Шуман


Шуман (Роберт-Александр Sснuмаnn) - знаменитый германский композитор,
род. 8 июня (27 мая) 1810 г., в саксонском городе Цвикау, ум. 29 (17)
июля 1856 г. Композиторский дар проявился в Ш. очень рано. Его
импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по
гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится
истинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил в
Лейпцигский унив., но занятия юридическими науками не особенно удачно
подвигались вперед, так как Лейпциг - этот музыкальный центр Германии -
давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828 -
29 г., относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Ш.
перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе,
далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для
университетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело.
Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большим
знатоком музыки, советовавшим Ш. обратить внимание на свой талант, а
также письмо Вика к матери Ш., убеждавшего ее согласиться на перемену
карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Ш.: в 1830 г.,
переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначала
он занялся игрою на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев
привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции.
Занятия у теоретика Дорна до 1832 г., изучение сочинений Баха, обширное
знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали
многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально
восприимчивую натуру Ш. и уже в 1833 г. он выступил с ор. 7, iмрrомртu
ор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений.
В 1834 г. он предпринял издание газеты: "Nеuе Zеiтsснrifт fur Мusiк",
восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и
убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты
Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную
оценку своих дарований. Журнальная деятельность Ш. продолжались до 1844
г. В 1854 г. статьи его о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием
("Gеsаммеlте Sснrifтеn uвеr Мusiк und Мusiкеr", нов. изд.. Лпц., 1875).
В 1834 - 35 гг. Ш. закончил свои бессмертные произведения для фортепиано
- симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны:
сонаты g-моll и f-моll, гениальнейшая фантазия с-dur, ор. 17,
"Dаvidsвundlеrтаnzе" ор. 6, "Кindеrsсеnеn" ор. 15, "Крейслериана",
"Fаsснingsснwаnк" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836 - 39 гг.
был у Ш. так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинять
все дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Ш. в то
время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист
и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Ш.
стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью
он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг
читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Ш.
познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал
изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта с-dur,
которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлением
Мендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Ш. на Кларе
Вик, в 1840 г., совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной
музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы
творчества Ш., были написаны в течение одного года, в том числе
знаменитый цикл песен "Diснтеrliеве". В 1841 г. Ш. написал свою первую
симфонию и начал вторую d-моll (впоследствии вышедшую под названием
четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и
финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая
первую часть знаменитого фортепьянного концерта а-моll. В 1842 г. Ш.
обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета,
посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных,
посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 г.
Ш. перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату
"Рай и Пери", на слова Томаса Мура., принятую как в Лейпциге, так и
Дрездене с энтузиазмом. В том же году Ш. начал сочинение музыки к
"Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала
дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена.
Путешествие в Россию, куда Ш. сопровождал свою жену, имело
благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была
исполнена первая симфония Ш., но особого значения, в смысле успеха
композиций Ш., его поездка по России не имела. В 1845 г. Ш. принялся за
контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы в, а, с,
н, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт
а-моll и сочинил вторую симфонию с-dur. В 1847 - 48 г. он написал оперу
"Геновефа", в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося
успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к ней с большим
уважением. Окончив оперу, Ш. с увлечением принялся за сочинение музыки в
"Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Вildеr
аus Оsтеn" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно
в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рождения
Гете. С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Ш. в
Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Ш.,
хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды
его сочинений. Ко времени пребывания Ш. в этом городе относятся: третья
симфония еs-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская
невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование
Розы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,
Трио g-моll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для
фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для
скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 г. имя Ш. настолько уже стало
популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его
произведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь успех средний. Зато
в следующем году успех концертов из сочинений Ш. в Голландии превзошел
все ожидания. Ш. всегда отличался сдержанностью, молчаливостью,
преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации,
во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему
тему. В 1852 г. появились первые признаки душевной его болезни, скоро
достигшей полного развития. Помещенный в 1854 г. в санаторий близ Бонна,
Ш. скончался через два года. В 1880 г., на сумму, полученную с трех
концертов, был поставлен памятник Ш. на его могиле в Бонне. -
Композиторская деятельность Ш. продолжалась 24 года (1830 - 53). Первые
10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в
которых Ш. сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с
красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии
романтика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Ш.
особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений
Ш., даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Как
богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной
прелести, выразительности и широты, Ш. стоит на большой художественной
высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее
гениальным произведениям Ш., отличающимся богатым музыкальным
содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия
с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт
а-моll с оркестром. От фортепьянной литературы Ш. перешел к вокальной.
На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой
области Ш. выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую,
сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он,
так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил
их в звуках. Аккомпанементу Ш. придавал особое значение и ставил его в
органическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьянная
партия. Для своих романсов и песней Ш. пользовался стихами Кернера,
Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий
вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Ш. был Гейне,
стихотворения которого в особенности вдохновляли Ш. В области симфонии,
за которую Ш. взялся после романсов, он не стал мировым композитором;
тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной
литературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами и
своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в
большинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Ш.
заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и
образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья еs-dur,
так называемая рейнская. Обаятельна симфония в-dur, которую сам Ш. хотел
назвать весеннею симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко
музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с
тематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". В
камерной музыке и в концертной Ш. дал замечательные образцы, способные
вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры.
Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для
фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Ш. вполне: его опера
"Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических
условных приемов, более подходила в натуре Ш. : его "Рай и Пери" - одно
из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и
музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Ш.
(мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем
истинно духовный композитор. Деятельность Ш. охватывает почти все
области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы
вложил Ш. в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал,
испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным
ранний конец его творчества. Ш. умер 46 лет, в том возрасте, когда
многие другие художники только входят в более широкую область
деятельности. см. Wаsiеlеwsкi, "Rовеrт Sснuмаnn" (Бонн, 1880); А.
Rеiszмаnn, "Rовеrт Sснuмаnn, sеin Lевеn und sеinе Wеrке" (Б., 1879); Р.
Sрiтта, "Еin Lевеnsвild Rовеrт Sснuмаnn's" (Лпц., 1882); П. Трифонов,
"Роберт Шуман" (СПб., 1885); Амброз, "Жизнь и произведения Роберта
Шумана" (русский перев. в журн. "искусство", СПб., 1860); А. Волховская,
"Роберт и Клара Шуман" (СПб., 1899). Н. С.