Брайль для мультимедии
Революционное
вторжение компьютеров и
Интернета в нашу жизнь
оставило, по крайней мере, одну
из общественных групп далеко в
стороне от себя - речь идет о
слепых. Впрочем, разработки
приспособлений и программам,
которые позволили бы слепым
более-менее полноценно
работать с компьютером, причем
не только с текстовыми данными,
но и с графическими, ведутся
компаниями и исследователями в
самых разных частях планеты. Но
у израильских разработчиков
есть совершенно свежее,
оригинальное и, что не менее
важно, достаточно
универсальное решение
проблемы. Компания VirTouch была создана 5 лет тому назад д-ром Романом Гозманом и д-ром Игорем Красиным, репатриантами из России, встретившимися в Израиле. Гозман - психолог, специализирующийся на методах обучения особых групп населения, в первую очередь на методах обучения слепых и плохо видящих. Красин - компьютерщик. Идея, собственно, "лежала на поверхности" - в прямом и переносном смысле: когда слепой должен воспринять текст или графический элемент, надо создать выпуклости и он, ощупывая их, получит нужную информацию (как известно, именно на этом принципе основана азбука Брайля). Можно ли сделать подобное с экраном компьютера? Представьте себе экран, у которого каждой точке (пикселю) соответствует тупая иголка, выдвигающаяся вперед в соответствии с тем, какого рода элемент изображения ей соответствует. Однако практическая реализация подобной конструкции оказывается не только технически сложной и громоздкой, но и экономически невыгодной - цена может доходить до 200.000 долларов. Гозман и Красин сделали принципиальный шаг вперед - а зачем изображать все содержание экрана, разве недостаточно дать слепому информацию о той части, с которой он в данный момент работает? Безусловно, достаточно. Разработчики создали мышь с 96 иголками, на которую накладываются 3 пальца. Когда мышь передвигают по коврику (и, соответственно, по экрану), под пальцами постоянно изменяется расположение (вверх-вниз) иголок, демонстрируя изображение на экране. Курсор мыши передвигается по экрану - изменяется положение иголок ("больше выдвинуто, меньше выдвинуто"), и в пальцах возникает ощущение изображенного. Продукт называется VTS - Virtual Touch System, система виртуального контакта. В компании говорят: "Потрясающе видеть, как слепой, который даже в первый раз пользуется нашей мышкой, не пропускает ни одного экранного элемента. С ее помощью при высокоразвитой сенсорной чувствительности слепые способны различить разницу даже между очень сходными изображениями. Особенно с помощью такой мыши облегчается чтение текста с экрана: или слепой просто различает буквы, поскольку мышь делает их изображение ощутимым, или изображения обычных букв трансформируются в буквы азбуки Брайля - все настраивается по желанию пользователя. Слепые имеют, как правило, навыки в чтении текстов с помощью азбуки Брайля, но с графикой, особенно компьютерной, у них практически не было возможности работать. Наша разработка делает этот вид деятельности реальным". Разработка пока еще на доведена до рыночного варианта. В компании созданы примерно 30 экспериментальных образцов размером 30 сантиметров и весом 800 грамм. Часть из них примерно полгода обкатывается в разных организациях для слепых Израиля, а 4 образца переданы в организации слепых США. Собственно, в компании уже работают над промышленным образцом, который будет напоминать обычную мышь и иметь по сравнению с экспериментальной разработкой примерно вдвое меньший размер и вес. Однако недостаточно разработать "железо" (мышку) - необходимо создать и соответствующее программное обеспечение. Например, "игольчатая графика" далеко не всегда может оказаться столь же простой "на ощупь", как она видна глазу - следует трансформировать ее в гораздо более четкое "изображение", легко различимое пальцами. Остаются проблемы, например, разрешающей способности, мелких деталей, цветовой гаммы. Работы исследователей показали, что в рамках "от черного до белого" слепому можно дать четыре оттенка так, чтобы "игольчатая мышь" могла их демонстрировать. Сегодня совместно с компанией "Систематикс" разрабатывается "под иглы" программа географического атласа. Конечно, слепого не следует запутывать избытком мелких деталей, так что разработчики сосредоточены на "иглоизображении" автомобильных магистралей, рек, городов и надписей. Кроме атласа Израиля, в разработке находятся атласы мира, США и некоторых государств Европы. Еще одна сфера, где ведется адаптация под игольчатую мышь - компьютерные игры. Например, автогонки (белое шоссе, серые обочины - для игольчатой мыши это должно получиться неплохо), стрелялки, в том числе и простой авиасимулятор - всего уже адаптировано 7 игрушек. Имеются также разработки программ для ориентировки на местности (карта до банка, магазина и т.п.), некоторые обучающие программы. В разработках программ и особенно игольчатой мыши принимают участие сами будущие пользователи - слепые. Сотрудничество с ними не замыкается только на тестировании, но и приводит к выявления и даже решению проблем, о которых не всегда могли догадаться зрячие разработчики. Например, поскольку на игольчатую мышь пользователь кладет всю ладонь, то как быть с людьми разных возрастов и размеров, взрослыми и детьми? Решение найдено - это съемное покрытие-"подушка" (нечто вроде коврика для мыши, только не под, а на нее), которое может поставляться в наборе с мышью и быть разных размеров, так что пользователь подбирает тот, который его устраивает. Другая проблема - размер коврика, по которому передвигается игольчатая мышь: зрячий вполне удовлетворяется маленьким ковриком, много меньше экрана, потому что при необходимости можно поднять мышку и просто переложить ее на новое место. Слепой же может таким образом потерять картинку, поэтому придется делать коврики размером, совпадающим с размером экрана. Разработка компании VirTouch была уже не раз показана на различных конференциях и форумах: на съезде международного союза слепых (1998, Даллас, Техас), на конгрессе Closing the Gap (1998, Миннеаполис), на конгрессе CSUN (1999, Лос-Анджелес), на выставке в Дюссельдорфе. Практически везде реакция была воодушевленно-восторженной, как со стороны специалистов, так и со стороны потенциальных потребителей. Смело можно сказать, что выход на рынок этого продукта станет историческим событием для слепых. Среди прочего, игольчатая мышь откроет для этой группы общества и просторы Интернета. Сегодня компания ведет переговоры с музеем науки в Иерусалиме, цель которых - первый сайт для работы в Интернете с использованием игольчатой мыши и соответствующих программных разработок. |
Рыночная
цена игольчатой мыши составит
около 2.000 долларов. В феврале 2000 года компания планирует выставить на рынок первые 100 образцов. "Клуб незрячих пользователей Internet" - сайт, на котором много чего нашлось: новости, статьи, контакты, гранты, работа и, самое главное, архив программ и дистанционное (то есть через Интернет) образование. Есть там также и возможность подписаться на лист рассылки новостей. Очень достойный проект. И еще - в разделе ссылок имеется переход на аналогичную украинскую страницу, где тоже есть немало интересных и полезных ссылок. Сайт фирмы Henter-Joyce Inc., производящей одну из популярных программ для чтения с экрана, то есть для звукового воспроизведения текста. Но цены ой какие высокие: На сайте Британской компьютерной ассоциации для слепых есть список ссылок на ресурсы для слепых - он настолько велик, продуман и содержателен, что, собственно, на этом можно было закрывать поиск в англоязычных источниках. Очень полезный сайт! |