Шарж


Шарж (от франц. снаrgеr - нагружать, тождественному по значению и
происхождению с итальянским саriсаrе, от которого карикатура) -
изображение действительности, преувеличенное до неправдоподобия с
комическими целями. Итак, Ш. прежде всего воспроизводит
действительность; подобно всякому художественному изображению, он
отбирает характерные черты действительного явления и заставляет эти
черты выступать с большей отчетливостью, чем это имеет место в жизни. В
этом смысле можно сказать, Ш. идеализирует действительность. Но, чтобы
выставить на вид ее смешную сторону, Ш. идет дальше: он подчеркивает
характерные черты не в той только степени, в какой это необходимо для
того, чтобы оттенить их - он преувеличивает их до неправдоподобия.
Смешное вообще опирается на известную разницу между готовым
представлением о явлении и тою случайною формой, в которую, по тем или
иным причинам, оно отливается в данном случае. В Ш. эта разница
увеличивается намеренно - и смех вызывают именно неожиданные размеры
преувеличения. Когда говорят, что парижская пожарная команда приезжает
на место пожара через пять минут после его начала, лондонская - через
две минуты, а казанская - за пять минуть до пожара, то смех вызывают
именно размеры преувеличения, превосходящие ожидание. Подобно
карикатуре, Ш. оперирует с представлениями, уже готовыми в уме
воспринимающего; он переносит мысль в мир неправдоподобный, условный, но
подчиняющийся особым законам, им самим для себя предначертанным. В этом
смысле Ш. может быть назван стилизацией действительности, ее ирреальным,
но по своему законосообразным воплощением. Когда рассказывают, что
известный французский слесарь Х. так хорошо и быстро открывал секретные
замки, что они открывались от одного его взгляда, или когда у Чехова
кондуктор три раза подряд будит принимающего в промежутках морфий
пассажира, то и для автора, и для читателя совершенно очевидно, что дело
происходит за пределами действительности, но читатель принимает законы
этой особой, неправдоподобной действительности, предложенные ему
автором. Ясное представление о художественной форме затуманивается тем
смыслом, который это слово часто имеет в обиходе: Ш. называют - с
оттенком неодобрения - всякое, особенно в комическом роде,
художественное преувеличение, свидетельствующее об отсутствии чувства
меры.