Велосипед


Велосипед или самокат (Vеlосiреdе, Fанrrаd, сусlе). - Этим именем
обозначают разнообразные экипажи, приводимые в движение едущим в нем
человеком. Колеса так облегчают передвижение грузов; что мысль об
устройстве В. должна была явиться очень давно и развиваться постепенно
усилиями многих изобретателей. Действительно, есть указания, что уже в
первой половине ХVII столетия существовали самодвижущиеся повозки такого
рода в Генуе, Пизе, Болоньи и Нюрнберге. Сохранился даже рисунок ручной
повозки, которую устроил для себя захромавший нюрнбергский часовщик,
Фарфлер: она приводилась в движение сидящим в ней человеком помощью двух
рукояток на горизонтальной оси. Озанам, в своей книге: "Rесrеатiоns
Матнематiquеs ет Рнуsiquеs", изданной в 1793 году, пишет, что уже
несколько лет как в Париже встречают коляску, приводимую в движение
лакеем, напирающим попеременно ногами на подножки, скрытые в кузове
экипажа и передающие движение средней оси. На рисунке Озанама изображен
как весь экипаж, с лакеем, стоящим сзади, и барином, управляющим
передним ходом на подобие руля в лодке, так и внутренний механизм: на
оси задних колес насажены два храповых колеса, на которые попеременно
действуют помощью собачек, подножки, связанные веревкой, перекинутой
чрез блок.
вошедшую в моду в 1819 г. в Париже и Лондоне, где ее назвали игрушечною
лошадкою (новву ноrsе). Из многих сохранившихся рисунков и карикатур
видно, что она состояла из узенького сиденья на двух высоких колесах,
укрепленных одно за другим, как в современных двухколесных В. Высота
сиденья была такова, что ноги человека, сидящего на нем верхом, слегка
доставали до земли и он мог сообщать себе значительную скорость,
отталкиваясь попеременно то той, то другой ногой. Название дрезина
применяется теперь только к ручным железнодорожным повозкам.