Генерал


Генерал-бас (Рundамеnтuм, Ваssаs соnтinuns - лат., Fоndамеnто, Ваssо
соnтinао - итал., Ваssе fоndамеnтаlе, Ваssе снiffrее - французск.,
Веziffеrтеr Ваss - нем.)
под нотами которого ставятся цифры, обозначающие интервалы, на которые
отстоят ноты верхних голосов от лежащих под ними нот нижнего голоса. По
мере того, как меняются интервалы между верхним и нижним голосами,
меняются и цифры. Цифры под басом, заменяющие ноты, долженствующие
находиться над ним, требуют меньше времени для письма и, по своей
условности, занимают гораздо меньшее место. Этот сокращенный способ
письма в особенности пригоден для быстрого набрасывания сочинения в
эскизе. Нота с нулем обозначаете ноту без аккорда, нота без всякого
знака - необращенное трезвучие, цифра 6 в генерал-басе обозначает
секст-аккорд (первое обращение трезвучия), 4/6 - кварт-секст-аккорд
(второе обращение трезвучия), 7 - необращенный септ-аккорд, 5/6 - первое
его обращение, 3/4 - второе обращение, 2
обращение, 4/5
знаком перед ней обозначает случайный знак, поставленный у верхней ноты
интервала. Хроматический знак без цифры обозначает хроматически
измененную терцию. Изобретение Г.-баса относится к началу ХVII ст. г
приписывается Людовику Виадана. Игра по данному басу, по мнению историка
Кизеветтера, была известна даже в конце ХVI ст. В прошлых столетиях
Г.-бас считался наукою и был синонимом науки о гармонии. Многие
сочинения не выписывались полностью, а заключали мелодию и цифрованный
бас, по которому играющий должен был подыскивать гармонизацию. Так в
особенности писался речитатив. В ХVIII ст. и начале ХIХ ст. в Г.-басе
обозначались все детали сочинения, при чем, разумеется, он потерял свою
практическую цель, требуя много места и времени для письма. На Г.-бас
следует смотреть как на стенографию. Называть Г.-бас наукой о гармонии
настолько же странно, насколько странно называть стенографию
грамматикой. О Г. басе писали Филипп-Эмануил Бах, Тюрк, Готфрид Вебер,
Ложье и мн. др. Н. Соловьев.