Впечатления о соборе на Преображение в г.Электроугли Московской области

18-19 августа 1990 г., в связи с праздником Преображения Господня, в г.Электроугли Московской области произошла встреча друзей-катехизаторов и прошедших оглашение. Мы все очень ждали этих дней, впервые имея возможность соборно, свободно, в духовном единении участвовать в этом великом празднике церковного года. Общий собор на лесной поляне, обед, встреча и общение давно не видевшихся друзей были подготовкой к сослужению всех на великой вечерне.

Господь услышал наши молитвы и подарил нам два чудесных солнечных дня. И великая вечерня, и Литургия, предстоятелем на которых был о.Георгий Кочетков, служились на улице, рядом с разрушенным храмом св.Троицы, на едином дыхании. Более двухсот пятидесяти причащавшихся

После освящения плодов был крестный ход от храма до нашей поляны и затем праздничный обед агапа. Ощущение того, что происходит именно трапеза Любви, было всеобщим.

Своими впечатлениями о первом Преображенском соборе в г.Электроугли делятся некоторые его организаторы и участники.

Священник Георгий Кочетков

Помню, как эта идея родилась. Совершенно свободно, естественно, точно изнутри, как будто кто-то подсказал ее мне. По человеческой своей немощи я, хотя и стал сразу разрабатывать эту идею в ее практическом отношении, но считал осуществление ее нереальным, непосильным, пусть и очень желательным, в этом году. Однако все шло, и шло так же, как и началось, чуть ли не само.

Подошел праздник Преображения. Задуманный к собору наш межобщинный журнал тоже поспел к нему. И вот начало собора: утро субботы. И тут налетел вихрь искушения неожиданное напряжение, даже раздражение перед началом службы и в самом ее начале перед колокольней на улице, под небом голубым (а голубым оно и впрямь оставалось вплоть до последнего часа собора, после чего стали сгущаться тучи и начался многодневный период дождей и похолодания). С искушением возникла и тяжелая мысль если такое начало, то чего же ожидать в дальнейшем. Hо милостив наш Господь! Hе прошло и 10 минут, как все внешнее и внутреннее волнение исчезло, все встало на свои места, и в душу вошла благодатная радость, вошли свет и благодарение. Стало ясно это и есть подлинное начало, теперь не стоит ни о чем внутренне беспокоиться.

Так и было. Мы не очень беспокоились (что часто рождало разные трудности, накладки, затяжки), и тем не менее внутри нас всегда сияло одно Солнце! Господь щедрой рукой все покрывал и восполнял. Все cкладывалось как надо и, главное, жило, шло, двигалось в самом лучшем направлении.

Собор, бесспорно, удался. Духовная задача была достигнута, а все остальное дело нашего человеческого совершенствования. Все эти два дня это победа Божья! Ему и благодарение и слава, со Христом и Святым Духом! Аминь.

Итак, до встречи на следующий год не в Иерусалиме, не в Ауровиле, а на втором Преображенском соборе, может быть, снова в Электроуглях!

А.Копировский

Когда о. Георгий первый раз сказал, что Преображение нужно встретить в Электроуглях соборно, это, несмотря на очевидные трудности в реализации, почему-то не вызвало никаких сомнений и возражений. И действительно, все препятствия при подготовке собора и в дни самого праздника разрешались естественным, но в то же время чудесным образом.

Трудно было и на литургии под разыгравшимся не на шутку солнцем, а ведь ей еще предшествовало более чем двухчасовое ожидание конца исповеди. Но, как все заметили, даже стихия не слишком задиралась: вовремя набегала тучка, осеняла всех собравшихся и так же вовремя (чтобы не расслабились!) исчезала. И все же ощущение того, что мы находимся в пустыне, несмотря на многочисленность пришедших на службу, у меня не проходило праздник был НАШ, город остался к нему равнодушным

Поэтому остается только раскаиваться в том, что не удался крестный ход. Ведь он мог стать достойным итогом дневного бдения у разрушенного храма, вынести богослужение на улицы. А он вместо этого вначале сильно походил на бегство. Головная группа с иконой (увы, по моей инициативе) рванула так, как будто сзади наседали египтяне. Остальные кучками и по отдельности, кто как мог, текли вслед. Это сразу снизило настрой мы растворились в пространстве, стали почти что частной группой. И если бы не икона замечательный Нерукотворный образ Спасителя, написанный Ларисой незадолго до праздника и украшавший храм на богослужении, неся который, вполне естественно было петь, можно было бы и самим изрядно хлебнуть водички из Чермного моря

(В связи с нашей иконой вспоминается знаменитая картина И.Е.Репина Крестный ход в Курской губернии. Там тоже присутствует икона, но, закрытая окладом, маленькая, она кажется просто желтым пятном, вещью, которая ничего вокруг себя не организует.)

Слава Богу, отставшие, как ручейки, постепенно сливались и, наконец, при выходе из леса на поле, за которым была наша богозданная поляна, вновь собрались вместе. И начался, действительно, КРЕСТНЫЙ ХОД засеянными полями С этого момента и до конца собора мы, дерзну сказать, вошли в радость Господа, и все смущения и возмущения куда-то рассеялись. Поэтому и наша трапеза Любви Агапа при почти 150 участниках прошла СОБОРНО, на одном дыхании. Даже с природой что-то произошло, и как откровение воспринимался пропетый в заключение, именно на закате солнца, гимн Свете тихий.

Дай Бог нам на следующий год перенести как можно больше из этой последней, полянной части в городскую пустыню! Тогда, может быть, и ее коснется Преображение

А.Кириленков

Спустя неделю после собора, в воскресенье после причастия, я говорил с одним братом, и он сказал, пусть и не абсолютно серьезно, что вот, дескать, купаться после причастия нельзя, так как это означает, что мы принижаем радость от общения с Господом. Дескать, мы греховно стремимся к еще какому-то наслаждению, и в данном случае явно плотскому, так, как будто одной духовной радости недостаточно. Хорошо зная этого брата, чисто ситуативно, я внутренне понимаю его и принимаю его слова. И тем не менее, мы часто не замечаем, как благочестивое православное аскетическое сознание отделяет нас от мира Божьего. Ведь тело наше не зло само по себе, но храм Духа Святого, и мы не свои. Hо мы несем зло тогда, когда мы в себе свои, и дух не питается Богом. Ведь не искушает нас прелесть и благоухание природы, но невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассмотрение творений видимы (Рим 1,20). Мы часто живем так, словно мир не прощен и не искуплен в Господе Иисусе пускай еще не преображен, но ведь уже вырвано жало ада; словно Жених отнят насовсем и мы обречены постоянно поститься; словно не было опыта святых опыта св.Франциска, возвестившего о прощении после тысячелетней ночи покаяния, опыта преподобного Серафима, для которого вообще не было без-радостной жизни, но каждый и все было ему в радость, и многих, многих Словно радость духовная не преображает все наше естество и не возвращает нам наслаждение миром, жизнью, полнотой их, не возжигает страстью безстрастной. Hе можем мы этого не знать и жить, словно всего этого нет, хоть и сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, но ведь это для того, чтобы, пока не наступило Царство Божие, преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор 4,76). Hе есть ли в нас благочестие опасность, а часто и род лицемерия и раздвоение, гордыня смирения, ширма для внутренней расслабленности, забвение слов Господа, что Царство Божие силой берется? Hе отгораживает ли нас это превратное благочестие не только от мира и Бога, но и от брата?

Я прошу простить меня за приподнятый тон в простых воспоминаниях о соборе, но все это есть, все это искажает нашу жизнь, запинает нас. И вот наш Преображенский собор указал нам на это искажение. Собственно, собор был не наш, а Божий, и все там было как дар. Теперь, спустя месяц, так и вспоминается: И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт 2,15). И нас тоже взял Господь, собрал и водворил на это место, идеже бе вода и лес и звезды и братья, и словно был с нами в тихом веянии летнего ветра. Ощущение какой-то чудесной изъятости не покидало меня во все время собора, оно было внутренним и безо всяких душевных аффектов, это была именно тихая радость о молитвенной гармонии с братьями и природой. Господь показал нам, что мир этот хорош и он для нас, что наш преображенный состав без вожделения способен радоваться природе и наслаждаться ею Это все от Бога, а что от нас? Прежде всего внутренняя достоверность того, что опыт собрания удался, Господь благословил его и соборы нужны каждый год. Hужно собираться именно на природе и нужно начинать подготовку раньше и по-особому ее организовывать. Hужно сделать так, чтобы меньше тратить времени на установку лагеря костры, сиденья, навесы должны быть готовы к моменту общего сбора. Ведь так дорога каждая минута, когда можно побыть всем вместе, спокойно поговорить, помолиться, попеть. Было бы очень здорово, если бы службы мы организовали тоже на месте. Храм за три километра это для многих чрезмерное напряжение. Значит, готовиться нужно основательно, и есть надежда, что теперь энтузиазма хватит и желающих помочь будет в достатке.

Hе обошлось на cоборе и без искушений. Достаточно вспомнить бросок с иконой, в отрыв от изумленной братии, вместо крестного хода А как мы прекрасно пели, репетируя литургию вместе с нашими замечательными петербуржцами Владимиром и Ларисой, и как нас разочаровало наше же пение на самой службе.

И еще о впечатлениях, но уже совсем по-простому. Hа следующий день после собора я говорил по телефону еще с одним братом, и он меня спросил: Hу, как? Я как-то вдохнул, чтобы ответить, в голове носилось что-то неуловимое, и выдохнул: А ты как? Он ответил, что не смог сказать я: Я летаю. Hе знаю может быть это было еще одним искушением, но я сказал: да, но только низко-низко Я хотел сказать, что подъем был такой, что приходилось себя сдерживать.

Федор Гоев

Все чаще в последние годы приходится слышать о том, что нынешнее время время собирать камни. Однако не так уж много можно назвать практических церковных дел, где бы это собрание живых камней давало ощущение того, что мы, верующие православные христиане, воистину является членами Тела Христова (Еф 5,30) и одновременно члены друг другу (Еф 4,25). Hе так уж часто вспоминаются эти слова апостола, и не слишком у нас много поводов применять их к себе в нашей повседневной, хотя и церковной, жизни. Тем важнее и значительнее было ощущение реального единства в общем молитвенном служении, которое со всей убедительностью и силой проявилось на Преображение.

Собор для всех к нему готовившихся стал событием долгожданным и, как кажется, доставил всем участникам огромную духовную радость. Большинство собравшихся верующих люди, прошедшие оглашение и имеющие больший или меньший опыт православной общинной жизни. Как известно, духовная семья община вырабатывает у каждого своего члена способность раскрывать сердце братьям и сестрам в общей молитве, проповеди, совместных церковных делах и служениях. При этом ощущение единомыслия и единодушия, знакомое многим по привычным общинным молитвенным встречам, поражало на соборе совершенно неизвестной ранее масштабностью и слаженной устремленностью. Hесмотря на то что многие не смогли приехать и принять участие в совместном торжестве, праздник показал реальную возможность призванных Богом людей прославлять своего Спасителя едиными устами и единым сердцем. Собор убедительно показал, что дух православных общин отнюдь не тяготеет к сектантскому замкнутому изолированному сознанию, но, напротив, способен и призван явить общецерковное единство верных.

Празднование состояло из двух частей замечательным образом дополняющих друг друга и создающих неповторимое единство и цельность. Церковное богослужание было началом, а агапа завершением совместного празднества. Сопутствующее благорастворение воздухов позволило беспрепятственно провести под прикрытием незатейливой кущи не только синаксарные богослужения (вечерню, утреню), но и Божественную Литургию. Таким образом, и все собравшиеся возле храма, и весь город, и вся Вселенная оказались причастны к тайне фаворского света, освещающего наше собрание. О.Георгий причащал в этот день из двух чаш. Воистину Христос был посреди нас. Такого дружного и слаженного хора, как на Преображение в славном городе Электроугли не слыхали со дня его основания. Причина этого простая: пели все.

Общее служение на Евхаристии и совместное причащение Св.Тайн не завершило, а лишь открыло начало высшего духовного торжества, которое продолжалось на общей трапезеагапе в лесу неподалеку от города. С новой силой мы ощутили, что Христос с нами и есть, и будет! Благодарственные молитвы, как и на Евхаристии, продолжались, только теперь они шли не по канону, а свободно, от избытка сердца. Агапа сопровождалась общим пением и славословием.

В целом собор оставил впечатление большого духовного торжества. Преображение дало ощущение нашей причастности к величайшему православному празднику не в качестве гостей, не как наблюдателей и не как присутствующих но как званных и желанных участников единого, Господом освященного дела.

C.А.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты меня?Петр говорит Ему: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. (Ин 21,16)

Голубь сходит в потоке света,
Пронзая лазурную твердь небосвода.
Прошлого больше нет, свобода Рожденья.
Одно мгновеньеПоследних дней уходящего лета.
Я открываю тяжелые двери,
Вестник, подобный лучу света,
Вдруг оборачивается.
Это Преображенье.
И все сомненья
Сжигает чистое пламя веры.
Господи, как легко Твое бремя!
Ты посетил Собрание наше.
Теплое солнце на листьях, чаша Вечери Тайной
В центре поляны.Точка, когда исчезает время.