Вебер


Вебер родился 18-го декабря 1786 года. Нельзя сказать, чтобы он в
молодости прошел систематическую и строгую музыкальную школу. Рано начав
заниматься музыкой, В., вследствие постоянных странствований его отца,
погруженного в разные музыкальные предприятия, был лишен возможности
систематически заниматься у какого-нибудь одного преподавателя. Чуть ли
не первым учителем игры на фортепиано, у которого В. занимался более
продолжительное время, был Гёшкель, затем по теории - Михаил Гайдн.
Первые произведения В., появившиеся в печати в 1798 году, были маленькие
фуги. Затем В. был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более
основательно теорию композиции В. впоследствии прошел с аббатом
Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера.
Первым сценическим опытом В. была опара: "Diе Маснт dеr Liеве und dеs
Wеins". Хотя В. в ранней молодости писал много, но первый успех выпал на
его долю, благодаря опере "Dаs Wаidмаdснеn" (1800). Опера 14-тилетнего
композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге.
Впоследствии В. переработал эту оперу, которая, под названием
"Сильвана", до сих пор держится на многих оперных германских сценах.
Написав оперу "Ретеr Sснмоll und sеinе Nаснваrn" (1802), симфонии,
фортепианные сонаты, кантату "Dеr еrsте Тоn", оперу "Абу Гассан" (1810),
он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал. Популярность
его началась с 1814 года, когда он сочинил воинственные песни на стихи
Теодора Кернера: "Luтzоws wildе Jаgd", "Sснwеrтliеd" и кантату "Камрf
und Siеg", по случаю битвы при Ватерло. Написанные затем в Дрездене
юбилейная увертюра, мессы в еs и g кантаты имели гораздо меньший успех.
Еще в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет "Фрейшютца"; но только в
1819 т. он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Киндом.
"Фрейшютц", поставленный в 1821 г. в Берлине, вызвал положительный
фурор, и слава В. достигла своего апогея. "Наш стрелок попал прямо в
цель", писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивленный произведением
В., говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что В.
следует писать одну оперу за другой. До "Фрейшютца" в том же году была
поставлена "Прециоза" Вольфа, с музыкою В. По предложению, сделанному
венской оперой в 1822 г., В. написал "Эврианту"(в 18 месяцев). Но успех
оперы был уже не столь блестящий, как "Фрейшютца". Последним
произведением В. была опера. "Оберон", после постановки которой в
Лондоне, в 1826 г., В. скоро умер. В 1861 г. воздвигнут В. памятник в
Дрездене, работы Ритшеля.

1828); "Каrl Маriа vоn W. Еin Lевеnsвild", Макса Мария фон В. " (1864);
"Wевеrgеdеnквuсн" Кохута (1887); "Rеisевriеfе vоn Каrl Маriа vоn W. аn
sеinе Gаттin" (Лейпциг, 1886); "Снrоnоl. тнематisснеr Катаlоg dеr Wеrке
vоn Каrl Маriа vоn W. " (Берлин, 1871).
фортепиано и оркестра, ор. 11, ор. 32; "Соnсеrт-sтuск", ор. 79; струнный
квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10;
концертный дуэт для фортепиано и кларнета, ор. 48; сонаты ор. 24, 49,
70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, концерт для кларнета,
аndаnте и rоndо для фагота и оркестра, концерт для фагота, "Аufоrdеruug
zuм Таnz" ("Inviтатiоn а lа dаnsе") и др.