Шатобриан


Шатобриан (Франсуа-Огюст, виконт dе Снатеаuвriаnd) - знаменитый
французский писатель и политический деятель. Род. 4 сент. 1768 г. в
бретонской дворянской семье, младшим из десяти детей; провел
безрадостное детство в Сен-Мало, учился довольно беспорядочно в Доле,
Ренне и Динане; предназначался родителями то в военные, то - согласно
его собственному желанию - в священники, но 18-ти лет вступил в
наваррский полк. Связи отца доставили ему аристократические знакомства и
доступ ко двору, но он здесь терялся и больше интересовался литературой;
сблизился с писателями - Парни, Шенье, Шамфором - и напечатал в
"Аlмаnасн dеs Мusеs" (1790) меланхолическую пастораль: "Амоur dе lа
самраgnе". Революция, ненавистная этому роялисту, и уничтожившая его
полк, побудила его исполнить заветную мечту - отправиться в Америку, с
целью найти путь, через полярные страны, в Индию. Он пробыл там недолго,
но успел видеть многое. В 1792 г. он женился и, хотя это был брак по
требованию родных, нашел в жене преданного друга. Возвратясь в Европу,
он эмигрировал, вступил в армию эмигрантов и был ранен при осаде
Тионвилля; больной и измученный, перебрался в Англию, где вел тяжкую
борьбу за существование, голодая, перебиваясь уроками и готовя обширный
труд: "Еssаi роliтiquе, нisтоriquе ет моrаl sur lеs rеvоluтiоns
аnсiеnnеs ет моdеrnеs" (1797). Это сочинение, еще проникнутое духом
отживавшего века, не имело успеха; его стали читать лишь впоследствии,
ввиду разительной противоположности между ним и позднейшими воззрениями
автора. Последующие издания были очищены от материалистических выходок.
Перемена настроения была близка; смерть матери, удрученной ужасами
революции и безверием сына, и сестры, получившей от матери завет
возвратить брата христианству, возродили его веру. "Я уступил не великим
сверхъестественным светочам, - писал он, - мое убеждение вышло из
сердца: я заплакал и уверовал". В это время им был задуман "Gеniе du
снrisтiаnisме" (1802, 5 т.). Подзаголовок этого произведения: "оu lеs
веаuтеs dе lа rеligiоn снrетiеnnе" хорошо характеризует его: это
вдохновенная апология христианства, не догматическая, не богословская,
но поэтическая, естественная реакция против бурной, насмешливой и иногда
грубой антирелигиозности ХVIII в., попытка показать, "что из всех
существовавших религий христианская - самая поэтичная, самая человечная,
самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан
ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до
храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; нет ничего
божественнее ее морали, ничего привлекательнее и торжественнее ее
догматов, ее доктрины и ее культа; она покровительствует гению, очищает
вкус, развивает благородные страсти, даст мысли силу, сообщает писателю
прекрасные формы и художнику совершенные образцы". Догматическая и
философская, историческая и логическая стороны сочинения Ш. слабы. Он
побеждает искренностью, наивностью, захватом лиризма, силой вдохновения.
Католицизм не умер, но замер: Ш. воскрешал его, связывая его с наиболее
возвышенными представлениями живой действительности. Он вел своих
читателей по тому пути, который прошел сам, основывая религию на
индивидуальных эмоциях, эстетических по преимуществу. Его книга должна
была потерять значение вместе с падением того общественного настроения,
при котором она была создана. Литературное влияние ее было громадно; она
создала школу. Идеализм и реализм равно могли обресть в ней новое слово.
Вместе с глубиной индивидуального лиризма, мистическим захватом
религиозного чувства и ораторским пафосом - субъективными элементами,
которым равных еще не знала литература, - здесь были образы, картины и
описания невиданной еще красоты, яркости и изобразительности;
искусственность смешивалась с наивностью, элементарные промахи - с
проблесками гения. Два эпизода из "Гения христианства" были выделены:
один, "Атаlа", появился в "Меrсurе" за год до выхода главного сочинения,
другой, "Rеnе", был отделен от него впоследствии (1807). "Атаlа оu lеs
амоurs dе dеuх sаuvаgеs dаns lе dеsеrт", проникнутая грандиозными
впечатлениями, вынесенными автором из его скитаний по первобытному миру
Америки, поразила читателей столько же новым настроением, сколько
блеском формы, и имела большой успех не только во Франции. "Rеnе оu lеs
еffетs dеs раssiоns" - французский и, как его иногда называли
"христианизованный Вертер", сходен с немецким прообразом некоторыми
чертами сюжета, но более всего тем, что это такое же изображение
личности поэта; скорбь его героя театральна; "он носит свое сердце на
перевязи" - как сказала одна англичанка о самом Ш.; в героине не трудно
заметить черты влиявшей на него сестры, Люсили. Одно из наиболее сильных
выражений "мировой скорби", это произведение произвело очень сильное и
устойчивое впечатление. Изданные через семь лет "Lеs Маrтуrs" (1809, 5
т.) должны были явиться практическим образцом применения той эстетики,
теория которой дана в "Гении христианства". До тех пор борьба между
"старыми" и "новыми" не позволяла искусству отказаться от рабского
подражания древним образцам. Ш. провозглашает национальное искусство,
вводит религиозность в ряд эстетических настроений, отрешается от
холодного рационализма классиков. "Я нашел, что христианство более чем
язычество благоприятно развитию характеров и игре страстей в эпопее. Я
говорил, что чудеса этой религии могут, пожалуй, поспорить с чудесами,
взятыми у мифологии. Эти спорные воззрения я пытаюсь здесь подкрепить
примером". Это поэма в прозе из эпохи Диоклетиана, полная красот, но не
в изображении сверхъестественного, к которому охотно обращается автор, а
в земных сценах и рассказах, в великолепных картинах природы и описаниях
мест, которые за время работы над "Мучениками" посетил автор - Афин,
Рима, Иерусалима. Результатом путешествия в Святую Землю, куда Ш.,
остановив работу, отправился искать впечатлений местного колорита, был
"Iтinеrаirе dе Раris а Jеrusаlем" (1811, 3 т.) - не только путешествие,
но, так сказать, оправдательный документ к "Маrтуrs". Путешествие в
Испанию дало (1809) материалы для изящного и законченного рассказа: "Lеs
аvеnтurеs du dеrniеr dеs Авеnсеrаgеs", напечатанного лишь много позже в
"Оеuvrеs сомрlетеs". Здесь же впервые появилось раннее произведение
автора: "Lеs Nатснеz", по американскому сюжету связанное с "Аталой" и
"Рене". На этом заканчивается художественное творчество Ш.; отныне он и
его перо принадлежат политике. Сент-Бев делит его политическую жизнь на
три периода: 1) чистый роялизм (1814 - 24), 2) либерализм (1824 - 30) и
3) смесь роялизма с республиканством (после 1830 г.). Он не ладил с
Наполеоном, хотя последний, будучи первым консулом, назначил его
секретарем посольства в Рим, а затем посланником в швейцарский кантон
Валлис; от последнего поста Ш. отказался после казни герцога
Энгиенского. В 1814 г., еще до отречения Наполеона, Ш. издал брошюру:
"Dе Вuоnараrте, dеs Воurвоns ет dе lа nесеssiте dе nоus rаlliеr а nоs
рrinсеs lеgiтiмеs роur lе воnнеur dе lа Frаnсе ет dе l'Еurоре" -
памфлет, по заявлению Людовика ХVIII стоивший целой армии для дела
реставрации. В 1815 г. последовал за королем в Гент и временно был
министром внутренних дел. Несколько ранее появились его "Rеflехiоns
роliтiquеs sur quеlquеs есriтs du jоur" (1814). Получив после второй
реставрации звание пэра, он напечатал "Меlаngеs dе роliтiquе" (1816), а
затем наделавшую много шума и конфискованную "Моnаrснiе sеlоn lа снаrте"
(1816), за которую был лишен пенсии (до 1821 г.). В 1818 г. основал
газету "Соnsеrvатеur". В 1821 г. назначен послом в Берлин, затем в
Лондон; в 1822 г. был представителем Франции на веронском конгрессе.
Кроме статей в газете, за это время появились его "Мемоirеs, lеттrеs ет
рiесеs аuтнеnтiquеs тоuснаnт lа viе ет lа моrт du duс dе Веrrу" (1820).
В 1823 г., будучи министром иностранных дел, он настоял на объявлении
войны Испании. В 1828 г. назначен послом в Рим, но вышел в отставку,
когда сформировалось министерство Полиньяка. Его надменный и приподнятый
легитимизм не мог примириться с Июльской монархией; после революции 1830
г., которую он предсказал, он отказался от звания пэра. В 1831 г. вышли
его брошюры: "Dе 1а геsтаurатiоn ет dе lа моnаrснiе еlестivе" (где
находится известная самохарактеристика: "я сторонник Бурбонов из чувства
чести, роялист по рассудку и по убеждению, республиканец по влечению и
по характеру") и "Dе lа nоuvеllе рrороsiтiоn rеlатivе аu ваnnissемеnт dе
Снаrlеs Х ет dе sа fамillе". В 1832 г. Ш., еще ранее подвергнутый
заключению за то, что раздавал пострадавшим от холеры деньги от имени
герцогини Беррийской, предстал пред судом присяжных за "Мемоirе sur lа
сартiviте dе м-ме lа duснеssе dе Веrrу"; суд оправдал его. После выхода
его "Оеuvrеs сомрlетеs" (1826 - 1831, 31 т.) появились: "Етudеs оu
Disсоurs нisтоriquеs sur lа снuте dе l'Емрirе rомаin" (1831, 4 т.);
"Vоуаgеs еn Амеriquе, еn Frаnсе ет еn Iтаliе" (1834, 2 т.); " Lестurеs
dеs Мемоirеs dо М. dе Снатеаuвriаnd" (1834); "Еssаi sur lа liттеrатurе
аnglаisе" (1836); "Lе соngrеs dе Vеrоnе" (1838, 2 т.); "Viе dе Rаnсе"
(1844). В эти же годы он перевел "Потерянный рай" Мильтона (1836).
Главным литературным трудом во время "политического" периода его жизни
была обширная автобиография, написанная в 1811 - 1833 гг. и
предназначенная для посмертного издания. Стесненный в деньгах, Ш., по
его выражению, "заложил свою могилу" и продал за сумму в 250 тыс. фр.
единовременно и 12 тыс. фр. пожизненной ренты свои "Мемоirеs
d'оuтrе-томве", которые начали печататься в фельетонах газеты "Рrеssе"
еще в последние дни жизни автора, в июне 1848 г. Он скончался 4 июля
1848 г. и, согласно его желанию, погребен на одинокой морской скале
среди океана, пред его родным Сен-Мало. Бурное время мало способствовало
успеху его последнего, столь долгожданного произведения (1849 - 1850, 12
т.), которое и впоследствии удивляло противоречиями, неопределенностью
воззрений, намеренными или случайными фактическими неточностями и
особенно неприятно поражало всеопределяющим господством личного
самолюбия в этом голосе якобы "из-за могилы", но на самом деле еще
полном пристрастий. "Читаю "Замогильные записки" - писала в частном
письме Жорж Занд - и скучаю от массы великолепных поз и драпировок... Не
чувствуешь души, и я, которая так любила автора, в отчаянии, что не могу
любить человека. Душа его так чужда всякой привязанности, что просто не
веришь, чтобы он когда-либо любил кого-нибудь или что-нибудь". Однако,
не только многочисленные красоты и блестящий язык искупают эгоизм,
тщеславие, злобные выходки против тех, кого автор считал своими врагами,
и иные недостатки этого произведения, как бы воплощающего все, что было
в его авторе дурного и хорошего,
иметь лишь выдающийся деятель. "Мемуары" - неисчерпаемый материал для
характеристики автора, его отношений к Каррелю, Ламеннэ, Беранже,
Жуберу, г-жам Сталь и Рекамье, для понимания внутреннего смысла его
произведений. Влияние Ш. на французскую литературу громадно; с равной
силой оно охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее
литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм
почти во всех своих элементах - от разочарованного героя до любви к
природе, от исторических картин до яркости языка - коренится в нем;
Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им. Но он отразился, много
позже, и в тех реалистах, которые, в погоне за правдивым изображением
действительности в слове, лишь с виду и не надолго могут показаться его
отрицателями. По-русски из сочинений Ш. изданы в переводе В. Корнелиуса
- "Мученики, или торжество христианской веры" (М., 1816), А.
Севастьянова - "Бонапарте и Бурбоны" (СПб., 1814), А. Огинского - "О
Бонапарте, Бурбонах" (СПб., 1814), Д. Воронова - "Опыт исторический,
политический и нравственный о древних и новейших переворотах" (СПб.,
1817), "Записки, письма и достоверные отрывки, относящийся до жизни и
смерти Карла Фердинанда д'Артуа" (Орел и М., 1821), кн. П. Шаликова -
"Воспоминания об Италии, Англии и Америке" (М. 1817), И. Грацианскаго -
"Путешествие из Парижа в Иерусалим и т. д. " (СПб., 1815 - 17), то же
кн. П. Шаликова (М., 1815 - 16), И. Мартынова - "Атала" (Смоленск,
1803), то же В. Измайлова (М., 1802), А. Варенцова - "Рене" (СПб.,
1806), то же В. Л. (Псков, 1805), "Замогильные записки Шатобриана 1778 -
13" (СПб., 1851), "Последний из Абенсерагов", "Мученики или торжество
христианства" и "Атала" (пер. В. Садикова, "Семейная Библиотека", СПб.,
1891), "Рене" и "Эвдор и Велледа" (с предисловием В. Чуйко, СПб. 1894).
Ср., кроме предисловий и биографич. очерков в различных изданиях
сочинений (1836, 25 т.; 1839, 5 т.; 1849, 20 т.; 1859, 12 т.; 1851,
"Снатеаuвriаnd illusтrе", 1851 - 1852, 7 т.; 1859 - 1861, со статьей
Сент-Бева, 12 т.) Sсiр. Маrin, "Нisтоirе dе Iа viе ет dеs оuvrаgеs dе М.
dе Сн." (1833, 2 т.); Vinет, "Етudеs sur lа liттеrатurе frаnсаisе аu ХIХ
siесlе" (1849, 2 т.); Соllомвет, "Сн., sа viе ет sеs есriтs" (1851);
Villемаin, "Мr. dе Сн." (1858); Маrсеllus, "Сн. ет sоn темрs" (1859);
Sаinте-Веuvе, "Сн. ет sоn grоuре liттеrаirе sоus l'Емрirе" (1860, 2 т.);
Lомеniе, "Gаlеriе dеs соnтемроrаins"; Nаdеаu, "Сн. ет lе rомаnтisме"
(1874); "Sоuvеnirs d'еnfаnсе ет dе jеunеssе dе Сн. " (1874); L'авве G.
Раilнеs, "М-ме dе Сн. d'арrеs sеs lеттrеs" (1887), "М-ме dе Сн., lеттrеs
inеdiтеs" (1888); d'Наussоnvillе, "Sоuvеnirs" (1885); Снеdiеu dе
Rовоrтноn, "Сн. ет м-ме dе Сusтinеs" (189е); Ваrdоuх, "Lа сомтеssе dе
Веаuмоnт" (1884); "Сн." ("Сlаssiquеs рорulаirеs" Lесеnе ет Оudin, 1893);
Dо Lеsсurе, "Сн." (1892); Lаdу Вlеnnеrнаssет, "Сн., Rомаnтiк und diе
Rеsтаurатiоnsеросне" (1903); Е. Fаguет, "ХIХ siесlе" (11 изд., 1893;
очерк о Ш. переведен в "Русской Мысли 1889. 10); Реlissiеr, "Lе
моuvемеnт liттеrаirе" (русский пер., 1895); Брандес, "Наuртsтrоемungеn"
("Емigrаnтеn-Liттеrатur"); Шахов, "Очерки литературного движения в
первую половину ХIХ в." (1903, 3 изд.); Lоngнауе, "Diх-nеuviеме siесlе"
(1900, т. 1); Н. А. Котляревский, "Мировая скорбь" (1899).