From: "Kostin S.L." <ksl@ist.ru>
Newsgroups: relcom.wheels
Subject: Прогорела прокладка головки блока цилиндров.
Date: 15 May 1997 14:47:40 +0400

Прогорела прокладка головки блока цилиндров


Как я уже сказал, замена головки - процедура весьма простая. Я бы даже писать об этом не стал бы, если бы не аномальное отсутствие симптомов.

Симптоматика пробоя головки настолько хрестоматийна, что ее здесь все наверняка знают. Тем не менее вкратце напомню, а если кто-то еще что-то вспомнит, то поправьте и добавьте.

1. Следы масла в системе охлаждения.
2. Следы воды в системе смазки (белая суспензия).
3. Потеря компрессии в одном или нескольких цилиндрах (чаще в сего в соседних).
4. Белый пар или брызги воды из выхлопной трубы и как следствие большой расход воды.
5. Быстрое (почти мгновенное - достаточно одной поездки) порыжение тосола. Образуется очень тонкая взвесь, которая медленно оседает.
6. Сильное бурление воды (визуально вода кипит, хоть это не так) в расширительном бачке из-за прорывающихся газов.

Сходу больше не припомню. Наверняка еще что ни будь есть.

Так вот, ничего подобного у меня не было, что и приводило в тупик. Даже на сервисе, куда я поехал делать диагностику, мне сказали, что все в порядке и за прокладку я могу не беспокоиться.

Замечу, что при наличие в системе пароотводной трубки симптом N6 невозможен. Пароотводная трубка соединяет верхнюю точку рубашки и бачок. Вещь, надо сказать, весьма, полезная. Практически исключает возможность образования воздушных пробок.

Началось все с симптомов, описанных Антоном: при глушении двигателя вода моментально вскипала и т.д. Я решил, что это нормально, а проблема состоит в том, что отсутствует клапан на расширительном бачке. Когда прекращается циркуляция воды, резко падает теплообмен, происходит локальное вскипание, а так как в бачке давление атмосферное, то и происходит выдавливание воды. Купил новый (б/у) бачок с исправной пробкой. Прочистил отверстия в пароотводной трубке. Симптом на время пропал.

Месяца два я ездил спокойно, но, вдруг замечаю, что время от времени срабатывает выпускной клапан бачка. (Черта с два в моей машине это заметишь. Шумоизоляция на уровне!) Стал проверять систему с помощью манометра. Думал, что ослаб клапан на б/у крышке. Не спеша так, из чистого любопытства. А чего беспокоиться? С удивлением обнаружил, что клапан в полном порядке - срабатывает при паспортном значении. Все еще не беспокоюсь. Одно было странно: машина работает 5 минут, а давление как на перегретой машине. Датчики температуры, термостат - в полном порядке.

Дальше еще интереснее. Заметил, что после полного остывания машины (1 сутки) в системе давление немного больше атмосферного.(Должно быть меньше из-за возвратного клапана.) Вот тут я в первые забеспокоился. Это уж, совсем не вяжется с моими представлениями о физике.

С кем я только не консультировался... Было, даже, высказано безумное предположение, что воздух подсасывается помпой из-за ослабшего сальника помпы. (Теоретически это возможно.) Тут, как раз, у нее подшипники полетели, и я ее заменил на новую (100$).

Я голову себе сломал обдумывая причины происходящего. Замечу, что на езде это пока никак не сказывалось, и беспокойства мои были чисто теоретические. Ненавижу, когда в машине присутствует непонятка.

И вот, в один прекрасный момент, я останавливаюсь на пол пути к дому из-за перегрева двигателя. Повторился симптом с выхлестыванием тосола, только в очень сильной форме. Образовывалась воздушная пробка, уровень тосола в рубашке понижался ниже уровня помпы (она у меня в самом верху стоит), вода вскипала и система шла в разнос. Приплыли...

Все, думаю, прокладка погорела. Но полной уверенности у меня еще не было. С возникшей ситуацией я справился методом увеличения отверстия в пароотводной трубке. (Замечательная вещь!)

Через два дня у меня порыжел тосол - я его заменил. На следующий день он опять порыжел. Диагностика неисправности была закончена. Теперь все стало ясно! На это ушло почти полгода!

Совсем забыл упомянуть, что в процессе исследований, я ездил делать диагностику двигателя. Компрессия как у молодого! Так, что и этот симптом отсутствовал.

Сразу скажу, почему отсутствовал симптом "масло в тосоле". Дело в том, что на моем двигателе это принципиально невозможно. Масло под давлением подается к клапанным коромыслом отдельным патрубком, а стекает оно из головки обратно в поддон самотеком. Т.е. в головке блока нет масляных каналов с высоким давлением масла.

Далее о ремонте.

Купил я полный набор прокладок, сальников, и т.д. за 30$ Комплект выходит существенно дешевле, чем покупать в розницу. Начал обзванивать сервисы - сам делать не хотел. Никогда мне еще не приходилось Двигатели ремонтировать. И как начали меня нагружать. В одном месте 300$ просят, в другом - 200$. Спрашивается: "За что?" А мне отвечают: "Мол, работа сложная, ТНВД надо снимать, потом регулировать..." В общем, бред какой-то. Не знаю, за кого нас принимают? Наверное, за полных придурков. Даже у двигателей с верхним распредвалом все просто: по метке снял, по метке поставил.

Если бы мне честно отвечали, я может быть и упал бы на эту сумму, но откровенная лапша... В общем, стал я сам ремонтировать. Самой сложной операцией при демонтаже была снятие головки с двигателя, практически на вытянутых руках. Тяжелая зараза. Не женское это дело...

Аналогично, при установке. В одиночку я не справился, пришлось звать соседа, чтобы помог. Только потом сообразил, что в резьбу болтов можно было ввернуть какие ни будь шпильки, что бы они выполнили роль направляющих. Тогда можно было бы и одному справиться.

Что я увидел внутри.

Во первых, прокладка, действительно прогорела, но только чуть-чуть. и в непосредственной близости от водяного канала. Если бы прогорела в другом месте, я бы еще ездил и ездил.

Reply from  "Max Gubin" <gubin@kodeks.net>

>А теперь вопрос. Почему прогорают прокладки? Ведь это неспроста. И до меня ее явно меняли. Я был не первый.

Наверное от этого и прогорела. Я слышал "гаражную байку" о мужике, который ее чуть-ли не каждую неделю менял, т.к. "неправильно ставил". А в чем неправильность "бывалые" объяснить не смогли. Где-то я читал, что от неправильной установки или затяжки головки, или повреждения поверхностей.

>Нагар был о-го-го, но только на двух цилиндрах. Интересно, почему только на двух? Ведь форсунки у меня, хоть и дряхлые, но абсолютно идентичные. Это показали измерения на стенде.

В 1 и 4? У меня судя по нагару на накальных свечах там тоже нагар больше.

А теперь вопрос. Почему прогорают прокладки? Ведь это неспроста. И до меня ее явно меняли. Я был не первый. Нагар был о-го-го, но только на двух цилиндрах. Интересно, почему только на двух? Ведь форсунки у меня, хоть и дряхлые, но абсолютно идентичные. Это показали измерения на стенде.

Такое впечатление, что до меня нагар счищали железным скребком. Не понравилось мне состояние головки. В следующий раз (не дай бог), вероятно, придется менять саму головку.

Хочется сказать пару "ласковых" людям, которые писали пособие по ремонту. Например: чего стоит следующая фраза. "Небольшие трещинки на вихревых камерах допустимы. Иначе, камеру надо менять." Ну, есть у меня трещинки, а как я пойму: большие они или нет.

Или рекомендации по затяжке болтов. Написано, что в разные годы и для разных головок применялись разные типы болтов. При чем, разные болты, надо затягивать с различным моментом, причем отличаются эти моменты очень сильно. (Максим, ты можешь в фиолетовой книжечке посмотреть и ты поймешь меня!) Так вот, у меня были все три типа болтов. (Об этом еще Тимур Ткач в свое время писал.) Бред какой-то.

Что я могу сказать, проехал я с тех пор тысяч 5-6, полет нормальный. И еще хочу добавить людям, которые этой процедуры не делали: не так страшен черт как его малюют!