Вход


Вход Господень в Иерусалим - событие из последних дней земной жизни
Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы
богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со
всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от
прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о себе,
как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его
царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко
ценилось и ценится на Востоке. В. произошел 9 нисана. Ученики, чтобы
выразить свое высокое почтение к своему Учителю, сняли с себя плащи и
сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу
свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это
было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествие
двинулось чрез гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117
псалма): "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!
Осанна в вышних!" Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо и
громко зарыдал (екlаusеn, по выражению евангелистов) при мысли о гибели,
ожидающей город (Ев. от Луки, ХIХ, 42 - 44). Торжественная встреча
Христа возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ее
устройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети ученикам
твоим!" Христос, пользуясь обычным в Иудейской литературе выражением,
отвечал им: "Если они умолкнут, то камни возопиют". Когда шествие
приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен был
необычайным волнением. - "Кто это?" - спрашивали жители, и приверженцы
Христа восторженно отвечали: - "Это Иисус, пророк из Назарета
Галилейского". По обычаю, Христос направился к храму и там дети,
вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: -
"Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили Его внимание
на это, то Он отвечал им: - " Разве вы никогда не читали: из уст
младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". Событие это празднуется в
так называемое вербное воскресенье. Ср. Иннокентия, "Последние дни жизни
Иисуса Христа"; Фаррара, "Жизнь Иисуса Христа"; Дидона, "Иисус Христос"
(оба сочинения имеются на русском языке).
воскресение), совершался в Москве особенно пышно в ХVI веке. Крестный
ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к
собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании
установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и
начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и
крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными
цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.); самые великолепные деревья
были при патриархе Иоакиме, работы немецкой и стоили несколько сот
тогдашних рублей. Патриарх сидел на осляти, которое вел за узду царь, в
одежде и регалиях первого наряда. По возвращении крестов к Успенскому
собору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г.
обряд этот был ограничен, а с кончиною патриарха Адриана совсем
прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы,
для раздачи в Успенском соборе.