Гораздо


Гораздо менее многочисленны были светские Г., но роль их была
несравненно более значительна. Светские Г. могут быть подразделены на Г.
оборонительные, политические и промысловые. Оборонительные гильдии к
задачам духовных Г. присоединяли взаимную оборону членов от насилия и
несправедливостей, причиняемых могущественными феодалами и, вообще,
людьми посторонними. Возникновение оборонительных гильдий относится к
той эпохе, когда королевская власть пала и ее атрибуты были перенесены
на территориальных владельцев. Каролинги отнеслись в оборонит. Г.
неблагоприятно; не было расположено к ним и духовенство, насчитывавшее в
своей среде немало феодальных владельцев. Вследствие этого в Германии и
во Франции оборонительные Г. не заняли юридически прочного положения. Но
в Англии оборонительные Г. уже в IХ в. получили значительное развитие,
особенно благодаря покровительству Альфреда Великого. Наибольшего
развития оборонительные Г. достигли в Дании, где они возникли в ХI - ХII
вв. Политические Г. главной своей целью имели, по-видимому, поддержание
первенствующего политического и социального значения своих членов. Сюда
могут быть отнесены Г. древних патрицианских родов, существовавшие в
Кельне, Страсбурге, Цюрихе и др. Промысловые Г., в свою очередь,
распадаются на Г. купеческие и ремесленные. Купеческие Г. впервые
появились в Англии. В Лондоне и Иорке они существовали еще в
англо-саксонский период; в др. городах Англии они особенно
распространились при Генрихе II, Иоанне и Генрихе III. В ХIII в.
начинается усиленное их развитие в Германии, Дании, Франции и др.
странах. В средневековой Германии было мало обще-купеческих Г., но
чрезвычайно много Г. торговцев отдельными товарами, в особенности
суконщиков. В нижненемецких приморских городах возникли чужекупеческие
Г., в состав которых входили шкипера и купцы, торговавшие с одним и тем
же городом; подобные Г. были и в др. странах. Очень скоро выработался
принцип, что только те лица могут в данном городе заниматься торговлей,
которые состоят членами купеческой Г., и, вместе с тем, что членами
купеческой Г. могут быть только купцы. Таким образом принять в число
членов купеческой Г. было равносильно разрешению заниматься торговлей. К
Г. перешел суд, полицейский надзор за производством торговли и
организация ее. Содержание монопольных прав купеческой Г. часто
передавалось словом Ганза, хотя термин этот имел и другое значение.
Характер купеческих гильдий имели большие английские торговые компании
(Меrснаnтs оf тне Sтарlе и Меrснаnт Аdvеnтurеrs), появившиеся в ХIII и
ХIV ст., также как и многочисленные rеgulатеd сомраniеs, возникавшие с
ХVI ст. Последние имели своей задачей регулировать спрос и предложение,
а в особенности оберегать от переполнения и понижения цен иностранные
рынки, на которые сбывались главные предметы английской оптовой торговли
- сукно и шерсть. Купеческие Г. в свое время сослужили большую службу
торговле и городам, но уже в ХVI в. монопольные их права в притязания
приходят в столкновение с новым строем жизни. Окончательно они падают
после Французской революции. В настоящее время Г. называются иногда в
Германии, Англии и Сев. Америке общества взаимного вспоможения или
благотворительные.
(Вильда, Гирке, Ницш в др.); новейшие исследователи (Гегель, Гросс,
Белов) признают, наоборот, что Г. возникли в городах. Ср. Wildа, "Dаs
Gildеnwеsеn iм Мiттеlаlтеr" (1831); Тоаlмin Sмiтн, "Еnglisн gilds, wiтн
а рrеliм еssау ву Lоjо Вrеnтаnо" (Лонд., 1870); Сн. Grоss, "Gildа
Меrсатоriа" (1883); его 'же, "Тне Gild Меrснаnт" (Оксфорд, 1890 г. -
главнейший труд для Англии); Рареnнеiм, "Diе аlтdаnisснеn SснатzRildеn"
(1880); его же, "Еin аiтnоrwеgisснеs Sснатzgildеsтатат" (1888); в
особенности Каrl Неgеl, "Sтаdте und Gilоеn dеr gеrмаn. Vоlкеr iм
Мiттеlаlтеr" (1891). Явления, аналогичные герм. Г., встречаются и на
славянской почве, но они мало исследованы. И у славян поминовения
умерших и жертвоприношения сопровождались общественными пиршествами.
Языческие праздники и здесь слились с праздниками христианскими.
Общественные пиршества назывались братчинами. В Зап. России в ХV в.
явились братства с характером духовных Г.; во второй половине ХVI в.
они, под именем церковных братств, приобретают политический характер.
Несомненные данные о ремесленных братствах в Зап. России (цехах) дошли
до нас от ХVI-ХVII вв. И в настоящее время существуют в Малороссии цехи,
которые, подобно средневековым западноевропейским цехам, вмещают в себе
элементы духовных Г.; так они содержать в церквах ставники (большие
свечи) и т. п. Такие же черты свойственны малороссийским парубоцким или
молодецким братствам. Возможно, что в древнем Новгороде, где в немецком
дворе существовала Г. св. Петра, и русские торговцы составляли подобные
союзы. Источники упоминают про торговые общины, существовавшие при
церквах, имевшие общинные кассы и т. п. Трудно, однако, видеть в них
союзы, аналогичные Г., тем более, что смутные указания источников могут
быть отнесены и к артели, члены которой не только связаны были началами
взаимопомощи, но и весь промысел вели на общий счет. Промысел же в
древней Руси был свободный. Ограничения являются только в московском
периоде в интересах фискальных. Фискальный характер имеют и торговые
общины, тогда же возникшие под именем сотен (гостиные, суконные и т. п.
сотни): их задача заключалась в раскладке податей. Наконец и купеческие
гильдии, явившиеся результатом Петровского законодательства, имеют
значение податных классов.