало утро. И тут, как бы рассеивая утреннюю мглу Собою, является на берег Иисус. После большого труда в предрассветных сумерках ученики не узнают Его. Они Его не узнали, хотя это был Иисус и Он уже являлся им. Тогда Иисус обращается к ним и говорит: "Есть ли, дети, у вас какая пища?" Они отвечают Ему: "Нет". "Так закиньте же сети свои по правую сторону, говорит Иисус, вот и поймаете". Они поверили Ему. И закинув сети, ловят столько рыбы, что сеть уже невозможно вытащить из-за множества этих рыб.

Так начаток веры раскрывается дальше. В сердцах учеников Христовых вера зарождает откровение, и ученик, которого любил Иисус и который сам особо любил Бога, говорит Петру, бывшему старшим по возрасту, а иногда и по положению среди учеников: "Это Господь". Тогда Петр тотчас бросается в море навстречу Господу.

Непредсказуема реакция апостола Петра. Вы помните, что в одном случае он говорит Господу: "Отойди от меня, ибо я человек грешный". А здесь вдруг прежде чем броситься в море, он препоясывает одежды. Никакой рациональности в этом нет, даже более того, здесь есть полная иррациональность, как бы бессмысленность кроме одного главного смысла, который заключен в любви и является плодом такой любви, любви к Господу. А другие ученики поплыли дальше, но к Господу, таща сеть с рыбой.

И вот они выходят на землю, видят, что уже разложен огонь, на нем_ хлеб и рыба. А Иисус говорит им: "Принесите еще и ту рыбу, которую вы поймали". Симон Петр пошел, вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами. Было ее множество, не счесть, в евангелии оно обозначается числом 153. Почему 153? Только потому, что не счесть. Число 153 значит несчетное множество больших рыб.

Вы знаете, что в Священном писании числа имеют символическое значение. Вот это 153 тоже символ, символ изобилия, который отражает собою изобилие Любви, открывшейся в Господе и начавшей открываться в учениках Его.

Иисус говорит теперь ученикам: "Приидите, обедайте".

Помните, как мы начинали богослужение? "Приидите, поем мы,_ поклонимся и припадем". "Приидите", говорит Господь Своим ученикам, которые, так же, как вы здесь, совсем не вдали где-то, а рядом.

Прийти к Господу означает нечто большее, чем просто подойти ближе. "Приидите, примите и ешьте", т.е. приидите на Трапезу Любви, говорит Господь. По-гречески любовь агапэ. А эта трапеза называется с древнейших времен любовью-агапой и благодарением-евхаристией. Совершалась агапическая трапеза в Древней Церкви всегда перед евхаристией. Это и была агапа для всех верующих, для всей общины. А потом вся община благодарила Бога за общение с живым Христом, приводящим их к Небесному Отцу. На агапе ученики исполнялись верой и любовью, но еще не настолько, чтобы она стала в них преизобилующей. Они еще как бы не смели спросить Его: "Кто Ты?" Ибо сказать нечто Господу можно только от избытка сердца, как сказать нечто жизненно важное ближнему. "От избытка сердца говорят уста",_ учит нас Писание. Но часто, дорогие братья и сестры, уста наши говорят совсем от другого, и тогда нам становится худо...

Так, ученики еще не могли спросить Господа: "Кто Ты?", хотя знали, как говорит евангелист Иоанн, что "это Господь". И тогда во исполнение сердец Любовью и для погружения в этот дар Любви с ее изобилием приходит Иисус, берет хлеб и раздает его Своим ученикам, благодаря Бога.

В древности вкушали пищу, особенно хлеб, не просто так, в спешке и суете. Было положено постоянно благодарить Бога не только до еды и после нее, но и во время трапезы. И наша Евхаристия прямая наследница того, что было в тех местах еще в древности, что было в зачатке образовано и принято еще ветхим народом Божиим.

Итак, Господь раздает хлеб, благодаря Бога (чем это не Евхаристия после агапической трапезы), потом рыбу. И вот здесь-то происходит уже не просто явление, тем более некое "третье явление", как говорит нам евангелие, но истинное откровение Иисуса и одновременно то Его познание, которое есть истинный гносис, присущий каждому истинному христианину.

Мы сейчас боимся этого слова, потому что в христианской истории было много еретиков-гностиков. Но в древности христиан учили так: "Каждый христианин гностик". На каком основании? На очень серьезном основании, дорогие братья и сестры. Ведь в евангелии говорится о "Жизни вечной", которую мы обрели в воскресшем Христе, т.е. в Нем и через Него, как о познании, о гносисе. "Гносис" и переводится как "познание", но только не просто рациональное знание, а особого рода знание. В евангелии говорится: "Сия есть Жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа". Но именно такую Жизнь, в таком познании и принес нам Христос. Она открылась Его ученикам. Да будем же и мы ее достойны!

Аминь.

Слово после утрени

В заключение хочу вкратце сказать о том, почему сегодня празднуется память трех святых праведников, близких Христу по плоти,_ память царя Давида, Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня.

Господь Иисус происходил из дома Давидова. И это было важно для познания в Иисусе Христа. И память царя Давида, жившего за десять веков до Христа, ныне празднуется потому, что последний завет, который был заключен Богом с людьми в рамках Ветхого Завета, был заветом с Давидом, заветом надежды, заветом, который уже указывал на Новый Завет. И потом в течение тысячелетия восстало много пророков, которые все более и более не просто обличали грехи Израиля, не просто стремились вернуть сердца отцов детям, но и указывали путь вперед и вверх.

Бог заключил с Давидом завет о том, что дом его будет царственным домом во всем мире. Часто люди это понимали неверно как будто бы Израиль должен иметь некое национальное, политическое и еще какое-то земное господство во всем мире. И, к сожалению, некоторые еще до сих пор так понимают те слова о завете. Христос открыл нам, что это неверно, что в Нем исполнение надежды, Он упование наше, как только что мы с вами восклицали.

Иосиф Обручник был не просто праведным человеком, каких было довольно много в истории Израиля. Иосиф Обручник был попечителем в семье Господа, главой этой семьи. Не случайно мы читаем в евангелии об Иисусе (правда, этим Его хотели уничижить, хотя это и не получалось): "Не плотников ли Он Сын?". Так говорили об Иисусе, имея в виду праведного Иосифа, который был законопослушным и праведным от юности своей, который должен был не нарушить закон, но и как-то вместить в себя тот факт, что его жена, не знающая мужа, имеет во чреве ребенка, младенца.

Что могло бы быть, если бы он поддался на искушение, озлобился и дал возможность сомнению подточить его веру?

Иаков, брат Господень, как его называют церковные, литургические и исторические тексты, брат Господень по плоти.

В Священном писании есть очень важное, хотя всего только одно, Соборное послание апостола Иакова. И именно там говорится: "Вера без дел мертва". В нем много и других очень ценных высказываний. Из истории мы знаем, что апостол Иаков не был среди 12-ти, хотя кроме него там было еще два Иакова. Он же приходился как бы сводным братом Господу. Позже он стал во главе иерусалимской общины_ первой общины, матери всех церквей, как мы до сих пор называем Иерусалимскую церковь. И мы должны об этом помнить, что мать всех церквей не Москва, не Рим, ни первый, ни второй, ни третий, никакой.

Апостол Иаков возглавлял эту иудео-христианскую общину вплоть до своей мученической кончины за Христа. Вспомним одну деталь, которую признавали все его современники, даже нехристиане, несочувствующие Христу. Так, Иосиф Флавий писал, что этот Иаков был уважаем всеми иудеями. Да и вся иерусалимская община имела колоссальный духовный авторитет, несмотря на то, что ее проповедь принималась далеко не всеми, потому что она была по-настоящему праведной по жизни. Она показывала пример кичившемуся своей праведностью иудейскому обществу того времени.

Но вот по зависти иудеев и их "ревности не по разуму" погибает Иаков, брат Господень, будучи cброшенным с крыла храма вниз. Это было в 44-м году, через 14 лет после Голгофы. Потом другие сродники Господа по плоти были преемниками апостольского служения, апостольского, а не просто епископского (епископское служение намного уже, принципиально уже апостольского служения). Преемником Иакова, именно апостольского его служения, был другой родственник Христов по плоти, тоже ставший святым, Симеон, который жил неимоверно долго, ожидая пришествия Христа в роде сем. Он прожил до середины II века. Примечается удивительная вещь: если христиан не убивают, то они все живут и живут. И также было с Симеоном, который жил, и это исторический факт, где-то 120-130 лет.

Очень важно, что иудео-христианская община, возглавлявшаяся апостолом Иаковом, жила праведно, жила с верой во всей полноте и в то же время не оставляла правды Божией, закона Его. И никто не рассуждал: "Ну, Бог простит, я буду жить как все, а если что, то я покаюсь". Никому такое и в голову не приходило, потому что все знали, что "Бог грешных не слушает". Христианам же особенно важно было иметь общение с Богом, а не просто называться христианами, исполнять те или иные обряды и правила.

В Иерусалимской церкви до сих пор служится литургия апостола Иакова. Также служат ее и на Кипре, и в Малой Азии, а с 70-х годов ХХ в. и в нашей стране. Есть надежда начать ее служение, хотя бы в дни памяти апостолов, и в нашем граде, и в нашем храме. В ней особенно много сохранилось древнейших "доникейских" элементов, о чем так важно нам вспомнить ныне. Ведь воистину восприятие в полноте единой мысли преемственности Божьего домостроительства нашего спасения через царя Давида и Святое Семейство, апостолов и святых нашего времени важнейшая духовная и церковная задача.

Аминь.