Воображение


Воображение. - Всякое воспринятое впечатление оставляет известный
след, который может возобновиться и тогда у нас является воспоминание.
То, что является в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ
в психологии употребляется не только для воспоминания зрительных
впечатлений, но и для слуховых и др., можно сказать образ мелодии,
осязательный образ известного осязательного впечатления. Образ есть
копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней
слабостью, бледностью в сравнении с действительным впечатлением, а
иногда по живости приближается к реальному впечатлению. Способность
воспроизведения впечатлений и есть то, что иные называют воображением
воспроизводительным, в отличие от В. построительного. По исследованиям
английского ученого Гальтона, способность воображения различна, смотря
по расе. Возраст и пол также имеют значение: оно более развито у детей,
чем у взрослых, у женщин более, чем у мужчин. Каждое чувство имеет
соответствующие образы; есть, след., зрительные, слуховые, осязательные,
двигательные и пр. образы. В наших мыслительных процессах мы можем
пользоваться или всеми видами образов, или прибегнуть к одному только
виду. Существуют различные типы индивидуумов по отношению к их
способности воображения. К индифферентному типу относятся лица, у
которых ни один вид образов не развит более других. Когда они стараются
припомнить какое-нибудь лицо, в их уме возникают форма и цвет фигуры так
же ясно, как и звуки его голоса; воспроизведение зрительных образов у
них одинаково с воспроизведением слуховых образов; к зрительному типу
относятся лица, которые в своих размышлениях употребляют по преимуществу
зрительные образы. У других типов преобладают слуховые и двигательные
образы. Один образ вызывается в нашем сознании другим на основании
ассоциации. Основных законов ассоциации три. Во 1-х, закон ассоциации по
смежности, который так формулируется: образы, которые постоянно
возникали вместе, связываются так тесно, что, когда впоследствии один из
них возникает, то другие также стремятся возникнуть вместе с ним. Во
2-х, ассоциация по сходству: один образ стремится вызвать другой, с ним
сходный (напр., портрет вызывает образ оригинала). В 3-х, ассоциация по
контрасту. Один образ стремится вызвать другой, противоположный
(богатство - бедность).