Готфрид


Готфрид Бульонский - герцог Нижней Лотарингии, родился ок. 1060 г.;
старший сын графа Евстафия II Бульонского и Иды, сестры Г. Горбатого,
герцога Нижней Лотарингии, которому он и наследовал в управлении
герцогством. Предание делает его главным начальником первого Крестового
похода, в который он отправился весной 1096 г. в сопровождении братьев
Евстафия и Балдуина, передавши Бульон под залог еписк. люттихскому, для
покрытия расходов по походу. Достигнув Константинополя, он, после
долгого сопротивления, принес имп. Алексею Комнену ленную присягу и
обещал передать ему все города, которые удастся отнять у неверных, с
тем, чтобы тот обязался, в свою очередь, снабжать войско крестоносцев
припасами. В апр. 1097 г. Г. переправился в Малую Азию. В завоевании
Никеи и в большой победе при Дорилеуме (1 июля 1097 г.) Г. принимал
участие, но, судя по рассказам участников самого крестового похода -
Раймунда Ажильского, Фульшера Шартрского и рыцаря, написавшего "Gеsта
Frаnсоrом" - он отнюдь не пользовался еще тогда тем преобладающим
влиянием, какое приписывает ему предание, и уступал по значению Боэмунду
Тарентскому и Раймунду Тулузскому. Только тогда, когда крестоносцы из
Англии двинулись к Иерусалиму, к Г. начинает переходить руководящая
роль, в особенности потому, что идея крестового похода сохраняется у
него в наиболее чистом виде; так, напр., он заодно с войском высказался
против остановки, ради завоевания Триполиса для Раймунда Тулузского, и
торопил крестоносцев к Иерусалиму. Одним из первых он проник в Иерусалим
и не хуже Танкреда проливал кровь сарацин. Однако, когда дело дошло до
выбора короля, то корона была предложена не ему, а Раймунду Тулузскому.
Раймунд объявил, что никогда не будет носить земной короны в Св. земле.
Выбор пал тогда на Г. Но и благочестивый герцог не хотел носить короны
там, где Христос был коронован терновым венцом, а довольствовался
титулом заступника Гроба Господня. Когда егип. султан узнал, что
трехсоттысячное войско крестоносцев, взявшее Антиохию, уменьшилось до 20
тыс., он двинулся против них с войском в 400 тыс. человек. Г. напал на
него в долине Аскалона, и победа, которую он здесь одержал, отдала всю
Обетованную землю (за исключением немногих городов) в его власть. Он
поставил патриарха, основал два соборных капитула, выстроил монастырь в
долине Иосафата и всячески поддерживал притязания духовенства: даже
Иерусалим он принял в лен от патриарха (1100). Организовать государство
ему не пришлось; 18 июля 1100 г. он умер и тело его было погребено рядом
с гробом Спасителя. Кипрское продаже ХIII в., сохранившееся у Жана
д'Ибелина в так назыв. "Иерусалимских Ассизах" Верхи, палаты,
приписывает Г. кодификацию "кутюмов" крестоносцев, под названием
"ассиз"; эти записи хранились, будто бы, у Гроба Господня ("Lеттrеs du
S. Sерulсrе"). Указанное предание предполагает с самого начала стройную
феодальную организацию ленников в коммунальный строй городов; но такому
представлению об Иерусалиме противоречат рассказы Вильгельма Тирского и
английского паломника Сеавульфа, посетившего Палестину в 1112 - 13 гг.;
они свидетельствуют, что страна обезлюдила и была разорена. К тому же в
трактатах кипрских юристов упоминаются и излагаются ассизы, связанные с
именами королей Амальриха и Балдуина, но имя Г. не встречается.
Вероятнее, что "Письма гроба Господня" были собраны воедино лет 70 - 80
спустя после смерти Г. "Письма" погибли при взятии Иерусалима Саладином,
в 1187 г., и тогда феодальное право на Востоке опять превратилось в
устное предание, в кутюмы. До нас и ассизы, в кутюмы Иерусалимского
королевства дошли в смешанном пересказе кипрских юристов, не имевших
официального значения. Ср. v. Sувеl, "Gеsснiснте dеs еrsтеn Кrеuzzugs"
(Лпц,., 1881); Frовоеsе, "Gоттfriеd vоn Воnillоn" (Берл., 1879).
Некритическую попытку спасти традицию о Г. Бульон. сделал Моnniеr:
"Gоdеfrоi dе Sооillоn ет lеs аssisеs dе Jеrusаlем" (П., 1874).