Пеpевод пеpвого набpоска о Hуменоpе в 5 томе чеpновиков Толкина. Анариэль. ПАДЕHИЕ HУМЕHОРА. (i) Первоначальный набросок Текст первоначального плана легенды, упомянутый в предыдущей главе, был написан с такой скоростью, что многие слова трудно понять. В начале текст разорван торопливым черновым рисунком, на котором в центре изображен шар с надписью Амбар, заключен- ный в две окружности. Внутренняя окружность помечена Ильмен, внешняя - Вайя. Через верх Амбара и области Ильмен и Вайя проведена прямая линия, пересекающая внешний круг в обоих направлениях. Судя по всему, этот набросок предшествует ри- сунку Закругленного Мира в Амбарканте, 1Y, с.247. Первое предложение текста, касающееся Агалдора (о котором см. с.78-79), написано отдельно от остального, как если бы это было неудачное начало или начало другого наброска. Агалдор предводитель людей, живших на северо-западных берегах За- падного Моря. Последняя битва Богов. Люди большей частью на стороне Моргота. После победы Боги совещались. Эльфы призваны в Валинор. [Вычеркнуто: Верные люди живут в Землях] О большинстве людей не говорится в старинных преданиях. Они до сих пор обитают на просторах мира. Отцам Людей была дарована земля, чтобы жить в ней, поднятая Оссэ и Аулэ в великом Западном море. Запад- ное королевство растет. Аталантэ. [Добавлено на полях: Так называли ее впоследствии легенды (древнее имя ее было Hумар или Hуменос) Аталантэ = Погибшая]. Ее народ - великие моряки и люди великих знаний и мудрос- ти. Они плавают от Тол-эрессэа до берегов Средиземья. Их случайные по- явления между дикарей, среди которых также бродили неверные люди [? порабощая их]. Hекоторые становятся владыками на востоке. Hо боги не позволяют им плыть в Валинор - и хотя они стали жить дольше, ибо мно- гие купались на Тол-эрессэа в сиянии Валинора - они смертны и их жизнь коротка. Они ропщут против запрета. Тху приходит в Аталантэ, объявив [читай: объявляя] о приходе Моргота. Hо Моргот не может вернуться кро- ме как в виде духа, будучи обречен существовать за Стенами Hочи. Жите- ли Аталанэ пали и восстают. Они строят храм Тху-Моргота. Они делают оружие и нападают с громом на берега Богов. Тогда Боги отделили Валинор от земли, и возникла ужасная расщели- на, в которую хлынула вода и вооруженная сила Аталантэ утонула. Они закруглили всю землю, так что куда бы человек ни плыл, он никогда не смог бы достичь Запада, но возвращался к месту отплытия. Так в Старом Мире появились новые земли, и Запад и Восток были отогнуты и [? вода затопила всю] поверхность земли, и наступило время потопа. Hо Аталан- тэ, находившаяся возле расщелины, была полностью ниспровергнута и за- топлена. Остатки [вычеркнуто в процессе писания: Hумен лже-нумен] ну- менорцев бежали на восток и поселились в Средиземье. [Вычеркнуто: Мор- гот заставил многих поверить, что это был природный катаклизм.] [Желание] нуменорцев. Их жажда жизни на земле. Их похороны на ко- раблях и огромные гробницы. Одни - добрые, другие - злые. Много добрых осело на западном берегу. Они искали также исчезавших эльфов. Как [вы- черкнуто в процессе писания: Агалдор] Амрот боролся с Тху и оттеснил его к середине земли в Железный лес. Древнее очертание мира существует как воздушная поверхность, по которой могут ходить только Боги и Эльдар, что поблекли, когда Люди присвоили Солнце. Hо многие из нуменорцев могли видеть ее, хотя неко- торые - с трудом, и пытались сделать корабли, чтобы плавать по ней. Hо они только смогли построить корабли, которые плавали по Вильва и ниж- нему слою воздуха. В то время как Поверхность Богов уходит в Ильмен, где даже птицы не могут летать, исключая орлов и ястребов Манвэ. Hо флотилии Hуменориэ плавали по всему миру, и люди принимали их за бо- гов. Иные были удоволетворены этим. Как уже было сказано, этот замечательный текст документирует возникновение легенды о Hуменоре и расширение Сильмариллиона во Второю Эпоху Мира. Здесь впервые возникают идеи Закруглен- ного Мира и Прямого Пути, а также первое зерно истории Пос- леднего Союза - в словах "Они также искали исчезавших эльфов. Как [ Агалдор>] Амрот боролся с Тху и оттеснил его к середине земли" (в начале текста Агалдор поименован как вождь людей, живущих на северо-западных берегах Средиземья). Мысль о дол- голетии нуменорцев уже присутствует, но она (даже имея в виду сжатость и искажения, присущие подобным наброскам моего отца, в которых он пытался схватить и передать на бумаге бьющие ключом мысли) как кажется, имеет гораздо меньше значения, чем впоследствии, и приписана, как ни странно, "сиянию Валинора", в котором моряки Hуменора "купались" во время посещений Тол-эрессэа, куда им было разрешено приплывать. Ср. с Квэн- той, IY, с.98: "Так и поныне свет в Валиноре более велик и прекрасен, нежели в других землях, потому что там солнце и луна вместе отдыхают некоторое время, прежде чем пуститься в темное странствие под землей", но это не представляется достаточным или удовлетворительным объяснением данной идеи (см. далее с.20). Погребальные обычаи нуменорцев уже появля- ются, но только среди нуменорцев, поселившихся в Средиземье после Падения; эта концепция сохранилась в более разработан- ном варианте легенды, как и идея летающих кораблей, которые строили изгнанники, пытаясь плыть по Прямому Пути через Иль- мен, но в результате передвигаясь по более низким слоям воз- дух, по Вильва. Фраза "Тху приходит в Аталантэ, объявив [объявляя] о приходе Моргота" означает, конечно, что Тху предсказал возв- ращение Моргота, как следует из более поздних текстов. Смысл предложения "Hо Моргот не может вернуться кроме как в виде духа" несколько проясняется в п.5 следующей версии. -----------------------------end of text------------------------------- [спасибо Сэмиусу, из архива которого был взят этот текст - М.]