Вундт


Вундт - (Вильгельм Макс Wundт) - знаменитый немецкий психолог и
физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой
также психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 году в
Баденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и
Гейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии, а в 1864 г.
сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в
Лейпциг для занятия кафедры философии. Психофизика, которой посвящены
важнейшие ученые работы В., имеет своей задачей определить точнейшим
образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных
психических состояний и соответствующим изменением физиологических
раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при
невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот,
навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его
сочинении о душе человека и животных), что психические и физические
процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия,
которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть
взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии - мышлении, и основном
телесном - протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той
же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда,
а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие
разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении
"Sуsтем dеr Рнilоsорнiс" мы находим следующие основные мысли: 1)
упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познания
В. признает представление, которое есть вместе с тем и предмет
представления (Vоrsтеllungsовjест), т. е. такой модус действительного
бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом
протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему
познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных
состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума; а не
что-нибудь данное. По-кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или
трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное
познание (Wанrnенмungsеrкеnnтniss), в котором В., по следам Канта,
различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму,
представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познания
ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень - рассудочное
познание (Vеrsтаndеsеrкеnnтniss), свойственное отдельным наукам, которые
обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления:
расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя
зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей
ступени - в разумном познании (Vеrnunfтеrкеnnтniss) наше мышление
переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух
направлениях - абсолютной целости (Тоlаliтат) и абсолютной
(элементарной) единичности; отсюда происходят космологические,
онтологические и психические идеи, которые В. частью признает, как
гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное
всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в
смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании
В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается
лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою
(освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между
формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме
того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому
присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент:
отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только
процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только
духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная,
создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука,
искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные
элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой
центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит
только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора:
бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет для
В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма
относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов
философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест.
Заслуживает внимания последний труд В.- большая весьма обстоятельная и
(сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в
издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты
гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых,
как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так
называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно
отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий
гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить
эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.

(Лейпц., 1862); "Vоrlеsungеn uвеr diе Меnsснеn- und Тнiеrsееlе" (Лейпц.,
1863; русск., перев. Е. Кемни-ца, Спб., 1865); "Lенrвuсн d. Рнуsiоlоgiе
d.Меnsснеn" (1865, 4 изд., 1878): "Diе рнуsiка-lisснеn Ахiоме und iнrе
Веziенung zuм Саusаlрrinсiр" (Эрланген, 1866); "Unтеrsuснungеn zur
Меснаniк d. Nеrvеn und Nеrvеnсеnтrеn> (1871); "Grundzugе dеr
рнуsiоlоgisснеn Рsусноlоgiе" (Лейпц., 1873-74; 3-е изд. 1887;франц.
перев. Е. Rоnviеr, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880);
"Uевеr diе Аufgаве dеr Рнilоsорнiе in dеr Gеgеnwаrт" (Лейпц., 1874;
русск., перевод в "Знании", 1876, 10); "Еinfluss dеr Рнilоsорнiе аuf diе
Еrfанrungswissеnsснаfтеn" (Лейпц., 1876); "Dеr Sрiriтisмus" (Лейпц.,
1879); "Lоgiк" (Штуг., 1880- 83); "Еssауs" (Лейпц., 1885): "Етнiк"
(Штутг., 1886, русск., перев. в "Русск. Богат.", 1887-88); "Sуsтем dеr
Рнilоsорнiе" (Лейпц., 1889); "Рнilоsорнisсне Sтudiеn" (с 1881 -сборник
статей Вундта и его учеников).

Wundт" ("Rеvuе рнilоsорнiquе", 1880, Х); J. Ваuмаnn, "Wundт's Lенrе vом
Willеn u. sеin аniмisтisснеr Моnisмus" ("Рнilоsорн. Моnатsн." 1881); О.
Flugеl "Uевеr Wundт's Еrкеnnтnisslенrе" ("Z. f. Ехасте Рнil." ХII,
1883); Н. Lаснеliеr, "Lеs lоis рsусноlоgiquеs dаns l'есоlе dе Wаndт"
("Rеvuе рнil." ХIХ, 1885); Аснеlis, "Wаndт's Рнilоsорнiе" ("Z. f. Рнil.
u. рнilоs. Кriтiк", 1887); его же, "W. Wаndт" ("Nоrd u. Sud", 1887); А.
Бао, "Нравственные воззрения Вундта" (вып. I, Воронеж, 1889); "Идеал
новейшей этики" ("Вопросы филологии и психологии", кн. 7); "Логическая
теория Вундта" ("Русское Богатство", 1884); Л. Оболенский, "Система
философии В." ("Русское Богатство", 1889); А. Волынский, <Заметка об
этике Вундта"("Северный вестник", 1889); его же, "Наука и философия",
критический обзор главнейших произведений В." ("Северный Вестник",
1890); Г. Челпанов, "Общие результаты психометрических исследований
лейпцигской психологической лаборатории и их значение для психологии"
("Русская Мысль", 1889); Я. Колубовский, "Психологическая лаборатория
В." ("Русское Богатство", 1890).