Гирландайо


Гирландайо (Gнirlаndаiо) - прозвище нескольких итал. (флорент.)
художников, из которых особенно известны два: 1)Доменико Г, (1449 - 94).
Его отец Томазо Бичарди славился в свое время, как искусный золотых дел
мастер; сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды, которые он делал
для головного убора девушек, были в большой моде и что вследствие того
было дано ему прозвище "гирляндщик" (gнirlаndаiо), перешедшее и на его
сыновей и внука. Доменико Г. первоначально готовился быть также золотых
дел мастером, но рано обнаружил замечательные способности к живописи.
Учителем его в ней был А. Бальдовинетти. К самым ранним произведениям
этого мастера принадлежат фрески, исполненные им в Риме, но от этих
работ сохранилось только "Призвание к апостольству св. Петра и Андрея";
затем, фресковый лик блаженного Иеронима в црк. Оньисанте во Флоренции,
на котором все окружающее блаженного Иеронима представляет картину
полнейшего домашнего затишья, в манере тогдашних нидерландских
художников; наконец "Тайная Вечерь" в трапезе Оньисанте, в которой
заметно удачное стремление придать каждому лицу отдельный индивидуальный
характер. Гораздо выше является Г. в фресках часовни Сассетти, в церкви
Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска.
Лучшее из этих изображений - смерть св. Франциска. Торжественное
расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение
сострадательного участия в лицах, и совершенство технического
выполнения, - все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях
на дисках своеобразная манера Доменико Г. не так заметна; при том в них
неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного
цвета. Тем не менее, в числе этих картин встречаются весьма
замечательные, как, напр., "Поклонение волхвов" в церкви флорентийского
воспитательного дома (аgli Innосеnтi). Две Мадонны его работы находятся
в флорентийской акд. Одна из картин, помеченная 1485 годом, "Поклонение
пастырей" с языческим саркофагом, заменяющим ясли. "Посещение св. Девы"
находится в Лувре. "Мадонна" в сиянии с четырьмя святыми, в берлинском
музей. Доменико Г. довел направление искусства своего времени до
особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова -
вот что преимущественно выдается в произведениях Г., а именно помещение
в церковно-исторических изображениях портретов современников для
увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве
зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к
главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в
греческой трагедии. Г. обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний
обычный костюм и окружает их богатой флоретийской архитектурою с умно
рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно
природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в
стенописных работах Г. обличают небывалое совершенство. Г.
усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того он считается
основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. - 2) Ридольфо Г.
(1488 - 1661), сын предыдущего, живописец, ученик своего дяди, Давида Г.
и ФраБартоломмео, подвергшийся потом влиянию Л. да-Винчи и Рафаэля. По
манере он во многом напоминает этого последнего во флорентийский период
его деятельности, как то особенно видно в двух картинах, хранящихся в
Уффициях: "Воскрешение св. Зиновием умершего отрока" и "Перенесение тела
св. Зиновием в Флорентийский собор". Картины замечательны в особенности
по экспрессии голов. Из других произведений Ридольфо Г. известны:
"Увенчание Пресвятой Девы" (Лувр), женская головка (Питти), в церкви
Санта-Спорито во Флоренции, "Несение Креста". В петербургском Эрмитаже
находятся две сомнительные картины Ридольфо Г. : "Св. Семейство" (© 30)
и "Богоматерь с Младенцем" (Кроу и Ковальказелле приписывают их скорее
Микеле да-Ридольфо или Мариано да-Пешиа). В. Ч.