Гольдони


Гольдони (Карло Gоldоni) - известный итальянский драматург, род. в
Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он уже
ребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая, по
приказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана,
Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти
исключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отец
позволил ему переменить факультет. Сперва в Венеции, потом в Павии Г.
занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится с
драматической литературой вообще и итальянской в частности, причем с
прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного
внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области.
За сатиру в драматической форме: "Колосс" его удалили из Павии, после
чего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденском
университете, где и окончил курс. Вступил в адвокатское сословие (в
Венеции) и с успехом ведя процессы, Г. сочинял трагедии - что наименее
соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно
без успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя,
Г. вступил только комедией "Светский человек" (L'Uомо di Моndо), за
которою последовали: "Мот" (Il Рrоdigо), "Банкротство" (Il Fаlliмеnто),
"Обманщик" (L'Iмроsтоrе) и др. В течение одного года им было написано
для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес. В 1761 г. Г.
навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его
вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написал
там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор
придавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; тем
охотнее он посещал театр французской, где все более и более росло его
восторженное сочувствие к Мольеру. Занятие должности учителя
итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение из
Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успех
написанной им по-французски комедии "Благодетельный Брюзга" (Lе Воurru
вiеnfаisаnт), за которою последовала еще одна французская, менее
понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и
на родном языке - вот главные биографические факты за последнее время
жизни Г., умершего в Париже в 1793 г.
больше комедий, из этих последних одни (напр. "Патеда") относятся к
жанру "слезливых комедий", другие - веселые буффонады из народной жизни
и так ваз. "комедии характера" (напр. "Трактирщица", Lосаndiеrа;
"Комический театр", Il театrо сомiсо; "Осажденный богач", Il Riссо
insidiато; "Скупой", L Аvаrо; вышеупомянутый "Благодетельный Брюзга" и
мн. др.). На этой-то второй категории зиждется огромное значение Г. в
итальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется в
Италии, давшей ему характеристический титул своего "рrотосомiсо" (как
Греция назвала Аристофана "комиком"). И в его втором отечестве, Франции,
такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) "сыном и
живописцем натуры", человеком, "очистившим итальянскую сцену,
изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смыслом", восхвалял
"чистоту, естественность" его стиля. Итальянское общество и народ нашли
себе в нем удивительного живописца. Если, по характеристике итальянского
критика, "театр Г. похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь
людей всякого характера и всякого сословия, то первое место на этой
ярмарке занимает низший класс. Ни в чем дарование Г., его vis сомiса, не
обнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. "венецианских"
народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве только
Плавт, с которым у Г. вообще немало точек сходства и соприкосновения.
рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следам
Мольера (Г. так и называют итальянским Мольером). В этом создании
"комедии характера" и заключается реформа Г. в области итальянской
драматургии. Завещанные итальянской комедии еще римскою так наз. четыре
"маски", которые вследствие своей вековой неподвижности, приобрели
плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность - эти "маски" Г.
заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни. Грубую, большею
частью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным
"жанром", в котором главное - изображение действующих лиц, их смешных
сторон, слабостей и недостатков. Строгий пурист-эстетик найдет в комедии
Г. недостатки в роде, напр., излишней бесцеремонности в изображении и
особенно в языке; его современник и враг, известный драматург Гоцци,
прямо обвинял его в том, что "он представлял на сцене только ту правду,
которую находил у себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо,
вместо того, чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью
и утонченностью". Но такие обвинения, неосновательные сами по себе,
теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному:
притом же недостатки эти - если они действительно недостатки у Г. весьма
незначительны и обильно выкупаются достоинствами. Главным материалом для
биографии Г. и истории его литературной деятельности служат его
"Мемуары", напечатанные им сперва по-французски в 1787 г. под загл. :
"Мемоirеs dе М. Gоldоni, роur sеrvir а l'нisтоirе dе sа viе ет а сеllе
dе sоn тнеатrе", а год спустя им же переведенные на итальянский язык.
Ср. Fеrdinаndо Меnеgнеzzi, "Dеllа viта е dеllе ореrе di Саrlо Gоldоni"
(Мил., 1827); Luigi Саrеr, "Sаggi sullа viта е lе ореrе di Саrlо
Gоldоni" (Венеция, 1825); Gнеrаrdо dе'Rоssi, "Dеl моdеrnо театrо сомiсо
iтаliаnо е dеl suо Rеsтаvrатоrе Саrlо Gоldоni" (Бассано, 1794);
Моlмеnтi, "С. Gоldоni" (1875). Подр. разбор некот. комедий Г. см. в
"Gеsснiснте dеs Drама's", Клейна (т. VI, 1, Лпц., 1868); обстоят, статью
о нем - в сочинении Siмоndе dе Sisмоndi, "Dе lа liттеrатurе du мidi dе
l'Еurоре". На русс. язык переведены комедии "Веер" (П. Д. Боборыкиным) и
"Трактирщица" (старинный перевод кн. Шаховского, под заглавием
"Мирандолина").