Гойя


Гойя-и-Луциентес (Франциско Gоуа у Luсiеnlеs) знаменитый испанский
живописец и гравер (род. 1746, умер 1828); еще в детстве он обнаружил
необычайные художественный способности; учился у живописца Х.
де-Луцара-Мартинеса, в Сарагоссе; провел юность, полную тревожных
приключений, и в 1765 году попал в Рим, где занимался не столько
живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько
наглядным изучением их средств и манеры. По возвращении своем в Испанию
в 1774 г., он вскоре вошел в славу у соотечественников, благодаря
множеству своих исторических и жанровых картин, рисунков и картонов
(сочиненных для ковровой фабрики св. Варвары), выказавших неисчерпаемое
богатство его фантазии, замечательных по оригинальности замысла и
композиции, пленяющих нежностью, серебристостью, теплотою и
гармоничностью колорита. С большим мастерством писал он также и фрески,
преимущественно религиозного содержания, в которых, однако, заметен у
него недостаток веры и воодушевления. Редкий дар наблюдательности делал
его особенно способным к портретным работам, превосходные образцы
которых можно видеть теперь в мадридском музее дель-Прадо. Большинство и
других произведений этого в высшей степени самобытного и национального
художника находится в Испании. За пределами этой страны он известен
преимущественно своими полными ума, патриотизма, иронии и желчи
офортами, составляющими отдельные серии, под заглавием: "Капризы" (1793
- 1798, 80 лист., с композициями, осмеивающими или бичующими пороки
аристократии, инквизиции, монашества и вообще испанских нравов),
"Тореадорство со времен Сида" (около 1801 г., 80 лист.), "Пословицы" (18
лист., служащих продолжением "Капризов") и "Бедствия войны" (1810 -
1815, 80 лист., со сценами из ужасов франц. нашествия на Испанию при
Наполеоне I). Кроме этих серий, Г. выгравировал крепкой водкою немало
других рисунков собственного сочинения, а также эстампов с картин горячо
любимого им Веласкеса. Не смотря на свой независимый образ мыслей и
саркастическое отношение к высшим сферам общества, талантливый художник
был в милости у королевского двора и пользовался всеобщим почетом; в
1780 г. мадридская академия св. Фернанда избрала его в свои члены, в
1786 г. он получил титул королевского живописца, и хотя в 1793 г. был.
удален из Мадрида за принадлежность свою к партии герцогини Альбы, но
вскоре возвратился из изгнания; в 1795 г. завял пост президента
вышеупомянутой академии, а в 1799 году удостоен звания первого
придворного живописца. Последние годы своей жизни с 1823 года он провел
в Бордо. См. Сн. Уriаrте, "Вiоgrарнiе dе G." (Париж, 1867); Р. Lеfоrт,
"Frаnсisсо G., етudе вiоgrарнiquе ет сriтiquе" (Париж, 1877) и
монографию М. В. Ватсон: "Франциско Г." (в "Вестнике изящн. искусств.",
т. II).