Виньи


Виньи (Альфред dе Vignу) - знаменитый французский писатель
романтической школы. Последний представитель старинного дворянского
рода; род. 27 марта 1799 г., умер в 1863 г. 16-ти лет он поступил на
военную службу и оставался в ней до 1828 г. Полный военного энтузиазма и
традиционной в его семье преданности Бурбонам, В. не сделал, однако,
блестящей военной карьеры; ему не пришлось изведать ощущений поля битвы;
но зато долгая жизнь среди солдат показала ему оборотную сторону
военного быта и тяжесть военной дисциплины. Свои наблюдения он изложил
впоследствии в "Sеrviтudе ет grаndеur мiliтаirе" - одной из самих
искренних и глубоких книг, написанных о войне и об армии. Все досуги
своей офицерской жизни В. посвящал рано проснувшейся в нем страсти к
поэзии; первые стихотворения его относятся к шестнадцатилетнему
возрасту, и около того же времени он завязал сношения с некоторыми из
первых адептов романтизма. Он стал писать критические статьи в органе
зарождающегося романтизма "Lа мusе Frаnсаisе" и издал в 1822 г. первый
небольшой сборник своих стихотворений. В 1824 г. вышла "Элоа", в 1826 г.
стихотворений. Господствующий тон этих произведений - грусть,
байроновское разочарование, сознание одиночества "высоких душ" среди
непонимающего их человечества, возведение на пьедестал самопожертвования
и идеальной любви. Основание известности В. положила поэма "Элоа". Как
ни кажется устарелым теперь воспевание идеальных ангелов с человеческими
чувствами, красота и поэтичность образа, воспетого Виньи, спасают его от
забвения. Подобно всем поэтам того времени, Виньи занят мыслью о небе, в
котором он как бы ищет воспоминания о своем божественном происхождении;
подобно им же, он не отказывает в слезе участия падшим ангелам. Элоа -
чистый херувим, рожденный из слезы Христа над могилой Лазаря. Кто-то
шепнул ей про страдания падших ангелов - и она жаждет внести отраду в
мрачную жизнь отверженных небом созданий. Ее безотчетная тоска и
зарождающееся в ней земное чувство изображены с большой красотой.
Блуждая в раздумье среди облачных сфер, Элоа попадает в царство демона и
видит духа зла. Печать страдания на его лице привлекает ее, и она
говорит ему слова участья и любви. Он на минуту тронут и почти готов
раскаяться, но злоба берет верх и заведомо вероломными клятвами он
пленяет Элоа, которая решается последовать за ним в неведомые ей сферы.
Изобразив в Элоа падение душевной чистоты, В. рисует в "Моisе"
одиночество духовного величия на земле. Гениальный Моисей тяготится
своим превосходством над людьми и, превознося Бога за его милости, молит
его о смерти. Другие поэмы Виньи на библейские темы поэтичны, но
введенные в них образы расплывчаты и отвлеченны, как вообще создания
романтиков. Таковы напр. "Lа fемме аdulтеrе", "Lа fillе dе Jернте"; тем
же характером отличается "Неlеnа", сюжет которой заимствован из
современной поэту греческой жизни. Между лучшими пьесами можно еще
назвать "Lа nеigе". "Lе Тrаррisте", и два юношеские стихотворения: "Lа
Drуаdе" и "Sумета", напоминающие Андре Шенье.
достоинству только литературными друзьями поэта; его интимно поэтическое
творчество не могло проникнуть сразу в большую публику. Первый большой
успех выпал на долю В. в 1826 г., когда появился его исторический роман
"Сinq-Маrs". Он сразу разошелся в большом количестве изданий, был
переведен на все европеисте языки, в том числе на русский, что в
особенности льстило самолюбию автора; во всех углах Европы
чувствительные дамы плакали над судьбой благородного героя. В. сам знал,
что он обязан успехом книги скорее непониманию публики, чем истинному
литературному достоинству романа, и часто говорил, с привычной ему
иронией, что он написал "Сinq-Маrs", чтобы заставить читать свои стихи.
Задумав (под влиянием Вальтер Скотта) роман в Испании, среди треволнений
лагерной жизни, В. написал его вернувшись во Францию и прочтя
предварительно, как он сам говорит, около 300 книг и рукописей. Но
взявшись за роман, который он называет историческим, В. прежде всего
изгоняет из него историческую правду. Для него искусство - не
толкователь истории, а ее заместитель. Вместо живых лиц В. выводит
отвлеченных представителей той или другой идеи. Кроме того, роман полон
несообразностей: Мильтон представлен, например, декламирующим у Нинон де
Ланкло в обществе Корнеля и т.п. Но, при общей слабости романа,
отдельные эпизоды очень хороши, как напр. история Urваin Grаndiеr,
поэтический образ Мари Гонзаг и др. Настоящим событием было, в свое
время, первое представление (24 октября 1829 г., на сцене французского
театра) "Отелло", переведенного В. (в стихах) и познакомившего
французскую публику с истинным Шекспиром, без "поправок" во вкусе Дюси.
Для молодой романтической школы это было торжеством, подготовившим
появление и успех "Эрнани".