Шанкарачарья


Шанкарачарья - (санкр. Сfnкаrа = имя собств. + асаrуа = учитель,
брахман) или просто - знаменитый индийский реформатор и философ, один из
главных учителей и проповедников философской школы Веданта, живший в
VIII или (вероятнее) в IХ в. Наиболее достоверное предание
свидетельствует, что он родился а 788 г. по Р. Хр. (см. А. Вебер,
"Indisсне Sтudiеn" т. ХIV, стр. 353). Менее достоверные известия относят
его ко второму и третьему столетиям нашей эры ("Indiаn Аnтiquаrу" I,
361; VII, 282) Ш. был родом из Кералы или Малабара, из касты брахманов
Намбури, и вел очень беспокойную жизнь, во время своих странствований
успешно диспутируя с представителями различных религиозных учений,
начиная с ортодоксальных вишнуитов и шиваитов и кончая менее
правоверными джайнистами и буддистами. При этом он никогда не упускал
случая популяризировать в устных беседах и писаниях философское учение
Веданты. Во время своих путешествий он основал ряд монастырей (матна,
для сохранения и распространения его учения. Некоторые из них уцелели и
по сю пору. Главный из них - монастырь в Шрнгири, или Шнга-гири, на
склоне западных гхатов, в Майосоре, вблизи источников р. Тунгабхадры.
Под конец жизни Ш. добрался до Кашмира и там, после победоносного
диспута с разными оппонентами, воссел на трон Сарасвати. Умер в
Кедаранатх (в Гималайских горах), еще совсем молодым (32 лет). События
последних лет его жизни засвидетельствованы местными преданиями. Трон
Сарасвати, на котором сидел Ш., показывают и теперь в Кашмире, а в храме
Шивы в Бадари с незапамятных пор жрецом, совершающим богослужение,
всегда состоит малабарский брахман из рода Намбури. Ученость и святость
жизни Ш. пользовались таким уважением, что его считали воплощением Вишну
и Шивы и верили в его способность совершать чудеса. Тем не менее ему
приходилось считаться и с проявлениями неуважения и неприязни.
Рассказывают, что когда после возвращения домой из странствий, умерла
его мать, и он должен был совершить над ней погребальный обряд, то
родственники его отказались снабдить его огнем, а брахманы не захотели
совершать богослужение. Тогда Ш. произвел огонь из своей руки и сжег
тело матери во дворе своего дома, произнеся заклинание , что брахманы
здесь не будут изучать вед, нищие монахи никогда не получат милостыни, а
мертвые всегда будут сжигаться вблизи домов, в которых жили (обычай, по
преданию переживший Ш.). В Малабаре Ш. приписывают разделение первичных
четырех каст на 72 (по 18 подразделений в каждой из основных каст) и
определение их занятий и обязанностей. По своим религиозным догматам Ш.,
по-видимому, скорее склонялся к вишнуизму, но пользуется одинаковым
почетом у представителей обеих главных сект индуизма - шиваитов и
вишнуитов. Как философ, он был апостолом учения о так назыв. адваита,
составляющем одну из главных составных частей школы Веданта, т. е. о
тождестве человеческого духа с мировым духом (аdvаiта =
недвойственность, единство). Согласно этому учению, дух человека и
верховный дух составляют одно целое; все, что мы видим в мире - разные
формы, произведенные мировым духом, и в то же время впечатления нашей
души. Вне нашей души и вне верховного духа нет ничего. Таким образом
весь мир есть ни что иное, как наша иллюзия, наше представление. Только
наше незнание заставляет нас отделять нашу душу от Мирового духа и
считать ее существующей отдельно и независимо. Устранение этого незнания
приводит к полному освобождению человеческой души от неумолимого закона
о переселении душ и достигается изучением философских истин Веданты.
Существует очень много философских трактатов и литературных
произведений, действительно принадлежащих Ш. или только приписываемых
ему. Наиболее важным является его Бхашья (Внаsнуам), т. е. комментарий
на Ведантасутру, приписываемую Вьясе. Приписываются Ш. еще трактаты:
Атмабодха (Познание Атмана - Мирового духа; перевед. и объяснен. F. Nеvе
в "Jоurnаl Аsiатiquе", т. VII, 6-я серия) и Прашноттараратнамала
(Рrасnоттаrаrатnамаlа = Драгоценное ожерелье вопросов и ответов"; изд. в
санскр. и тибетской редакциях и с французским переводом Еd. Fоuсаuх. П.,
1867, и А. Вебер, в "Записках Берл. Акад. Наук"; 1868, стр. 92 и след.)
- амальгама буддийских и шиваитских учении; комментарии на Бхагавадгиту
и на Нрсинха-Тапания-упанишад; сборник гимнов в честь Парвати, супруги
Шивы, носящий название Ананда-лагари (Аnаndа-lанаri = волна
наслаждения). Другой подобный сборник, Саундарья-лагари
(Suundаrуа-lанаri = волна красоты) также приписывается Ш. Буддисты
считают Ш. (вместе с Кумарилой) злейшим врагом своей религии и
приписывают ему ее падение, что, впрочем, преувеличено, так как буддизм
продолжал держаться в Индии еще более 6 веков после смерти Ш.
Несомненно, однако, что учение Ш. способствовало постепенному умиранию
религии Будды в самой ее родине. Ср. F. Н. Windisснмаnn, "Sаnсаrа, sivе
dе Тнеоlоguмеnis Vеdаnтiсоruм" (Бонн, 1833); А. Вruining, "Вijdrаgе тот
dе Кеnnis vаn dеn Vеdаnта" (Лейден, 1871). У нас о Ш. и его философии
писала В. Джонстон в "Вопросах философии и психологии" за последние
годы.