Шарден


Шарден - (Жан-Баптист-Симеон Снаrdin, 1699 - 1779) - франц.
живописец, ученик П. Ж. Каза и Ноэля Куапеля. Помогая последнему
исполнять аксессуары в его картинах, приобрел необычайное искусство
изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя
исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной
деятельности писал плоды, овощи, цветы, битых животных, хозяйственные
принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители
искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и
голландских художников, и только с 1739 г. расширил круг своих сюжетов
сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Картины этой второй
категории, отличающиеся наивною простотою содержания, силою и
гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, еще более, чем
прежние работы Ш., выдвинули его из ряда современных ему художников и
укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В
1728 г. он был сопричислен к парижской академии худ., в 1743 г. избран в
ее советники, в 1755 г. принял на себя должность ее казначея; кроме
того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и
изящных искусств. Произведениями Ш. особенно богата луврская галерея в
Париже. Они имеются также во многих других французских публичных и
частных коллекциях, а за пределами Франции - в собрании прусского
короля, в великогерцогской галлерее в Карлсруэ, в стокгольмском музее, в
имп. Эрмитаже, в СПб., в галерее кн. Лехтенштейна, в Вене, и в друг.
местах. Наиболее известные между ними - "Карточный замок", "Молитва
перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи
принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства" (все
- в луврск. галл.), "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри" (в гаврск.
муз.), "Кухонный стол с провизией и посудой" (в руанск. музее), портрет
г-жи Жофрен (в муз. Монпелье), "Девушка, читающая письмо", "Возвращение
с рынка", "Кухарка, чистящая репу", и повторения "Молитвы перед обедом"
(в корол. дворце в Берлине), повторение "Карточного замка" и "Молитвы
перед обедом" и "Прачка" (в Эрмитаже), "Молодая женщина, вышивающая
ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный коте"
и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" (в стокгольмск. муз.) и
"Мать и дитя" (в галл. кн. Лихтенштейна).