Гюисманс


Гюисманс (Jоris Маrе Нuуsмаns) - современный французский романист,
принадлежащий к семье талантливых живописцев; родился в 1848 г. Своими
первыми романами ("Маrтне", 1879; "Lеs sоеurs Vатаrd", 1879; рассказ
"Sас аu dоs" в "Sоirееs а Меdаn") Г. примкнул к школе Зола, но зашел
гораздо дальше своего учителя в крайностях натурализма и в цинизме
языка, останавливаясь на самых мелочных и отвратительных проявлениях
животной натуры человека. Не без таланта, однако, изображена здесь
пошлая будничная жизнь, производящая утомительное впечатление своим
безнадежным однообразием. В следующие романы: "Еn меnаgе" (1881) и "А
vаu l'еаu" (1882) Г. вносит сильный личный элемент: за действующими
лицами проглядывает автор, художник мизантроп, рассматривающий жизнь как
сплошную пошлость и глупость. Характеристичная черта этих романов -
отсутствие всякого движения; конец оставляет действующих лиц в том же
положены, в котором их застало начало, и все это вместе взятое
производит удручающее впечатление ничтожности жизни, бесполезности
всяких перемен, роковой неудачи всяких стремлений. На этом основном фоне
пессимизма и иронического изображения жизни, выделяется уменье Г.
схватывать и изображать детали - мелкая живопись словами, напоминающая
жанровые картины фламандской школы. В 1884 г. Г. издал роман "А
rевоurs". Из натуралиста автор превращается здесь в полу-мистика,
полудекадента, предпочитающего все искусственное естественному, ищущего
новизны ощущений во всех областях. Герой романа (если можно назвать
романом описание различных настроений при отсутствии всякого намека на
фабулу), Dеs Еssеinтеs, представляет собой продукта современной
утонченной цивилизации, превращающей нервных людей в чистейших
невропатов. Утомленный жизнью, скучающий Dеs Еssеinтеs хочет оживить
свои притупленные нервы и устраивает себе совершенно искусственное
существование, превращая день в ночь и, наоборот, устраивая "симфонии
запахов", "гаммы ликеров", углубляясь в чтение оккультической литературы
и современных символистов и т. д. В изображении этих извращений вкуса Г.
обнаруживает богатство фантазии и яркость красок. Последние произведения
Г. ("Lа Ваrrе" и др.) все более приближают автора к декадентству и,
главным образом, к мистицизму "магов" в роде Сар Пеладана и др. от
натурализма Г. отказался в известном "манифесте пяти" последователей
Золя, протестовавших против своего учителя после появления "Lа Теrrе".
Как художественный критик, Г. выказал большое понимание современных
направлений в живописи (импрессионистов, рlеinаir'истов. и т. д.), с
своей книге: "L'Аrт моdеrnе".