Веласкес


Веласкес (Vеlаzquеz, Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва), наряду с
Б. Э. Мурильо, знаменитейший из испанских живописцев, род. в Севилье в
1599 г. Отец его, происходивший из португальского семейства, лет за сто
пред тем переселившегося в Андалузию, предназначал будущего художника
для судебной или литературной карьеры, но, в виду обнаружившейся в нем
страсти к рисованию, не мешал ему сделаться живописцем. В. учился сперва
у Франсиско Херреры Старшего, а потом у Франсиска Пачеко, дочь которого
вскоре сделалась его женою. В мастерской Пачеко будущий великий
живописец занимался больше всего изображением голов с натуры, обращение
же с красками он усвоил себе этюдами плодов и живности, также с натуры.
К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: "Продавец
воды" (наход. у лорда Веллингтона), "Поклонение волхвов" (в лонд. Нац.
галерее) и "Поклонение пастырей" (в Мадридском музее) - картины, уже
замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще
несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. В
1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые
произведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэта
Гонгоры (в Мадридском музее). В следующем затем году, В. был удостоен
заказом изобразить короля Филиппа IV верхом на коне и столь удачно
исполнил эту работу, что удивил ею весь двор и приобрел себе титул
королевского живописца. В 1627 г., по конкурсу с Кахесом, Нарди и
Кардучо, он написал картину: "Изгнание мавров" и получил звание
гофмейстера. Знакомство с Рубенсом во время приезда последнего в Мадрид,
в 1628 году, возбудило в В. желание посетить Италию. Проведя в этой
стране около 3-х лет (1629 - 1631), он изучал и копировал произведения
Тициана, П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело и
антики в Риме. Это путешествие произвело перемену в мастерстве
художника: стиль его сделался более свободным и блестящим, колорит менее
темным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Первыми
произведениями этой второй манеры В. были: "Кузница Вулкана" (в
Мадридском музее), "Одежда Иосифа" (в Эскурьяльском дворце) и два вида
виллы Медичи (в Мадридском музее); за ними следовал ряд других
великолепных картин, каковы напр. : "Взятие Бреды" (в Мадридском музее),
"Усопший Спаситель" (в монастыре С.-Пласидо, в Мадриде) и многочисленные
портреты королей Филиппа III, Филиппа IV, их супруг, инфантов и инфант,
герц. Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. В 1634 г..
знаменитый художник получил почетное звание королевского
гардеробмейстера, в 1643 году - камердинера и в 1642 - 44 гг.
сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. В конце 1648 г.
он отправился вторично в Италию, с поручением закупить картин и разного
рода художественных предметов для дворца, посетил главные итальянские
города и написал в Риме мастерский портрет папы Иннокентия Х (в палаццо
Дориа, в Риме). С возвращения В. из этой поездки в Мадрид (1651)
начинается третий период его творчества, к которому относятся, между
прочим: "Св. Семейство", известное под названием Lоs Меninаs, "Ковровая
фабрика", "Св. Антоний и Павел" (все три в Мадридском музее) и многие
портреты. Будучи сделан в 1652 г. королевским обер-гофмаршалом, В.
исполнял эту хлопотливую должность с редкою добросовестностью, хотя она
и отнимала много времени от его художественных занятий, и в 1660 г.
сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с
королем Людовиком ХIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой
Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так
утомило художника, что он заболел, и вскоре по возвращении своем в
Мадрид скончался, 6 августа 1660 года. Как замечено выше, В. был
живописец-натуралист в лучшем значении слова. Он обладал тайной, при
помощи самых простых средств и приемов, воссоздавать жизнь во всей ее
правде, простоте и вместе с тем обаянии - тайной, которая и в наши дни
приводит в изумление. Писанные им портреты отличаются верностью
характеристики изображенных физиономий, передачей индивидуального типа,
выражения национальной гордости и чувства достоинства. Натура отражается
в них, как в зеркале; в них нет и тени какой-либо условности. Теми же
высокими достоинствами отмечены и другие произведения великого мастера.
В особенности бесподобны портреты и картины его последней, третьей
манеры, в которых он эскизно, без густой накладки красок, воспроизводит
трудные и тонкие эффекты освещения и воздушной перспективы. Чтобы вполне
изучить гениального художника, необходимо побывать в Мадриде, где в
одном музее находится 61 его картина, в том числе самые главные. Однако,
его произведениями могут гордиться и другие европейские галереи. У нас,
в Императорском Эрмитаже, имеется пять несомненно подлинных работ В. :
портреты Филиппа IV, во весь рост и грудной, герцога Оливареса, также в
двух экземплярах, в рост и грудной, и этюд головы папы Иннокентия Х, для
портрета галереи палаццо Дория. В. оказал на живопись своей родины
большое влияние, и в числе его учеников были Мурильо,
Карреньо-де-Миранда, Пареха, Масо-Мартинес и др. выдающиеся испанские
мастера. Как на лучшие биографии В. можно указать на сочинения: С.
Jusтi, "Diеgо Vеlаzquеz und sеin Jанrнundеrт" (Бонн, 1888, 2 т.); W.
Sтirling Махwеll, "Vеlаzquеz und sеinе Wеrке" (перев. с английского,
Берлин, 1856) и Раul Lеfоrт, "Vеlаzquеz" (общедоступный труд, входящий в
состав серии книжек: "Lеs Аrтisтеs сеlевrеs").