Готье


Готье (Тнеорнilе Gаnтiеr) - знаменитый франц. поэт романтической
школы, род. в Тарбе, близ испанское границы, 31 августа 1811 г. умер 23
окт. 1872 г. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на
темперамент поэта, сохранившего во всю жизнь, проведенную почти
исключительно в Париже, тоску по югу и то, что он называет в своей
автобиографии "un fоnd меridiоnаl". Получив блестящее гуманитарное
образование, Г. начал с живописи и, состоя учеником в мастерское Риу,
сделался ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около
идола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на
представлениях "Неrnаni", Г. принимал самое энергическое участие,
предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Г.,
его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма;
воспоминанием о них преследовали Г. долго после того, как он перестал
выражать свое литературное мировоззрение внешними признаками. В 1830 г.
вышел первый томик стихотвор. Г.: "Роеsiеs", внешнему успеху которого
сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в
романтический сеnасlе, как называл себя кружок молодых энтузиастов
нового направления. Ближайшими друзьями Г. были Жерар де Нерваль,
Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они
живут по поэзией, завтракая одой и обедая балладой. "Мы верили тогда",
писал Г. Сент-Беву, вспоминая об этом времени, "мы любили, мы
восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания
искусства". К периоду 1830 - 1886 гг. относятся многие из самых
известных произведений Г. - его поэма "Аlвеrтus" (1832), романы: "Lа
Jеаnе Frаnсе" (1834), "Маdемоisеllе dе Маuрin" (1835), "Fоrтаniо"
(1838), "Unе lаiме dа diавlе" (1839), а также первая часть "Grотеsquеs".
В "Аlвеrтns" Г. примкнул к самому крайнему романтизму, по выбору сюжета
и его обработки, представляющей квинтэссенцию романтической
приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но
уже в "Jеunе-Frаnсе", сборник различных новелл, Готье вносит в общее
течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности,
умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля; одна из
самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника - известный
рассказ "Un nid dе rоssignоls". В "Сомеdiе dе lа Моrт", составляющей,
вместе с некоторыми другими стихотворениями, второй сборник
стихотворений Г., поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от
мертвых тайну жизни и смерти. Из других пьес, сборника некоторые, как
напр., "Тневаidе", "Теnевrеs", отмечены беспричинной мрачностью, которую
романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но на ряду с
ними есть грациозные и естественно поэтичные пьесы, как "Соquет теriе
роsтнnме", "Lа Саrаvаnе", "Lа Снiмеrе", "Lе Sрнini", "Раsтеl". В них
сказывается уже необыкновенная артистичность и отделка стиха,
составляющая главную прелесть поэзии Г. и доставившая ему название "маgi
сiеn еs lеттrеs frаnсаisеs", как гласит Бодлэровское посвящение ему
"Flеаrs dа Маи". Самое законченное поэтическое произведение Г. - его
"Емааl ет Самеер", отводящие ему одно из самых выдающихся мест в
французской поэзии. Сборник этот состоит из 55 пьес, над которыми поэт с
любовью работал в часы досуга последние 20 лет жизни; каждая из них
действительно отделана как драгоценный камень и вмести с тем проникнута
искренностью; все стихотворения связаны с каким-нибудь личным
воспоминанием, с чем-нибудь пережитым.
он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 г. и до самой смерти Г.
вел еженедельный драматически фельетон, сначала в "Рrеssе" Б. Жирардена,
потом в "Jоurnаl Оffiсiеl". Он написал, кроме того, нисколько книг
критического и историколитературного содержания, из которых самая
выдающаяся - "Grотеsquеs" (1844), в которых автор "открыл" нескольких
давно забытых поэтов ХV и ХVI вв., как Биллона, Скюдери, Бержерака,
Сент-Амана, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и
артистически передать духовный облик писателя; стиль книги делает ее
образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами
отличаются его "Нisтоirе du rо маnтisме" и "Rарроrт snr lеs рrоgrеs dе
lа роеsiе frаnсаisе", отличающиеся к тому же, как и "Grотеsquеs",
беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного
фанатизма.
страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу - в том числе
Россию, которой посвящены "Vоуаgе еn Russiе" (1866) и "Тrеsоrs d'аrт dе
lа Rаssiе" (1860 - 63) - и Восток и описавшего свои путевые впечатления
в ряде художественных очерков ("Vоуаgе d'Еsраgnе", "Iтаliа", "L'Оriеnт"
и др.). Они отличаются необычной для большинства путешественников
точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы. В общем Г. - в
истинном смысле слова полиграф, создавший в 40 лет писательской жизни
изумительную массу сочинений на самые разнообразные сюжеты.
Библиографический перечень написанного им (Sроеlвеrсн dе Lоvеiоul,
"Нisтоirе dеs оеnvrеs dе Т. G.", 1887), занимает 2 тома. Конечно, его
драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их,
впрочем, собрана в "Нisтоirе dе l'аrт drаматiqае еn Frаnсе dерuis 25
аns", 1859). Но его романы, описания путешествий, критические
произведения и, главным образом, его стихотворения обеспечили ему
первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное
преклонение пред чистотой и законченностью формы, его терпеливое,
тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его
родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев. "Емаuх
ет Самееs" Г. принадлежат к одной категории с "Роемеs Ваrваrеs" Леконта
де Лиля, "Воnнеur" Сюлли Прюдома и др. Беззаветно преданный поэзии, он
мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь стеснен был
материальными заботами и ненавистное ему журнальной работой. Это клало
отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах
видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нем
поэтические замыслы. Ср. Емilе Веrgеrат, "Тнеорнilе G." (1879);.
Fеуdеаu, "Тнеорнilе G." (1874). На русск. яз. перев. романы "Без вины
виноват" и "Малитона" (в "Библ. для Чтения", 1877).