Шопен


Шопен (Фредерик Снорin) - знаменитый польский композитор и
пианист-виртуоз, род. 1 марта 1809 г. в деревне Желязова-Воля, близ
Варшавы. В детские годы Ш. не проявлял никаких особенно музыкальных и
поэтических способностей. Только знаменитая Каталани как бы предугадала
в десятилетнем Ш. великую будущность, подарив ему часы с надписью "Маdам
Сатаlаni а Frеdеriс Снорin аgе dе diх аns) . Молодого Ш. учили музыке,
не возлагая на него особенных надежд. Пианист Цивны начал заниматься с
9-летним мальчиком. Занятия были серьезные, несмотря на то, что Ш.,
помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Покровительство князя
Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Ш. в высшее общество;
обращением и внешностью Ш. производил обаятельное впечатление. Вот что
об этом говорит Листу: "Общее впечатление его личности было вполне
спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо
комментариях. Голубые глаза Ш. блистали более умом, чем были подернуты
задумчивостью, мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в
горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица
прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка
закругленный; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения.
Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто
глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них был такой саснет
кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как
князя... В общество Ш. вносил ту ровность расположения духа лиц, которых
не беспокоят заботы, которые не знают слова "скука", не привязаны ни к
каким интересам. Ш. был обыкновенно весел; его колкий ум быстро
отыскивал смешное даже и в таких проявлениях которые не всем бросаются в
глаза". Цивни был единственным наставником Ш. по фортепиано. Окончив
после семи лет занятия у Цивни, Ш. начал свои теоретические занятия у
композитора Эльснера. К этому времени талант, Ш. ощутительно развился.
Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он слышал выдающихся артистов,
способствовали его развитию. С 1829 г. начинается артистическая
деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои
произведения. Возвратившись в Варшаву, он ее покидает навсегда в 1830 г.
Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби -
тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к
Жорж-Занд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья. В Париж, где
Ш. ожидала новая жизнь и слава, он переселился в 1831 г: Первый концерт,
Ш. дал в Париже 22-х лет. Успех был полный. В концертах Ш. выступал
редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Ш.
росла чрезвычайно быстро. Были у него противники в лице Калькбреннера,
Фильда, но это не мешало Ш. приобрести массу самых безграничных
поклонников среди артистов, общества и своих учениц. Любовь давать уроки
была странной и исключительной чертой Ш., весьма редко встречающейся у
великих артистов. В 1837 г. Ш. почувствовал первый приступ своей ужасной
болезни легких. С этим временем совпадает связь с Жорж-Занд. Пребывание
на Майорке имело благодетельное действие на здоровье Ш. Десятилетнее
сожительство с Жорж-Занд, полное нравственных испытаний, сильно
подточило здоровье Ш., а разрыв с любимой женщиной в 1847 г. был
фатальным для Ш. Желая покинуть Париж, чтобы избавиться от всего
окружающего, ему так живо напоминавшего пережитые годы, Ш. поехал в
апреле 1848 г. в Лондон и это было последним его путешествием. Успех,
нервная, ненормальная жизнь, климат, - все это окончательно подорвало
его болезненно-деликатную натуру и великий артист, вернувшись в Париж,
слег, а 5 (17) октября 1849 г. его не стало. Смерть Ш. была ударом для
музыкального мира, а похороны были редким выражением симпатий его
многочисленных поклонников. Ш. выше всех композиторов ставил Моцарта.
Обожание реквиема и симфонии "Юпитер" последнего доходило у него до
какого-то культа. Согласно желанию покойногона его похоронах был
исполнен реквием Моцарта известнейшими артистами того времени. В церкви
Sт. Маdеlаinе 30-го октября при начале мессы был исполнен похоронный
марш великого умершего артиста, инструментованный Ребером. При
возношении св. даров Лефебюр-Вели сыграл на органе два прелюда Ш. Партии
соло в реквиеме пели Виардо-Гарсиа, Кастелан и знаменитый бас Лаблаш. На
кладбище Реrе-Lаснаisе прах Ш. покоится между Керубини и Беллини.
Прекрасный памятник сооружен по подписке. В церкви св. Креста в Варшаве
находится сердце этого национального художника и патриота.