Вагнер


Вагнер (Рихард Wаgnеr). - В истории музыки этот германский композитор
занимает весьма крупное место. Он один из тех немногих музыкальных
деятелей ХIХ столетия, которые произвели своими операми сильное
музыкальное движение во всех цивилизованных странах. В настоящее время
подражание В. стало почти всеобщим, при чем последователей, т.е. тех,
которые приняли принципы Вагнера, стараясь при этом сохранить свой
собственный музыкальный облик, гораздо менее, чем слепых подражателей.
Из первых следует указать на Верди ("Отелло"), Массенэ, Серова.
Вагнеризм в настоящее время вошел в такую моду; что у профанов это слово
стало синонимом всего сложного и трудно понимаемого в музыке. В
сущности, оперные принципы В. не представляют явления совершенно нового.
В продолжение более трех столетий у оперных композиторов то музыка брала
верх над драмою, то драма над музыкою. Вагнер, в продолжение своей
многолетней художественной деятельности, постоянно стремился к созданию
идеальней оперы, в которой целью выражения должна быть драма, а
средством - музыка. Разумеется, к такому идеалу стремились композиторы и
до Вагнера, но он довел это стремление до крайних пределов. Его оперная
форма сильнее охватывает драму, имея с нею неразрывную органическую
связь, представляя из себя нечто цельное, закругленное, не распадающееся
на арии, дуэты, хоры, ансамбли. В., считая либретто одним из главнейших
факторов оперы и обладая стихотворным даром, сам писал тексты для своих
произведений, которые и давали желаемую форму его музыкальной
иллюстрации. Некоторые из его текстов, как напр., к опере
"Моряк-скиталец", представляют законченные поэтические произведения. Дав
своим образам в тексте характерные очертания; он всегда стремился к
тому, чтобы эти образы, благодаря музыке, получили еще более типичности
и рельефности. Идея возвращаться в опере к мелодии, связанной с
характеристикой лица или драматического момента - идея реминисценций -
ни в каком случае не может быть приписана только В. Она применялась
многими композиторами ранее, применялась и современниками В., еще в то
время, когда этот композитор не заставил о себе говорить. Но у В. прием
тематизма получил небывалое до него широкое применение. Каждое
действующее лицо, в особенности в последних произведениях В., имеет свой
мотив, который сопровождает это лицо в продолжение всей оперы,
подвергаясь видоизменениям, сообразно характеру драматических ситуаций.
Таким образом музыкальная драма В. покрывалась тематическою сетью. В
первых своих операх В. прибегал к реминисценциям, не разрабатывая
характеризующих мотивов. В операх среднего периода деятельности, как,
например, в "Лоэнгрине", даже "Тристане", руководящие мотивы
(Lеiтмотivе) применяются уже с большим разнообразием. В тетралогии
"Кольцо нибелунга" и в "Парсивале" тематизм применен В. с чрезвычайной
последовательностью. К сожалению, благодаря этой последовательности,
музыка нередко производит впечатление чего-то механического. Обладая
широким мелодическим даром, В. во всех своих произведениях, несмотря па
отсутствие округленных форм, производит впечатление обаятельное. Его
мелодия выразительна, разнообразна и своеобразна. Стараясь в своей
музыке приблизиться к характеру речи, он преимущественно придерживается
певучего речитатива или так называемого ариозного пения. Его мелодии, в
особенности в последних произведениях, находятся в прямой зависимости от
верной и осмысленной декламации речи. В. в своих творениях является
высокоодаренным гармонистом. Его оркестровый аккомпанемент, передающий
ощущения действующего лица, чрезвычайно красив, интересен и выразителен
в гармоническом отношении и по оркестровым краскам. Придавая в опере
большое значение оркестру, В. выказал себя в этой области замечательным
симфонистом. Его нововведения в оркестре хотя и не практичны в том
смысле, что переходят установившуюся во всех театрах норму в составе
оркестра, но в художественном отношении совершенно правильны. Духовые
инструменты он стал применять не по два, как прежде, а по три,
вследствие чего явилась возможность получать трезвучия одного тембра. В.
- натура самобытная, и эта самобытность сказалась во всех деталях его
творений: в оперной концепции, мелодии, гармонии и симфонической части.
В чем можно упрекнуть В., так это в некотором однообразии ритма,
выкупаемом, однако, другими крупными достоинствами.
много противников. Причина этого лежит в непомерных длиннотах его
обширных произведений, которые, несмотря на чудные красоты, усваиваются
с трудом и слушаются не без утомления. Посвятив всю жизнь реформе оперы,
Вагнер словом и делом служил своему искусству. Прекрасно владея пером,
он в своих литературных сочинениях ясно и красноречиво изложил глубокие
взгляды на искусство. Обладая необычайным капельмейстерским дарованием,
он был мощным пропагандистом как своих произведений, так и тех, которые,
по его убеждению, составляют драгоценный вклад в сокровищницу
музыкального искусства. Германия считает В. своим национальным
композитором, и она вполне права. Вагнер, в продолжение многолетней
своей композиторской деятельности, стоял на чисто германской почве и
неустанно работал на пользу процветания национального искусства. Все его
оперы, а в особенности "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Нюрнбергские
мейстерзингеры" охватывают своим чисто национальным духом.