Гильдии


Гильдии - у древних германцев так назывались общественные пиршества,
которыми сопровождались заключение брака, поминки и т. п. события, в
особенности жертвоприношения богам. Из древнегерманских саг видно, что в
важнейшие праздники все свободные германцы сходились, на три дня, в
определенном месте. Первый день предназначался для суждения об
общественных делах, второй - для суда, а третий был днем
жертвоприношения и общего пира. В первое время распространения
христианства Церковь сильно восставала против общественных пиршеств, как
явлений, связанных с языческим культом; новокрещаемые должны были
отрекаться не только от дьявола, но и от гильдий его. Искоренить этот
обычай, однако, оказалось невозможным, и потому представители Церкви
(напр. Григорий Великий) старались сообщить ему христианский смысл,
придать Г. вид древне-христианских агап. Г. стали справляться во славу
христианского Бога и христ. праздников, вблизи христианских храмов.
Равным образом и на пиршествах по поводу поминовения умерших
прославление их посредством застольных тостов уступило место молитве о
спасении их душ. Хотя до сих пор не найдено никаких следов
существования, в связи с древнегерманскими пиршествами, какой-либо
корпоративной организации, но так как общественные пиршества всегда
составляли принадлежность позднейших гильдейских союзов, то связь между
ними и древнегерманскими гильдиямипиршествами, весьма вероятна. Во
всяком случае Г., в позднейшем смысле слова, были первыми и самыми
обширными объединениями, заменившими древнейшие родовые союзы и
принявшими на себя некоторые из задач, впоследствии перешедших к
государственной власти. Всякая германская Г. в одно и то же время
задавалась целями религиозного, нравственного, юридического и
политического свойства; но уже в древнейшую пору большинство Г.
выдвигали на первый план одну какую-либо цель. Сообразно этому все Г.
можно подразделить на две основные группы: духовные и светские.
увеличилось, но особенно размножились они в ХIV - ХV вв. Так, в Кельне
их было около 80, в Любеке около 70, а в Гамбурге свыше 100. Каждая
гильдия избирала себе какого-либо святого, в качестве патрона, и по
имени его называлась. В члены Г. поступали духовные и миряне, мужчины
(братчики) и женщины (сестры). Последние принимали участие в религиозных
церемониях и в общих пирах, но не допускались к суждению о делах Г. От
вновь поступавшего требовалось ручательство членов Г. в его
нравственности, известный взнос в гильдейскую кассу и клятвенный обет
подчиняться постановлениям Г. Г. имела свою церковь или алтарь и свой
дом, где несколько раз в году происходили общие собрания членов и общие
пиры. Все, касающееся пира, было определено в статутах Г. с особенною
подробностью. Во главе Г. стоял старшина (gеrеfа, аlтеrмаnn, sеniоr,
sеnатоr), у которого были помощники для заведования делами
экономическими и судебно-административными, а также особые лица
(ключники), распоряжавшиеся пиршествами. Суд Г. производился на
собраниях членов. Всякое дело члена Г., прежде внесения его в
обыкновенный суд, непременно должно было пройти через гильдейский суд,
который мог, по желанию истца, разрешить его и окончательно. Наказания,
налагавшиеся по гильдейскому суду, были: штрафы деньгами, медом и воском
и исключение из Г. Члены Г. должны были помогать друг другу в случае
пожара, кораблекрушения или др. несчастий. Г. выдавала своим членам
пособия на путешествия к Святым Местам, а также в случаях нужды.
Погребение члена Г. совершалось за ее счет: она же заботилась о мессах
за упокой души. В ХIV и ХV вв. между Г. стали различаться колядные Г.
(Каlаndsgildе - вероятно, назывались так оттого, что обыкновенно
собирались 1-го числа каждого месяца, в Календы) и благочестивые
братства. Благочестивые братства ХIV - ХV века представляют ту
особенность, что цели их, по-прежнему строго религиозные,
специализовались. Поддержание на алтаре свечей в известном количестве,
поддержание той или другой церкви, или известной ее части, как то
церковной крыши, покровительство школярам, пилигримам и вообще
путешественникам, устройство для них госпиталей, кладбищ и проч., -
таковы специальные задачи, которые принимали на себя отдельные братства.