Гудон


Гудон (Жан-Антуан Ноudоn) - знаменитый франц. скульптор (1741 -
1828). Проведя детство в художественной обстановке школы dеs еlеvеs
рrотеgеs, где его отец был привратником, еще 10 - 12 летним он начал
упражняться в леплении. Вскоре он был принять в ученики акд. живописи и
скульптуры, и в возрасте 15 лет уже получил в награду сер. медаль. В
1761 г., за эскиз барельефа: "Царица Савская", удостоен большой, римской
премии, с правом семилетнего пребывания в Италии на казенный счет. В
Италии исполнил модель для изучения человеческой мускулатуры, обратившую
на него всеобщее внимание а послужившую ему этюдом для статуи Иоанна
Крестителя, а также изваял статуи "Весталка" и "Св. Бруно"; последнее
произведение, отличающееся естественной простотой и пластическим
спокойствием, явилось провозвестником нового направления в скульптуре.
По возвращении в Париж, Г., на, основании исполненных им работ, был
избран в 1769 г. в сопричисленные к акад. живописи и ваяния, а в 1777
г., за мраморную фигуру "Морфей", возведен в звание академика. Первым
значительным произведением Г. по возвращении во Францию был портретный
бюст Дидро, привлекший. к художнику заказы со стороны герцога
СаксенГотского и императрицы Екатерины. Для первого Г. исполнил
несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы - ее бюст
(1773 г.); кроме того, русский посланник при французском дворе, кн.
Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М. Д. и
А. Д. Голицыных (находятся в Богоявленском монастыре, в Москве). Что ему
было доступно изображение нежной наивности и чистой красоты, Г. доказал
бюстом молодой девушки, известным под назв. "Lа Ретiте Lisе" (у г.
Ефруси, в Париже). В парижском салоне 1777 г. число произведений Г.
равнялось половине всех вообще выставленных скульптур, и с этого времени
определилась его роль, как предводителя франц. скульптурной школы.
Гудоновские портреты королевского сем., надгробный памятник гр. Эннери и
барельеф для церкви св. Женевьевы относятся к этой эпохе. В следующие
затем годы исполнены Г. два бюста Мольера, из которых один отличается
идеальностью, а другой, наоборот, реалистичностью, портрет Руссо,
поразительный по сходству и характерности выражения. Однако, ни одно
произведение Г. не имело такого успеха в публике, как воспетая поэтами и
расхваленная художественными критиками статуя "Дианы" (мраморный
экземпляр ее неполн, в 1780 г., нах. в Имп. Эрмит.; бронзовый, исполн. в
1790 г. - в луврском музее, в Париже). Из многих статуй и бюстов
Вольтера, работы Г., особенно замечательна изображающая его сидящим (в
фойе Тнеатrе Frаnсаis в Париже, повторение в Имп. Эрмитаже). В 1785 г.
Г. взял от франц. правительства полугодовой отпуск и отправился в
Америку, дабы изваять, по заказу С. Ам. Шт., статую Вашингтона. По
возвращении своем в Париже, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. В 1792 г.
Г. был избран в адъюнкт проф. акд., затем вступил в члены национального
наст. Имп. Наполеон, покровительствовавший Г., заказал ему свою статую,
которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением
Г. был бюст имп. Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 г. До
1823 г. Г. оставался в должности проф. королевской акад. Кроме выше
упомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы:
"Lа filеusе" (1788), "L'ете" (1785), статуя св. Схоластики (переделанная
в "Философию"); бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина имя.
др. В Имп. Эрмитажи, сверх бюстов Дидро, Вольтера и статуй Дианы и
фернейского философа, хранятся еще бюсты Даламбера и двух малолетних
дочерей кн. Голицына. Воспитанный во вкусах и воззрениях эпохи Людовика
ХV, Г., однако, вскоре примкнул к направлению, поставившему себе задачей
более строгое и правильное вникновение в античные образцы, и, благодаря
значительности своего таланта, достиг самостоятельности, сделавшей его
вождем скульптурной школы в эпоху Людовика ХVI. Его пластические образы
явились полным выражением художественных идеалов этой эпохи и
пользовались восторженным признанием со стороны публики до появления
Давида, псевдоклассицизм которого сменил направление Г. Эта перемена
совпала с его возвращением из Америки. Стараясь приноровиться к новым
требованиям общественного вкуса, он потерял свою оригинальность и впал в
подражательность.