Эрот


Эрот (ЕrwV) = лат. Амоr - Амур) - у древних греков бог любви,
понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и
помощник Афродиты. Как Мировое божество, соединяющее богов в брачные
пары, Э. считался порождением Хаоса (темной ночи) и светлого дня или
Неба и Земли. Отцом его называли также Урана, Хроноса, Орфея и др. В
позднейшем предании, Э. обыкновенно называется сыном Афродиты и Арея. Он
господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром
людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям
природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и
вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с
крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее со стрелами
любви или пылающим факелом. Художественное развитие тип Э. получил под
резцом ваятелей младшей аттической школы-Скопаса, Праксителя и Лизиппа.
Скопасу принадлежала статуя Э., находившаяся в Мегарах; Пракситель
изваял Э. для Пария (город в Мизии при Геллеспонте) и - шедевр греческой
скульптуры-для Феспий, где находилась также статуя Э. работы Лизиппа.
Культ Э. существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где
первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через
каждые четыре года устраивалось в честь Э. празднество - Эротидии -
сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того
Э., как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовался
почитанием в гимназиях, где статуи Э. ставились рядом с изображениями
Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой
приносили Э. жертву; лучший фиванский (так наз. священный) отряд имел в
Э. своего покровителя и вдохновителя; самицы посвятили Э. гимназий и
праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла
себе символическое изображение в группе Эрота и Антэротае находившейся в
элейском гимназии: рельеф с этою группою изображал Э. и Антэрота,
оспаривающими пальму победы друг у друга. Э. служил одним из любимых
сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно-живым
образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного
чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит
возникновение группы Э. и Психеи (т. е. Любви и плененной ею Души) и
развившейся из этого представления известной народной сказки. Н. О.