Вазари


Вазари (Giоrgiо Vаsаri) - живописец, архитектор и писатель,
прозванный Аретино, родился в Ареццо (1512 - 1574). Самая большая
заслуга его перед потомством заключается в его книге под загл.: "Lе Viте
dе'рiu ессеlеnтi Рiттоri, Sсulтоri е Аrснiтеттi", которая была окончена
в 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портретов
знаменитых художников вышла в 1568 г. В этом сочинении. хотя и нет
строгой критики, тем не менее заключается столько драгоценных для нашего
временя сведений, что, если бы она не существовала, то в истории
итальянского искусства был бы большой пробел. В. в своей книге говорит
весьма подробно и о своей художественной деятельности и не стесняется
отдавать себе, что он считал справедливостью. Позднейшие издания,
снабженные комментариями разных авторов, выходили много раз в прошедших
столетиях и в нашем; в 1878 г. сочинение В. вышло во Флоренции под
редакцией Миланези. Сочинение Вазари переведено на французский и
немецкий языки. Первым учителем В. был французский художник, Гильом де
Марсилья, расписывавший стекла церкви в Ареццо, когда В. не было еще 12
лет. Вскоре после того он был замечен кардиналом Кортоне и отвезен в
Флоренцию, где учился под руководством Андрея дель Сарто и знаменитого
МикельАнджело. Кортоне доставил молодому В. покровительство Александра и
Ипполита Медичи, которые, впрочем, вскоре были принуждены покинуть
Флоренцию. В. возвратился в Арепцо, где он получил некоторые заказы и
даже стал исполнять трудные работы стенной живописи фрескою. Художник
Россо, одновременно скульптор, живописец и архитектор, уже достигший
тогда большой известности, прибывший для работ в Ареццо, дал несколько
советов молодому В., который впоследствии подробно описал жизнь и труды
своего нового наставника. В. получил от Россо даже поручение исполнить
одну картину по его рисункам. В это время В. должен был, за смертью
своего отца, принять на свое попечение трех сестер и двух братьев; это
обстоятельство побудило его поскорее искать выгодной работы. Несколько
времени он обучался золотому и серебряному мастерству, которое в то
время граничило с искусством. Флоренция, где он уже несколько месяцев
занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 г., что заставило В.
переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было
только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за
работою; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих
покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собою в Рим, где В.
стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего
покровителя заказ написать картину "Венера и Грации". Когда Карл V
(1531) восстановил власть Медичисов во Флоренции, В. отправился туда к
герцогу Александру, большому почитателю живописи, и был принят и помещен
наилучшим образом. Во дворце герцога В. написал несколько картин и
портрет Александра, а вскоре затем получил занятия
архитектурно-декоративные, к которым он обнаружил большую способность.
Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при
торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить
разные декоративные постройки. В эту эпоху своей жизни В. написал для
монастыря св. Клары в Ареццо картину "Благовещение"; в Лувре находится
картина В. такого же содержания (Lа sаluтатiоn аngеliquе) и даже,
вероятно, та самая, которая была в Ареццо. В 1537 г. Александр Медичи
был злодейски умерщвлен и В. снова остался без покровителя; но так как
он, несмотря на свой только двадцатипятилетний возраст, уже приобрел
большую известность, то стал получать различные приглашения. После
многих поездок он в 1540 г. работает в Болонье над картиной "Трапеза св.
Григория", которая по сочинению, и отчасти по исполнению, считается
одной яз лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье и представляет
для потомства еще тот интерес, что все лица этой картины суть портреты
современников В. и все они поименованы в его книге. В работал
чрезвычайно быстро, но, кроме того, он пользовался помощью многих
молодых художников, имена которых он сохранил для потомства. К
сожалению, достоинство таких произведений, из которых иные только
прочерчены и едва протерты краской, не позволяют хвалить поспешность
художника. В. не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным
удовольствием описывает все свои работы в самых мелких подробностях.
Несмотря на то, что В. был хороший рисовальщик, в его фигурах
встречаются неправильности. Колорит же его вообще холодный и части
картины не гармонируют между собою. Сочинение картин в редких случаях
идет далее внешности, а глубины чувства нигде не видно.
весьма изобретателен по части декоративных построек, он не всегда был
счастлив в монументальной архитектуре. Ему приписывают такие ошибки, что
при переделке многих зданий он не умел понять характера старинных
архитектурных форм, и делал добавления, которые шли с ними в разрез. Что
касается до вновь построенных им зданий, то за некоторыми из них
признают своеобразную красоту и оригинальность. Постройка для папы Юлия
III в Риме и здание Uffizii во Флоренции, начатое Вазари, много говорят
в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит совокупность
зданий, составляющих дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.
то он его исполнил насколько мог добросовестно. Когда часть рукописи
была готова, он передал ее Аннибалу Каро, который помог ему своими
замечаниями и советовал довести работу до конца. Позже монах Маттео
Фаэтани; обладавший литературным образованием, по поручению В. сделал
существенные, по собственному признанию автора, поправки в ней. По этим
причинам книга была окончена только в 1550 г., но и тогда В. не был
доволен ею, а продолжал собирать дополнительные сведения о деятельности
художников, которых жизнь он описывал. Только через 18 лет после первого
издания, его сочинение приняло тот окончательный вид, в котором дошло до
нашего времени; это второе издание украшено портретами художников.