Эпиграмма


Эпиграмма (греч. ерi - на и grамма - писание) - у древних греков не
имела того элемента насмешки, который отличает ее у нас; название Э.
носили вообще стихотворные или прозаические надписи, какими греки охотно
объясняли монументы, трофеи и другие предметы, посвященные богам. Так
например, одна из эпиграмм Мназаика гласит: "Тебе, о Феб, приносит в дар
этот изогнутый лук и колчан Промах. Стрелы же, летавшие в бою - его
смертельный дар мужам, у которых они остались в груди". У римлян Катулл
и Марциал придали Э. сатирический характер, но и у них часто встречаются
отвлеченные, дидактические Э., греческие гномы. С этим двойственным
характером перешла Э. в новую литературу. Немецкие теоретики имеют в
виду по преимуществу Э. серьезного содержания, проводя тонкие различения
между Sinngеdiснт и Dеnкsрruсн. Лессинг, посвятивший теории Э. целую
статью, определял ее как "стихотворение, в котором внимание и
любопытство наше обращаются на известный предмет и несколько
задерживаются, чтобы сразу получить удовлетворение"; таким образом
ожидание и разрешение - две существенные части Э.; ожидание возбуждается
объективным изображением, разрешение дается остроумным заключением.
Элегическое двустишие (гексаметр-пентаметр) считается наилучшей формой,
"Ксении" Гете и Шиллера - совершеннейшим образцом Э., в том смысле,
какой придается этому термину у немцев. Однако, и в "Ксениях" отчетливо
выступает тот элемент, который в русской литературе - вслед за
французской - признается характерной чертой Э.: остроумная, чаще всего
личная насмешка. Еще Буало определял Э., исходя из этого основного ее
свойства: L'ерigrамме, рlus liвrе еn sоn соurs рlus воrnе, N'еsт sоuvеnт
qu'un воn мот dе dеuх riмеs оrnе.
Клемана Маро выставила ряд превосходных эпиграмматистов, произведения
которых цитируются до сих пор. Каждая вспышка литературной или
политической борьбы отражалась во множестве легких, ядовитых, остроумных
стишков, не щадивших никого и ничего. Наиболее известны Э. Ла-Фонтэна,
Расина, Вольтера, Жан-Батиста Руссо, Лебрэна; некоторых писателей -
напр. Пирона - увековечили только их Э. Культ искусственности вел в свое
время во Франции к преувеличенной оценке Э.; теперь она стала на свое
место. Русский ХVIII век, с его подражанием французам, представил
длинный ряд искусственных Э. с весьма натянутым остроумием и неудачной
игрой слов; их писали все поэты - Фонвизин, Третьяковский. Капнист,
Аблесимов, Богданович, Ломоносов, Державин. Живою и сильной явилась
бойкая Э. Пушкина; были удачные Э. и у Лермонтова. Позже были известны,
как эпиграмматисты. Соболевский, Алмазов, Минаев. А. Горнфельд.