Из дневников, писем и воспоминаний Отец Иосиф Фудель
Дневник священника пересыльной тюрьмы
К публикации дневника священника пересыльной тюрьмы о.Иосифа Фуделя
Когда-то Достоевский в романе Братья Карамазовы устами старца Зосимы в Братьях Карамазовых отправил из монастыря в мир своего любимого героя Алешу. Теперь, слава Богу, мы становимся свидетелями выхода в мир нашей Церкви для свидетельства и служения. Правда, в отличие от Алеши, сегодня священники и миряне идут в общество, нехристианское даже по форме, к народу с утраченными или обрубленными духовными традициями. Их ждут и зовут. В школы, детские дома, больницы, наконец, в тюрьмы. Теперь они идут туда не в качестве заключенных, но тем сложнее стоящая перед ними задача. Ведь уже не изнутри , с соседних нар, а как бы извне нужно искать путь к сердцу страдающего (по вине и без вины), а часто еще и озлобленного или закосневшего в грехе человека. Прецеденты есть (см., например, в ╪ 8 Московского церковного вестника за 1989 г. заметку Если бы Вы пришли сюда раньше... и т.п.).
В уверенности, что без тесных длительных контактов христиан, особенно священнослужителей, с осужденными ничего в этой области не сдвинется, мы предлагаем в качестве повода для размышлений и своего рода введения в тему дневник тюремного священника. Он был написан в начале столетия, его автор известный и любимый в Москве батюшка протоиерей Иосиф Фудель, настоятель небольшой церкви св. Николая в Плотниках на старом Арбате (теперь на ее месте магазин Диета ). Многим, вероятно, памятна его фамилия да, это отец одного из наиболее интересных церковных писателей 50-х 60-х годов Сергия Иосифовича Фуделя и дед ныне здравствующего писателя Николая Сергеевича Фуделя, чей псевдоним Николай Плотников прямо связан с названием храма, где служил о.Иосиф.
А.К.


1892 год
31-го октября
. Получил от начальника тюрьмы разрешение устроить школу грамоты среди каторжан. Передал ему список желающих учиться. В списке 55 человек. Сделал начальник распоряжение поместить их всех в одну камеру. С Божьей помощью дело начнется.
2-го ноября. Первое чтение в тюрьме. Собрал заключенных женщин в школу. На первый раз очень мало было: человек 20; видимо, в диво было; некоторые думали, что собирали одних только учениц. Читал житие преп. Ефрема Сирина и подробно останавливался на уроках его жизни. Особенно тронули отрывки из слов преподобного: у многих слезы на глазах. По окончании чтения благодарили.
4-го ноября. Второе чтение в тюрьме. Среди женщин в школе. На этот раз пришло человек 40. Видимо, заинтересовались чтением. Читал жизнь священномуч. Власия и говорил о почитании угодников.
5-го ноября. Третье чтение в тюрьме, первое у каторжан. Собралось человек 60 в сороковку, где устроена школа грамоты. Читал житие преп. Ефрема Сирина и говорил о необходимости знать Слово Божие.
7-го ноября. Четвертое чтение. В школе грамоты для каторжан. (Сотворение мира, первые люди, обетование Спасителя. Ожидание Спасителя. Праведные Иоаким и Анна. Рожд. пресв. Богородицы. Введение во храм). Народу собралось менее прежнего не более 40 человек. Все сидели, и я сидел. По окончании беседы благодарили за чтение.
8-го ноября. Именинник каторжанин Александр пригласил меня к себе. Пришел я, когда он обедал. Был у него пирог, и я отведал кусок; остальные каторжане расселись кругом на нарах и умиленно на меня смотрели; видимо, им понравилось мое отношение к ним. Теперь они уж не относятся ко мне, как к начальнику, не пугаются при моем входе в камеру, не изумляются, а спокойно подходят под благословение.
13-го ноября. Зашел в школу. Умилительное зрелище. 40 каторжан стоят на коленях около своих нар и прилежно выводят буквы на грифельных досках. Никифоров озабоченно ходит между нар и показывает. Прилежание замечательное.
В другой камере Иосиф Цнобилядзе (грузин) по секрету сообщил мне, что один чеченец магометанин хочет креститься. Позвал чеченца, оказывается, по-русски не понимает, а по-грузински хорошо; поручил Иосифу обучить чеченца правилам веры по-грузински.
14-го ноября. Пятое чтение. У женщин житие св. Пелагеи.
17-го ноября. У каторжан шестое чтение. Благовещение, Рождество Иисуса Христа. Сретение. Кроме того, о крестном знамении. Рассказал историю крестного знамения, историю нашего раскола, об единоверцах и т.д.
Это по поводу того, что один каторж. читал брошюру Жизнь патриарха Никона , и когда прочитал о клятвах Б. Московского Собора против двуперстников, то соблазнился этим и смутился очень, так как сам до сих пор крестился двумя перстами, хотя он православный.
20-го ноября. У каторжан седьмое чтение. Иоанн Креститель и Крещение Господне. Зашел к лишенцам, занес им несколько книг, но всех желающих не мог удовлетворить. Атаковали меня тысячами просьб, преимущественно о книгах для чтения и об азбуках.
После моей беседы о крестном знамении соблазняющиеся каторжане успокоились.
22-го ноября. У женщин 8-е чтение. Житие св. Марии Египетской. Чтение произвело громадное впечатление.
23-го ноября. Носил лишенцам книги. Какие между лишенцами есть симпатичные лица! И какое множество между ними грамотных; замечательно, что все отделения имеют характеристические особенности: между каторжанами заметно разнообразие лиц: тут все племена и национальности; громадное множество восточных людей; общая черта: или тупая забитость, или темная дикость. Среди лишенцев меньше разнообразия; общая черта осмысленность вида, живость речи. Общественники это однообразная масса худших крестьян; здесь плутоватость на первом месте.
Один лишенец признался мне, что мечтает, добравшись до Сибири, поступить в монастырь. У него целый план составлен: оказывается, что он уже разузнал, где в Сибири монастыри, просил у меня книжечек божественных. Идет на поселение за нарушение дисциплинарного устава; говорит, что как поступил в тюрьму, так совершенно воскрес, так и тянет его в Сибирь, в монастырь; дома жена с ребенком остались. Новый случай нравственного перерождения человека. Порадовала меня откровенность со мной этого арестанта.
24-го ноября. Во время обхода моего больницы один больной заявил мне желание присоединиться к Прав. Церкви. Оказался беспоповцем. Вынес тяжелый тиф и после того еще какую-то болезнь; теперь совсем поправляется. О причинах своего желания сказал так: Боюсь умереть как собака , т.е. без напутствия.
9-е чтение у каторжан. Призвание учеников и чудо в Канне Галилейской.
Каторжанин Черняев дал мне на прочтение письмо, которое посылает своему сельскому батюшке; вот оно (в извлечении):
... Ваша благославения отец Василий, нимок я миновать чтобы неуведомить вас, жалаю я вам от Бога доброго здравия, душевного и телесного спасения. Малю я Господа Бога чтобы всещедрая десница Божия памагла вам управить в ваших пастырских назиданиях и пасти христово стадо славесных овец, малю я Господа Бога чтобы благодать Божия витала над вашими старческими сединами батюшка прошу у вас я заочна благославения именем Господним и прашу я у вас неоцененого себе дара памалитесь аба мне грешным ваша святая малитва облихчит мне несчастную участь и будет ана мне щит и аружие для спасения маей души. Батюшка нерапчу я на вышнее праведение эта сам прамыслитель мира отечески вводит чад своих в пазнание сего непреложного языка, я не считаю сваю камеру закакой нибуть вертеп я ее понимаю за благотворительную келью, святая церковь у нас надворе... (далее о мне)... я каждая воскресенья падаю о здравии вас нибуду щадить сваей капейки никогда для благого дела...
2-го декабря. 10-е чтение у каторжан. Учение о субботе Г. Иисуса Христа.
7-го декабря. 11-е чтение у каторжан. Насыщение пятью хлебами и о значении таинства Причащения. Спрос на книги все увеличивается. Среди недели говели и сподобились причаститься 36 женщин (преимущественно каторжанки).
9-го декабря. Был у лишенцев; чтение книг там в полном разгаре; запросы разнообразные, страшный спрос на псалтирь славянскую; не знаю, чем удовлетворить этот спрос. Точно также большой спрос на азбуки, евангелия и толковые молитвенники. Еврей Лейбович возвратил читаемый им Нов. Зав. на еврейском яз. На вопрос все ли понятно, сказал, что все понятно, только желательно было бы ему иметь под руками Ветхий Зав. для того, чтобы проверять пророчества. Обещал я ему это, и он обрадовался.
Лихонин только и мечтает о монастыре. Просил душеполезную книжечку.
5-го февраля. Слушал сегодня проповедь в церкви тюремного замка. Характер обличительный. Вы воры, вы отверженные, вы поделом наказаны и т.д. Не нравится мне. Характер проповеди у заключенных не растравлять раны, а прикладывать небесный божественный пластырь на рану. Приидите ко мне все труждающиеся...
Образ Пастыря Доброго чаще им показывать, о всепрощении напоминать: И Я тебя не осуждаю, иди и не греши... к тому не согрешай... Задача пастыря в тюрьме как можно ярче раскрывать и показывать красоту положительного идеала, к которому всех призывает Господь. Эта задача обуславливает и характер тюремной библиотеки: в ней должно быть как можно меньше того, что живописует современную жизнь со всем ее безобразием, и как можно больше тех книг, кои рисуют жизнь высшую, духовную (жития святых, рассказы о жизни первых христиан и т.п.).
12-го февраля. Среди каторжан множество невинно осужденных; одни за бунт попались, другие по обвинению в укрывательстве убийства, третьи и большинство по обвинению в поджоге; часты случаи подкупа свидетелей.
Замечательны такие случаи: один брат совершил преступление, другой брат узнает об этом после совершения деяния, по родственному чувству не доносит и идет в каторгу с ним.
Многие невинно осуждаются вследствие формальной неправоты; вследствие какой-либо формальной неправильности отвели его свидетелей и человек пропадает. Формальный принцип в юриспруденции.
Знают ли наши законодатели и судьи какое страдание нравственное приносит такому каторга? Человек навеки отрывается от семьи; семья распадается; кормильца отняли нравственное клеймо на семье; жена бросает детей идет за мужем, а если с детьми, то не лучше. Добровольно-следующие добровольно-страждущие. Картина свиданий в тюрьме с женами и детьми.
И на такое безысходное нравственное страдание осуждаются, например, за то, что солдат нагрубил офицеру или на посту совершил кражу. Не слишком ли строга оценка преступлений?
Вся почти тяжесть страданий для ссыльного заключается в том, что у него нет надежды на прежний строй жизни, хотя бы даже обновленный. Происходит страшная ломка жизни. Он выбрасывается из общества навсегда. Будь у него хоть самая отдаленная надежда на помилование (хотя бы через 20 лет или 30 лет после осуждения), и тогда его страдания уменьшились бы несравненно надежда поддерживала бы бодрость духа и не давала бы опускаться. А это сделать возможно, потому что 20 лет достаточный срок для того, чтобы человек искупил свой грех.
Только здесь в тюрьме я понял весь глубокий смысл народного названия узника несчастным. Только здесь я понял, что такое истинное несчастье и как легко впасть в него всякому человеку! Даже страшно становится.
Удивляюсь я замечательно христианскому настроению многих узников, осужденных невинно: ни малейшего ропота; ясное сознание того, что наказаны за прежние грехи; раскаяние в этих грехах и желание только одного, чтобы не наказывал Господь в будущей жизни... Такое настроение встречал я у множества, конечно, у народа, а не интеллигенции; интеллигент ведь остается сам собою гордым, рассудочно-резонерствующим.
Здесь я полюбил русский народ, потому что узнал его. В русском мужике есть одно бесценное качество: под грубою корою предрассудков, невежества, суеверий в нем таится на дне души христианское мировоззрение и настроение. Это его и спасает в несчастии, это его и возвышает перед другими народами и перед нашим интеллигентом, который свободен от суеверий и хотя бы был даже православно-верующий, все-таки не обладает полным христианским мировоззрением; прогресс изломал его.
Интересный факт: среди заключенных в пересыльной сидел бывший иеромонах, осужденный за изнасилование. Он пел на клиросе; как-то вздумал почитать во время обедни апостола, арестанты заволновались и потом сильно протестовали единодушно: Как смел он еще читать апостола... В этом протесте выражалось у них не осуждение самого преступления, а того, кто именно такое преступление сделал.
Судебные чины все усилия употребляют на то, чтобы процент осужденных был никак не менее 35, т.е. такой же, как в других странах. Надо проследить этот процент подробно.
28-го апреля. Мальчик, 18 лет, за поджог ссылаемый, прочитавши Училище благочестия , чуть не со слезами просил у меня подарить ему эту книгу. Очень полезная книга , по его словам.
Замечательный преступник: мальчик 14 лет изнасиловал девочку 8 лет и, чтобы она не донесла, убил ее и вместе убил 4-летнюю девочку, которая была свидетельницей.
Очень многие отдают свои последние деньги, чтобы купить душеспасительную книгу. До сих пор купил я за зиму 4 Библии на русском языке по 2 р. 80 коп.; 2 экз. Жития Святых Бахметьевой по 1 р. 80 коп.; несколько молитвенников и псалтирей; 1 экз. псалтирь следованную за 2 р. 85 коп.; 2 экз. Пути ко Спасению еп. Феофана и много мелких книг.
Англичанин Бедекер приезжал и раздавал арестантам книги Свящ. Писания. Раздавал, конечно, без выбора всем и каждому. Многие ухитрялись получить по нескольку экземпляров; вечером в тот же день курс на книгу был 5-3 коп. Многие употребили на папиросы. Двое бродяг обратились к Бедекеру с письменной просьбой помочь им; он им дал 100 руб. на двоих. На другой же день деньги эти были проиграны бродягами в карты.
Интересна сценка, когда нрзб стали обходить малолетних и читать им нотацию не хорошо... Изумление при встрече с 14-летним убийцей.
При отправке партии старшие надзиратели берут взятки от тех, кто раньше хочет быть отправленным. Удивительно не это, а то, что находятся арестанты (среди каторжан), которые, имея средства, взяток не дают, считая это бесчестным (Акопов).
4-го июня. Крестил сегодня магометанина Кочекаева. История его такова: за ограбление сидел в Пятигорской тюрьме во время предварительного следствия. Там же сидел с ним православный приказчик Алтухов; этот последний стал учить Кочекаева грамоте и стал проповедовать ему Евангелие. За три месяца он выучился порядочно читать. Проповедь пала добрым семенем. Когда он прибыл ко мне в пересыльную, то первым делом его было купить у меня турецкое Евангелие. Я немного удивился этому, но еще более удивился, когда по прошествии недель двух Кочекаев решительно заявил мне, что желает креститься. Так как его товарищи магометане заподозрили его намерения и стали его притеснять, то пришлось его поместить в секретную камеру. Здесь он в течение одного месяца сам без посторонней помощи выучил главные молитвы и Символ Веры. Это первый пример такого ревностного и сознательного отношения к делу принятия православия.
Во время Петровского поста в Таганской тюрьме начальство вдруг переменило постную пищу на скоромную. Из-за этого произошло возмущение. Ездил туда помощник инспектора Миклашевский; возмущение прекратилось само собой, когда опять стали давать постную пищу. Где это возможно, кроме России?
На днях у меня говел (исповедовался и причащался) Петр Соколов, тот самый, который прошлой осенью просил меня помочь ему уверовать.
Рассказывают из прежней тюремной жизни такой случай: богослужение совершалось в Сборной . На богослужение выпросились у начальства бывать и политические, но стояли скверно, становились задом к алтарю, разговаривали, смеялись над богомольными арестантами. Арестанты один раз заявили свое недовольство по этому поводу дежурному помощнику. Тот не обратил на это внимания и все осталось по-прежнему. Тогда кандальные во время одной службы не выдержали, бросились на политических и жестоко их исколотили.
За зиму 1892/93 года из тюремной библиотеки было взято арестантами для чтения 26 книг Священного Писания, из них на русском яз. 14 экз., на татарском яз. 3 экз., на армянском 2 экз., на еврейском 2 экз., на польском 2 экз., на арабском, турецком и остальных яз. по 1 экз. Сравнительно небольшой процент книг Св. Писания, бывших в чтении у арестантов, зависит прежде всего от того, что среди них очень мало грамотных людей, затем многие грамотные имеют свои собственные Нов. Заветы, а иноверцы относятся к этим книгам с недоверием, которое бывает очень трудно устранить.
Для бесед с арестантами прекрасные темы нашел я в книге свящ. Гр. Дьяченко Уроки и примеры . Там: о значении и смысле св. Евангелия из слов св. Тихона Задонского (удивительно сильное впечатление производило это место на арестантов). Затем еще стр. 64 книги Уроки и примеры христианской надежды (<185> 13), рассказ о молитве, лучше здесь накажи, Господи , житие св. Ефрема Сирина.
В большом ходу у арестантов Псалтирь церковная. Просят почитать, многие просят оставить у них навсегда. Причина этому та, что читают они псалтирь за упокой . Характерная черта: убийца молится за свою жертву.
По слухам, каторжанин Жеребков убит своими сотоварищами за то, что пользовался привилегией не носить кандалы; этими же кандалами они его и убили.
На днях мне передал один общественник рубль и просил отслужить панихиду о упокоении Захара. Оказывается, что этот рубль он был должен этому Захару, но за его смертью принес мне для панихиды. Факт выдающийся, хотя бы даже и не среди преступников.
Чрезвычайно несоразмерно наказание за изнасилование; в этих случаях часто происходят судебные ошибки; согласится женщина на сношение, но в это время застанут родители или другие лица, поднимается крик, что изнасиловал (чтобы свалить с себя вину), результат суд и каторга.
Мало рационально разделение наказаний по годам: Не все ли равно 10 лет каторги или 20 лет? Для большинства все равно. Приходят в отчаяние от своего положения, от своей бесправности. Иное дело, если бы было большее разнообразие в категориях наказаний, например: больший или меньший срок бесправности, а потом постепенное возвращение ко всем правам.
Заметил я, что многие тюремные священники чрезмерно строги (запрещают на 4 года и т.д.), а некоторые чрезмерно снисходительны.
Разработать вопрос о наказании за укрывательство.
Интересны мотивы бродяжничества у некоторых лиц: 1) происходящий из хорошей фамилии совершил кражу, чтобы не позорить родных исчезает и делается бродягой; 2) совершил несколько грехов против 7-й заповеди, впал в уныние, 12 лет после этого не говел, не почитая себя достойным, хотя в церковь ходил, затем, когда тоска дошла до высшей степени, решил взять на себя добровольное страдание, ушел и объявился бродягой; в тюрьме в первый раз говел (это бывший сельский учитель).
Воронов, каторжник, купил на свои кровные деньги Цветник духовный еп. Феофана. Этого Воронова я считал отпетым человеком вследствие жалобы одного его товарища по камере. (Этот же Воронов говел у меня.) Он говорил мне: Я выдержал пост тяжелее всякого монашеского; 12 лет изо дня в день одну и ту же пищу . Это правда.
Интересно сопоставление кающихся: свободных и заключенных. Истинное покаяние (с ясным сознанием греховности, со слезами и плачем о грехах) на свободе встречается только у людей высокой духовной жизни (как у монахов, подвижников и т.п., см. Четьи-Минеи). Средний человек кается очень плохо, в лучшем случае он только серьезен, в большинстве он исполняет формальность, считая себя небольшим грешником. Следственные почти такие же. Иное дело заключенные; и здесь состояние духа различно по категориям; худшая категория общественники, немного лучше лишенцы, но самые лучшие каторжники. Многие из них каются с горьким плачем, многие, даже невинно осужденные, горько плачут о самых простых грехах, считая их причиной наказания Божия. Так что мне приходилось только успокаивать и удерживать кающегося от уныния.
Интересные выводы: стена каторжной тюрьмы в иных случаях имеет то же значение, что и стены монастыря. И затем: какое же ожесточенное сердце имеет средний человек (который ни горяч, ни холоден, а тепл), если для пробуждения его необходимо такое средство, как наказание каторгой?
Чрезвычайно важная вещь изолирование хороших арестантов от дурных. Отчего бы не делать камеры на 10 человек, даже на 5? В такой маленькой камере могли бы соединиться группами лучшие элементы. А соединение это предоставить самим арестантам, они отлично устроятся.
Будет ли прощение от Господа разбойникам? спрашивает меня на исповеди один каторжанин. На мой вопрос, отчего он так спрашивает, он ответил, что ему многие товарищи твердили: Какое же прощение ждать разбойникам; никакого нет и не будет; мы люди пропащие .
Интересный факт и не единичный: отчаяние общее явление среди каторжан. Так что тюремному священнику предстоит главным образом поддерживать малодушных и унывающих; обличать ему нечего, потому что совесть лучше его обличает каждого преступника. Но интересно: отчаяние не есть ли причина многих отчаянных поступков? В действиях каторжан очень много напускного, отчасти ради товарищества, отчасти, чтобы заглушить совесть.
Умилительное зрелище представляет кандальное отделение в день отправки на Сахалин. После того, как партия вызвана (перекличка), все, обратясь к иконе, начинают петь молитвы; многие становятся на колени, молитва искренняя, непринужденная, со слезами. В женском отделении бабы в это время ревут.
Почти в каждую партию, отправляемую на Сахалин, выношу я крестики. Замечательно, что почти все без исключения подходят ко мне и просят благословить на дорогу крестиком, многие при этом имея на груди кресты. Искренность, с какою благодарят за благословение, не позволяет сомневаться в искренности религиозного чувства. Из этого факта видно, что если не все говеют, то не от безверия, а по другим причинам (малодушие, боязнь тюремных толков или же отчаяние, уверенность в том, что разбойнику нет прощения).
Почему народ называет осужденных несчастными ? Не потому ли, между прочим, что сумма переносимых ими страданий может быть гораздо выше совершенного преступления?
Наш интеллигентный взгляд на преступника напоминает наш взгляд на согрешившую женщину. Честная благородная девушка обманута негодяем и брошена. Казалось бы, все наши сочувствия должны быть на стороне этой несчастной. На самом деле общество клеймит ее презрением, в лучшем случае лицемерной снисходительностью, под которой все-таки скрывается яд осуждения. Отчего это? Не оттого ли, что каждый из осуждающих втайне чувствует, что и он легко может впасть в то же несчастье, но боится этого чувства и лицемерит перед самим собой и перед другими (смотрите, дескать, какая пропасть между мной и этой женщиной или преступником)?
Когда говорим о наказаниях, то должны принимать в расчет характер русского человека. Наш крестьянин лично в нравственном отношении черзвычайно слаб. Все исследователи народной жизни приходят к этому заключению (Достоевский, Кавелин, Глеб Успенский и др.). Развитие кулачества и мироедства среди крестьян доказывает эту мысль. Характер религиозности русского народа односторонен: мужик бьет поклоны, ставит свечи и в то же время тащит из кармана ближнего. Убийца, прежде чем убить, перекрестится. Для мужика, чтобы не опускаться в тину безобразия, необходима встряска (гром не грянет мужик не перекрестится). Существует множество рассказов из народной жизни, из которых видно, как знамения Божии и наказания поддерживают в народе страх Божий, который без этого совершенно исчез бы. Но затем после хорошей встряски русский человек скорее всякого другого способен образумиться. К этому присоединяется еще присущее мужику сознание своей греховности, а отсюда смирение. На этих факторах и необходимо строить систему наказания. Законы должны быть строже, люди добрее . Каждое преступление должно вызывать хорошую встряску. (Телесное наказание, каторга, одиночное временное заключение и т.д.) Затем наказание не должно быть вечным и растворяться должно милостью и снисхождением.
Малолетний преступник 17 лет: на вид ему не более 15. За кражу в церкви осужден к ссылке с лишением прав; спрашиваю его, знает ли Отче наш ; оказывается, знает; кто научил? Выучился в тюремном замке, когда утром и вечером после поверки арестанты поют молитвы. Стало быть, в тюрьме свет стал видеть.

(Окончание следует)