Эмпириокритицизм


Эмпириокритицизм - философское направление, которому положил начало
Рихард Авенариус (1843 - 1896). Оно представляет попытку дать общую
теорию опыта, без каких-либо гносеологических предпосылок. Э. не
принимает за отправной пункт ни мышление или субъект, ни материю или
объект, но опыт, в том виде, в каком он непосредственно познается
людьми; от этой данной отправляются мыслители всех возможных
направлений; к каким бы отрицательным выводам ни приходил в конце
исследования идеалист или скептик по вопросу, например, о реальности
внешнего мира, он во всяком случае исходит в своих размышлениях от тех
же непосредственных данных опыта, как и материалист и даже не философ -
например, простолюдин. Эти непосредственные данные Э. принимает как то,
что признается неоспоримым всем человечеством, составляет "естественное"
понятие о мире и выражается в следующем постулате: "Всякий человеческий
индивидуум первоначально преднаходит в отношении к себе окружающее с
многоразличными составными частями, другие человеческие индивидуумы с
разнообразными высказываниями и высказываемое в какой-либо зависимости
от окружающего". Исходя лишь из этого постулата, Э. исследует
методически отношение между данным индивидуумом, средою к другими
индивидуумами и их "высказываниями". См. Р. Авенариус, "Философия, как
мышление о мире, согласно принципу наименьшей меры сил" (1898, перев.
под ред. М. М. Филиппова); "Человеческое понятие о мире" (перев. под
ред. М. М. Филиппова, 1901); Карстаньен, "Введение в критику чистого
опыта" (перев. Лесевича, 1898); Карстаньен, "Рихард Авенариус и его
общая теория познания Э." (перев. Шиманского, 1902); статью проф. Г. И.
Челпанова ("Киевский Университ. Известия", 1898, ©10, октябрь); Лесевич,
"Философское наследие ХIХ в." ("Русское Богатство", 1896, © 12); Эрнст
Мах, "Популярно-научные очерки" (1901); его же, "Анализ ощущений" (1904,
печатается); Авенариус, "Критика чистого опыта" (готовится к печати); М.
М. Филиппов, "О философии чистого опыта" ("Научное Обозрение", 1900, ©
8); его же, "Психология Авенариуса по неизданным материалам" ("Научн.
Обозр.", 1899, ©© 2 и 3); Вундт, "Uевеr nаivеn und кriтisснеn Rеаlisмus"
("Рнil. Sтudiеn", тт. ХII и ХIII. 1896 - 97); Willу, "Dеr
Емрiriокriтizisмus аls еinzig wissеnsснаfтliснеr Sтаndрunст"
("Viеrтеljанrssснrifт fьr Рнilоsорнiе", т. ХVIII, 1894); Ретzоld,
"Емfuнrung in d. Рнilоs. d. rеin. Еrfанrung" ((1903); Наuртмаnn, "Diе
Метарнуsiк in dеr моdеrnnеn Рнуsiоlоgiе" (1894); М. Кlем, "Diе
Рнilоsорнiе dеr rеinеn Еrfанrung" ("Nатurwissеnsснаfтliсне
Wоснеnsсвrifт", т. IХ. 1894, т. Х, 1895, т. ХI, 1896); W. Jеrusаlем,
"Diе Urтнеilsfunстiоn" (1895); Коdis, "Zur Аnаlуsе dеr
Арреrсертiоnsвеgriffеs" (1893); Willу, "Dаs еrкеnnтnissтнеоrетisсне Iсн
und dеr nатurliсне Wеlтвеgriff" ("Viеrтеljанrssснr. fur W. Рнilоs.", т.
ХVIII, 1894); статья Делакруа об Авенариусе (в "Rеvuе dе Метарнуsiquе ет
dе Моrаlе", 1898).