Водевиль


Водевиль. Франц. слово Vаudеvillе происходит от слова Vаuх-dе-Virе,
т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье
Басселена, который здесь впервые стал слагать юмористические песенки,
названные водевирами, а позднее водевилями. В ХV и ХVI стол. эти
песни-водевили, слагавшиеся неизвестными авторами в
сатирическо-юмористическом духе по поводу разных событий политической
жизни, сделались очень популярными во Франции и распевались бродячими
певцами, между прочим, на мосту Пон-Нёф в Париже (отсюда их стали часто
называть пон-нефами). Иногда, впрочем, В. не имел сатирического
содержания и являлся простой застольной веселой песнью. Как лучшие
слагатели В. песен в ХVIII в. известны Пирон, Панар и Коллэ, печатавшие
их в "Аlмаnасн dеа Мusеs". В 1792 - 1793 гг. появились две книжки:
"Соnsтiтuтiоn еn vаudеvillеs" (Меrснаnт) и "Lа Rерuвliquе еn
vаudеvillеs", в которых новые учреждения изображались в юмористическом
виде.
произошло не ранее ХVIII века. Антрепренёры ярмарочных театров вставляли
иногда в пьесы подходящие песенки-В. С 1712. года Лесаж, Фюзелье и
Дорневаль начали сочинять пьесы с водевилями, Лесаж издал сборник:
"Тнеатrе dе lа Fоirе оu L'Ореrа Сомiquе, соnтеnаnт lеs меillеurеs
рiесеs, qui оuт ете rерrеsеnтееs аuх fоirеs dе Sаinт Gеrмаin ет dе Sаinт
Lаurеnт. аvес unе тавlе dе тоus lеs vаudеirillеs ет аuтrеs аirs етс."
(Париж, 1721 - 37). В 1753 г. Вадэ сделал первую попытку специально
заказать музыку к сочиненной им пьесе: "Lеs Тгоquеurs". Седэн, Ансом,
Фавар и др. последовали его примеру; музыку для них писали Гретри,
Филидор, Моасиньи и др. Мало помалу новая музыка вытеснила мотивы старых
водевилей: стали появляться пьесы переходного типа, которые не совсем
правильно были названы комическими операми (вероятно, от имени театра
Ореrасомiquе, где впервые они стали даваться). По мере того как
разговорная часть в этих пьесах увеличивалась и действие стало
прерываться только вставными куплетами, этот новый жанр драматических
произведений вылился в той своеобразной форме, которую без существенных
изменений сохранил современный В. В 1792 г., когда была провозглашена
свобода театров, в Париже была открыта специальная водевильная сцена,
которая и называлась Тнеатrе Vаudеvillе. Из водевилистов, произведёния
которых имели успех в эпоху первой империи и реставрации, назовем
Дюпати, Дезожье, Баяра, Мельвиля и знаменитого Скриба, который считается
творцом В. новейшей формации; позже в том же жанре прославился Лабиш. В.
до настоящего времени остается своеобразным продуктом французского
еsрriт, нося на себе отпечаток легкой элегантной парижской жизни, с ее
красивой, жизнерадостной чувственностью и тонкой, ничего не щадящей
остроумной фразой.