Эльзевир


Эльзевир (Еlsеviеr или, чаще, Еlzеviеr) - знаменитая семья
голландских типографов-издателей ХVI - ХVII столетий. Основателем ее был
Людовик Э. (1540 - 1617), родом из Лувена, по прозванию Неlsеviеr. Он
был сперва переплетчиком и изучал печатное дело у знаменитого Христофора
Плантэна в Антверпене. Ревностный протестант, он бежал от преследований
герцога Альбы, основался в Лейдене, устроил здесь книжную лавку и
сделался гражданином г. Лейдена. Издания его на разных языках
многочисленны (до 150), но не отличаются теми достоинствами, которыми
славятся издания его потомков. У него было семь сыновей, из коих его
продолжателями были: Людовик (1566 - 1621), основатель книжной торговли
а Гаге, Эгидий (1570 - 1651), унаследовавший дело Людовика, Йост или
Юстус, книгопродавец в Утрехте, и особенно Матвей (1565 - 1640) и
Бонавентура (1583 - 1652), преемники отца; их издания носят надпись ех
Оffiсinа Еlzеviriаnа. Второй сын Матвея Исаак (1596 - 1651) - первый
типограф в роде Э.; первые его работы, исполненные на средства деда,
относятся к 1617 г. Получив звание присяжного типографа лейденского
университета, он построил на университетском дворе типографию, которая
сделалась первой в городе. Следующий сын Матвея, Яков (1597
Бонавентура Э. (1583 - 1652), были настоящими основателями славы Э. Не
доверяя своей научной подготовке, они передали свою научную сторону дела
Даниилу Гейнзиусу, а сами занялись усовершенствованием типографской
части, которую им довелось довести до высокого совершенства. В этом им
помог Христофор Ван-Дейк, изобретатель изящного шрифта, носящего
название Э. Победив сопротивление ученых, которых ловкие Э. вообще
старались по возможности использовать, Абрагам произвел целую революцию
в книжном деле введением формата in-12. Деятельность дома Э. была в эту
эпоху чрезвычайно обширна; у него было много отделений, он был первым на
знаменитых франкфуртских ярмарках и даже в Париже, благодаря изданию
Корнеля и других выдающихся представителей французской литературы. Всего
Бонавентура и Абрагам издали до пятисот названий; лейденская академия
после смерти последнего выбила медаль его имени. Им наследовали сын
Абрагама Иоанн (1622 - 1661) и сын Бонавентуры Даниил, но продолжали
дело неудачно. Вдова Иоанна ликвидировала книжную торговлю, а при сыне
его Абрагаме II (1653 - 1712) дела пришли в полный упадок. Старший сын
Йоста Э., Людовик (1604 - 1670) долго путешествовал по Европе в качестве
представителя лейденского дома Э., затем основал в Амстердаме книжное
дело. Он издал более 350 названий, среди которых теперь особенно
известен "Lе раsтissiеr frаnсаis" (1655), лишенный всякого внутреннего
значения, но возведенный в чрезвычайную редкость библиоманами, платящими
за него бешеные цены. Людовик Э. оставил свое дело своему компаньону,
старшему сыну Бонавентуры, Даниилу (1626 - 1680), издателю 260 книг,
(между прочим - сочинений Мольера). "Его смерть - общественная потеря",
писал после его смерти известный Локк. В его лице сошел со сцены
последний выдающийся представитель нидерландского печатного дела. Всего
Э. издали более 1500 сочинений - 968 латинских, 44 греческих, 126
французских, 32 фламандских, 22 на восточных языках, 11 немецких, 10
итальянских. Их издания по точности и исправности текстов не могут
соперничать с изданиями Мануциев или Этьенов, но выдаются своей
своеобразной красотой и высоко ценятся любителями. Типографских знаков
отличающих их, три: эмблемой Людовика I был орел с пучком семи стрел и
девизом "Соnсоrdiа rеs раrvае сrеsсund"; знаком Исаака был вяз, увитый
виноградом, который срывает философ, стоящий перед деревом, девизом -
Nоn sоlus (это знак лейденской типографии); Людовик III с 1642 г.
обозначал свои издания изображением Минервы и маслины, с девизом Nе
ехтrа оlеаs. Особенно ценятся маленькие in-12 латинские издания Э.; из
них более редкие - Плиний (1635), Вергилий (1636), "Iмiтатiо". Важны
также издания Тита Ливия, Тацита (1634), Цицерона, Гомера, Овидия,
Гейнзиуса (1658), Нового Завета (1658). Есть много подложных изданий,
прикрывшихся знаком Э.; с другой стороны есть подлинные издания Э. без
означения их фирмы. Обширной библиографической и генеалогической
литературе об Эльзевире подведены итоги в капитальном труде А. Willемs,
"Lеs Еlsеviеr" (1880). Для русских читателей любопытны каталоги
замечательной по достоинству и количеству экземпляров коллекции Э.,
собранные в зале инкунабул Императорской Публичной Библиотеки в
С.-Петербурге: Wаlтнеr, "Lеs Еlzеvir dе lа Вiвliотнеquе iмреriаlе
рuвliquе" (1864, также по-немецки). Эльслер (Фанни Еlsslеr) - известная
танцовщица (1810 - 78), родом из Вены, где она и дебютировала. Первый
крупный триумф ее был в Берлине в 1830 г.; затем она была приглашена в
Париж, где затмила тогдашнюю царицу балета, Тальони. Помимо
удивительного искусства хореографического, Ф. Э. отличалась
замечательной красотой и подкупающей привлекательностью. Мимика ее была
полна тончайшей выразительности. Приглашенная затем в Америку, Э. и там
очаровала зрителей. В сороковых годах Фанни посетила Россию с таким же,
как везде, успехом. Последний выход ее был в Вене, в 1851 г.