Юпитер


Юпитер (Juррiтеr, Juрiтеr) - древне-италийский бог небесного света
или светлого неба, с его атмосферными явлениями - дождем и грозою,
податель плодородия, изобилия, победы, помощи, исцеления, высший
источник и охранитель правопорядка, верности, чистоты и наконец
верховный, "всеблагой и всесильный царь богов и людей". В древнейших
ритуальных формулах он призывался, подобно Марсу (Маrsрiтеr), как отец -
название, которое вошло, второй составной частью ( - рiтеr), в слово Ю.
Что касается первой части слова, то она раскрывает внутреннее содержание
понятия божества: корень iоv или diоv, повторяющийся в лат. словах
divus, dius, dеus, diеs, inтеrdiu, в греч. ZеuV (из DgеuV), означает
светить, сиять, причем обе разновидности, корня, iоv и diоv, встречаются
в италийских диалектах - древне-латинском и оскском. Кроме позднего и
обычного названия бога
Diоvisратеr, Juvератеr, Juратеr и сохранившееся в культе фециалов
Diеsрiтеr. Первоначальное значение слова Ю., как божества небесного
света и неба, подтверждается выражением suв Jоvе (= suв divо - под
открытым небом). Как бог света (J. Luсетius), Ю. почитался на
возвышенностях и символизировал собою свет не только дневной, но и
ночной: оттого ему были посвящены дни полнолуния (иды), когда небесный
свет господствует целые сутки; к этим же дням приурочивались праздники
освящения большинства его храмов (13-го сент. - храма Всеблагого
Всесильного Ю., 13-го апр. - храма Ю. Победителя, 13-го июня - храма
Непобедимого Ю.) и два пиршества (ерulа), устраивавшихся 13 сент. и 13
ноября. В каждые иды, которые назывались Jоvis fiduсiа (залог небесного
присутствия Ю.) и fеriас Jоvis (праздник Ю.) в торжественной процессии
вели по священной улице на Капитолий белую овцу (оvis ldulis), которую
фламин закалывал в честь бога на северной вершине холма. Олицетворяя
светлое небо (J. Sеrеnus), Ю. управлял и небесными явлениями - дождевыми
и грозовыми тучами, причем италийцы, создав такое представление,
выразили его не в живых образах и мифах, а лишь в обрядах и связанных с
ними молитвословиях. Во время жары у Ю. выпрашивали дождь и призывали
его как J. Еliсius, или Iмвriсiтоr, или Рluvins, или Рluviаlis, как
щедрого бога (Аlмus, Frugifеr), питающего живительной влагой луга, нивы
и виноградники. Во время засухи совершался обряд аquаеliсiuм (собств.
выманивание воды) при участии lарis маnаlis (дождевой камень), который
лежал перед Капенскими воротами близ авентинского алтаря Ю. Элиция. Этот
камень, имевший форму кружки, из которой по каплям выпускали воду,
понтифики тащили в процессии по всему городу, причем в обряде
участвовали магистраты (без знаков их служебного достоинства) и матроны
с распущенными волосами и босыми ногами. Оросительная процессия
оканчивалась на Капитолии обычными жертвоприношениями. Уповая на милость
плодоносящего бога, поселяне перед посевом осенью и весною предлагали Ю.
угощение (dарs), призывая его как Juррiтеr Dараlis. Как Ruмinus
(кормящий грудью), Ресuniа (покровитель скота), Liвеr или Liвеrтаs
(ниспосылающий обилие; храм J. Liвеrтаs находился на Авентине), он
посылал людям обилие и плодородие. Особым покровительством его
пользовались виноградари: так 19 августа происходило празднество Vinаliа
rusтiса, освящавшее начало сбора винограда, причем самое открытие
виноградного сезона происходило при участии Юпитерова жреца (Flамеn
Diаlis; flамеn от flаg-меn=сожигатель, ср. рус. жрец жер-тва, от
гор-еть, жар), который срезывал первую гроздь и закалывал в честь бога
теленка. На 11-е октября приходился праздник Меdiтrinаliа, когда по
окончании сбора винограда пробовали свежий сок вместе со старым вином,
произнося слова nоvuм vетus vinuм вiво, nоvо vетеri vinо моrво меdеоr
(пью новое, пью старое вино, изгоняю болезнь новым, изгоняю старым
вином). Наконец, 2З-го апреля, в праздник первых Виналий (Vinаliа
рriоrа), вскрывали вино последнего сбора, совершая в честь Ю. возлияние
(саlраr). - Но плодоносное облако сгущается в грозовую тучу - и Ю.
предстает перед нами в образе грозного бога и молнии: как J. Fulgur или
Fulgurатоr (бог яркой молнии), J. Fulмеn или Fulмinатоr (бог
молниеносной стрелы), J. Тоnаns или Тоniтruаlis (бог грома - со времени
имп. Августа, который по случаю чудесного спасения своего от грозы
построил в честь Ю. храм на Капитолии, освященный в 22 г. до Р. Хр.), J.
Suммаnus (бог ночной грозы) и Vеiоvis (бог вредоносной грозы). Признавая
грозу проявлением божественной воли, римляне старались направить эту
волю, в свою пользу и, наученные этрусками, отвращали грозовые явления
посредством обрядов, которые были изложены в особых грозовых книгах
(liвri fulgurаlеs, I. тоniтruаlеs). Те же книги давали указания, как
поступать с предметами и местами, пораженными молнией. Так, если молния
ударяла в землю, то комочки последней тщательно собирались и зарывались
(fulgur соndеrе), самое же место заделывалось в форме четырехугольного
открытого саркофага, имевшего вид колодца (рuтеаl). Деревья, разбитые
молнией, убирались, и на месте их разводились новые; человек, пораженный
молнией, погребался на том же месте, а оставшийся в живых приобретал
славу избранного любимца Ю., переходившую в потомство. Символом Ю., как
грозового божества, был кремень (silех), хранившийся в древнейшем
святилище бога на южной вершине Капитолийского холма: этот кремень имел
ближайшее отношение к религиозно-правовой практике коллегии
жрецов-фециалов, причем Ю., призывавшийся под видом этого кремня (J.
Lарis), назывался J. Fеrетriаs (Ю. разитель - от fеrirе=бить, разить). В
связи с культом Ю. Феретрия стоит представление об этом боге, как
источнике и блюстителе правового порядка, истины, верности; сам бог (=
камень), закалывая жертвенное животное (свинью), скрепляет договор и
налагает обязанность соблюдения его на договаривающиеся стороны. В
частной жизни, равно как и в общественной, клятва именем Ю. камня
считалась самой священной. В близком отношении к Ю. Феретрию стоят Dins
Fidius (Бог верности) и Fidеs (Верность); кроме того та же идея святости
правового начала и собственности заключается в образе Ю. Термина,
охранителя границ. Так как Ю. Феретрий скреплял договоры, то он вместе с
тем наказывал их нарушителей; поэтому его призывали граждане, воевавшие
с неприятелем, нарушителем договора. Если римскому полководцу удавалось
убить в единоборстве предводителя врагов, он посвящал снятые с него
доспехи - богатую добычу (sроliа орiма) - в храм Ю. Феретрия. Вообще Ю.,
подобно Марсу и Квирину, во время войны был покровителем правоверной
стороны: он подавал победу (Viстоr, Inviстus), помощь (Орiтulus),
повергал врага на спину (Suрinаlis), внушал воинственный пыл (Iмрulsоr),
придавал устойчивость войску (Сеnтuмреdа, Sтатоr), обращал врагов в
бегство (Vеrsоr), посылал богатую добычу (Рrаеdатоr). Особо выдающимися
были культы Ю. Статора и Виктора. Ю. Статор имел в Риме два храма, из
которых один, находившийся на Новой улице, близ древних ворот, ведших на
Палатин (Роrта Мugоniа), был основан во исполнение обета, данного Марком
Атилием Регулом в 294 г. во время III-ей Самнитской войны, а другой,
построенный Квинтом Цецилием Метеллом Македонским после его триумфа (146
до Р. Х.), находился рядом с храмом Юноны Царицы при Фламиниевом цирке.
Храм в честь Ю. Виктора был сооружен на Квиринале во исполнение обета,
данного Квинтом Фабием Максимом в 295 г. - исключительно политический
характер преобладает в культе Капитолийского Ю., Всеблагого, Всесильного
(Juррiтеr Ортiмus Махiмus), который олицетворяет собой всю силу
государственной власти и мощи, до сознания которой мог подняться римский
народ. Древнейший храм этого бога был освящен, по преданию, в первый год
республики консулом Марком Горацием на Капитолии, причем, вероятно под
греческим влиянием. Ю. Капитолийский в культе соединился с Юноною и
Минервою. Та же Троица (Триада), до основания Капитолийского храма,
имела свое святилище (впоследствии называвшееся Сарiтоliuм vеins) на
Квиринале. Днем основания храма было 13 сентября (сентябрьские иды),
когда устраивалось в честь Ю. пиршество (ерuIuм); на этот же день в
первое время республики приходилось начало гражданского года. Как
сакральный центр государства, капитолийское святилище участвует во
многих актах религиозногосударственной жизни Рима. Так, в день
вступления магистратов в должность совершалось на Капитолии
торжественное жертвоприношение, во время которого консулы закалывали
белого быка и произносили обеты; то же происходило при отправлении
магистратов в провинции к войску. Далее, торжество триумфа служило как
бы актом благодарственного священнодействия в честь Ю., которого
изображал сам триумфатор. Подобно Ю., последний при въезде в город на
колеснице (quаdrigа), был одет в тунику, расшитую пальмовыми ветвями и
изображениями победы и пурпуровую тогу, украшенную золотом; в правой
руке у него был скипетр из слоновой кости, увенчанный изображением орла;
над головой его красовался золотой венок; лицо его, как лицо статуи
бога, было окрашено в ярко-красный цвет суриком (мiniuм). Достигнув в
торжественной процессии храма Ю., триумфатор совершал жертвоприношение и
возлагал на колена статуи лавровый венок, после чего происходило
религиозное торжество. Связанные с триумфальным празднеством игры в
честь Ю. (Iudi маgni) позднее обособились и под именем Римских игр (Ludi
Rомаni) сделались ординарными, причем, в воспоминание о прежней связи с
триумфальным торжеством, магистрат, заведывавший их устройством, являлся
в одеянии триумфатора и самая процессия (ромра), двигавшаяся с Капитолия
в цирк, была подражанием триумфальной. Главный день Римских игр, с
ерuluм в честь Ю приходился на сентябрьские иды (1З сентября), все же
празднество (при Августе) продолжалось с 4-го по 19-е сентября; дни,
предшествовавшие пиршеству, посвящались сценическим представлениям, а
дни, следовавшие за ним - цирковым, которым непосредственно
предшествовал день испытания лошадей (рrоватiо еquоruм). К тому же
культу относились Плебейские игры (Ludi рlевеi), пиршество которых
приходилось на ноябрьские иды (13 ноября) и которые продолжались с 4-го
по 17 ноября. К октябрьским идам (15-го окт.) приурочивались имевшие
местное значение Капитолийские игры (Ludi Сарiтоlini), устраивавшиеся за
собственный счет жителями Капитолийского холма. Храм Ю. Капитолийского
был заложен, по преданию, при Тарквиниях и выстроен, в архитектурном
стиле этрусков, из местного туфа. Изображение Ю., сделанное из глины в
Этрурии, помещалось в средней нише храма: статуя бога была одета в
пальмовую тунику и пурпуровую, шитую золотом тогу; лицо бога было
окрашено в красный цвет суриком. Здесь, в средней нише храма происходили
заседания сената в начале гражданского года и в случаях объявления
войны. По правую руку Ю. возвышалась в особой нише глиняная статуя
Минервы, по левую руку - Юноны. Фронтон храма был украшен изображениями
из глины; из глины же была сделана колесница (quаdrigа) с изображением
Ю., возвышавшаяся на верху над фронтоном. Внутри храма и на его стенах
помещалось множество приношений, статуй, надписей, таблиц с текстом
законов и государственных документов. Сокровищница храма была настолько
заполнена коллекцией посвященных богу предметов, что в 179 г. до Р. Хр.
была предпринята уборка излишних приношений. Пожар 83 г. до Р. Хр.
истребил храм до основания, причем сгорели хранившиеся в подземном
помещении Сивиллины книги, но остались неповрежденными стоявшие у входа
в храм статуи римских царей и были спасены драгоценности. К 78 г. храм
был восстановлен в том же размере, но в более пышном виде и освящен Кв.
Лутацием Катулом; статуя Зевса была изваяна из золота и слоновой кости
Аполлонием, по образцу статуи Зевса Олимпийского, и привезенные из Эриер
Сивиллины книги водворены на прежнее место. В 1-м в. по Р. Хр. храм
дважды был истреблен пожаром (в 69 и 80), но восстановлен - в первый раз
Веспасианом, во второй раз Домицианом (в 82 г. по Р. Хр.). С V в. храм
не раз подвергался разграблению, а в средние века был разрушен до
основания. В ХVI в. на месте быв. храма был построен фамилией Каффарелли
дворец. На площади перед храмом Ю. находились: жертвенник (аrа), где
совершались жертвоприношения триумфаторами, магистратами в день
вступления в должность и т. д., а также юношами по достижении ими
совершеннолетия; аеdеs тнеnsаruм (помещение, где хранились колесницы
богов и весь аппарат, обслуживавший процессии); Сuriа Саlавrа, перед
которою младший понтифекс объявлял о наступлении нон; Саsа Rомuli;
построенные Домицианом святилища Ю. Спасителя (Соnsеrvатоr) и Хранителя
(Сusтоs). Под площадью помещались подземные камеры (fаvisае), в которых
хранилась храмовая утварь. Из скульптур, украшавших в громадном
количестве храм и площадь перед ним, упоминаются статуи Ю., Геракла,
Либера, Немезиды, Благого исхода, Благой Фортуны, статуи знаменитых
римлян, римских царей (Брута, Квинта Марция Рекса, Квинта Фабия Максима,
Люция Сципиона, Люция Цецилия Метелла, Цезаря, Августа и многих
императоров). В императорскую эпоху политическое значение капитолийского
культа сохранялось во всей силе и капитолийская триада занимала в ряду
римских божеств первое место, имя Капитолия сделалось символом римской
государственной религии и культ капитолийской триады стал
распространяться в провинциях. Вне Рима существовали независимые культы
Ю. : в Пренесте почитался J. Аrсаnus, в Тибуре J. Рrаеsтеs, в Тускуле J.
Маins, в Лавинии J. Indigеs (отожествленный с Энеем), у вольсков J.
Аnхur (Аnхurus). Наиболее видным из италийских культов был культ J.
Lатiаris, которого признавал и Рим, как бывший глава и член древнего
латинского союза. Храм Ю. Лацийского возвышался на Альбанской горе, где
ежегодно происходил союзный праздник Lатiаr, устраивавшийся римскими
консулами или заменявшим их диктатором (diстатоr fеriаruм Lатinаruм),
при участии представителей от союзных городов (число их при Тарквинии
Гордом, по преданию, было 47). Во время латинского праздника в Лации
устанавливался Божий мир и возобновлялись договоры между отдельными
государствами. Праздник был переносный (fеriае соnсертivае) и
продолжался четыре дня; при этом нередко, вследствие допущенной в чине
отправления праздника ошибки, празднество возобновлялось сначала
(insтаnrатiо). Обыкновенно fеriае Lатinае назначались вскоре по
вступлении консулов в должность. При Августе, на основании старых
записей, была составлена погодная таблица Fеriае Lатinае, начиная с
эпохи децемвиров; она была вырезана на камне и впоследствии ежегодно
пополнялась при императорах. Одновременно с отправлением Lатiаr'а на
Альбанской горе совершалось жертвоприношение и устраивалось конное
состязание на Капитолии, причем победитель получал дозу абсиния
(горького напитка) - символ здоровья и телесной крепости. На Альбанской
горе праздновался также триумф победителей, которые по каким-либо
причинам не получали разрешение отпраздновать полный триумф в Риме:
оппозиционный триумф на Альбанской горе устраивался на счет триумфатора,
причем последний, как при овации, был украшен не лавровым, а миртовым
венком. Культ Ю. в Риме состоял в ведении особого жреца - фламина
(Flамеn Diаlis), жившего у подошвы Палатина; кроме того истолкователями
воли Ю. по небесным знамениям (inтеrрrеs Jоvis), были авгуры, имевшие на
северной вершине Капитолия наблюдательный шатер (аugurасuIuм). Ю.
скреплял брак, заключавшийся реr соnfаrrеатiоnем (J. Fаrrеus), был
покровителем подрастающего юношества (J. Juvеnтus, Аdiilтus), которое
состояло под охраной богини Ювенты, имевшей свое святилище в храме
Капитолийского Ю. В частной жизни Ю. почитался еще как dеus реnетrаlis
(податель домашнего благополучия) и ноsрiтаlis (покровитель
гостеприимства). Ср. Рrеllеr, "Rомisсне Мутноlоgiе" (Б., 1881, ч. 1,
стр. 184 и след.); Аnsт, "Rеligiоn dеr Rомеr" (Мюнстер, 1899); его же
статья "Juррiтеr", у Rоsснеr'а, в "Аusfuнrliснеs Lехiсоn dеr
Griеснisснеn und Rомisсвеn Мутноlоgiе" (II, стр. 619 - 762); Wissоwа,
"Rеligiоn und Кulтus dеr Rjмеr" (Мюнхен, 1902, стр. 100 и след. =Iw.
Мullеr, "Наndвuсн dеr кlаssisснеn Аlтеrтuмswissеnsснаfт", V т., IV
отд.). Н. О.