Эмблема


Эмблема (греч. емвlнма) - условное изображение идеи в рисунке и
пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э.
отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от
символа - тем, что смысл ее иносказания установлен и не подложит
толкованиям. Якорь - надежда, змея, кусающая свой хвост - вечность,
кадуцей Меркурия - торговля, лира - музыка: таковы примеры наиболее
употребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель
должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он
вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от
намерений художника. Символ есть воплощение идеи, Э. - условный знак, ее
заменяющий, ее иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная
группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде
отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не
придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где
отвлечение переводится в форму вещественного иносказания мы имеем Э.:
это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая в
оболочку реального образа. Поэтому "Ночь" МикельАнджело или барельеф,
изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе
"Nесеssiтаs-Vis-Liвеrтаs" - не Э., а символы, дающие движение мысли,
осложняющие ее. Слово емвlнма у греков и римлян означало рельефные
украшения на предмете из другого материала, например, серебряную фигуру
на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные
произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из
разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд,
декоративный группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и
т. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в ХVI - ХVII в., когда
аллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали все области
знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография
уделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновенно
превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств.
Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г.
выдержавшая до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех
"Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании
маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники
Э. для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.
А. Гоенфельд.