Шишкин


Шишкин (Иван Иванович) - один из даровитейших русских пейзажистов,
живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, род. в Елабуге
(Вятской губ.) 13 янв. 1831 г., двенадцати лет от роду был определен в
ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил
ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив
курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии
художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева. Не довольствуясь
занятиями в стенах академии, Ш. в это время усердно рисовал и писал
этюды с натуры в окрестностях СПб, и на о-ве Валааме, чрез что
приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и уменье точно
передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в
академии были присуждены ему две малые серебр. медали за классный
рисунок и за вид в окрестностях СПб. В 1858 г. он получил большую
серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. - малую золотую медаль за
пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. - большую золотую
медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этою
последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера
академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские
известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов,
пользовавшихся большою популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863
г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Коллера,
считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и
писал последних с натуры. В Цюрихе Ш. попробовал впервые гравировать
крепкою водкою. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться
с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там
по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" - картину,
которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика.
За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером;
произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и
некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками
первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Ш., в 1866
г., возвратился в СПб. до истечения срока своего пенсионерства. С той
поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по
России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а
потом, после того, как учредилось товарищество передвижных выставок, на
этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к
образовавшемуся в СПб. кружку аквафортистов, принялся снова за
гравирование крепкою водкою, которое уже не покидал до конца своей
жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все
эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших
русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В
1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею
мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового
устава академии, в 1892 г. Ш. был приглашен руководить ее учебной
пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту
должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских
пейзажистов Ш. бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком
растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего
характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев,
кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса,
отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у
него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид
и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются
почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы
или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве,
ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под
деревьями
другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. -
получала в картинах и рисунках Ш. вид совершенной действительности. Но
эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она
заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин,
задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а
случайных, хотя и превосходных этюдов. Должно также заметить, что с Ш.
повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным
рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не
будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне
с мастерским рисунком. Поэтому талант Ш. иногда гораздо ярче
выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в
которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь
многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком
много места; особенно много разошлось их между любителями искусства
после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за
сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что
осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских
произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими
московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: "Рубка леса",
"Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь",
"Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу", и, кроме того,
семнадцать мастерских рисунков. Музей имп. Александра III владеет
картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и
"Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей
недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в
окрестностях Москвы" и один рисунок. Всех исполненных Ш. офортов Д.
Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68
оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
А. Беггров, в 1884 - 85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х
фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Ш. В
1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в
числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служивших для этого альбома,
подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкою
нескольких других офортов, в виде нового альбома г. Марксом. - Ср. Ф.
Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш. " (СПб.,.
1892); А. Пальчиков, "Перечень печатных листов И. И. Ш." (СПб., 1885) и
Д. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов ХVI - ХIХ вв." (т. II,
СПб., 1885).