Гассенди


Гассенди или Гассенд (Рiеrrе Gаssеndi) - французский философ (1592 -
1655): был преподавателем риторики в Дине, потом профессором философии в
Э (Аiх, в Провансе). Курс свой он располагал таким образом, что сначала
излагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность. Открытия
Коперника и сочинения Джордано Бруно, а также чтение сочинений Петра
Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Г. в непригодности
аристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий было
скептическое сочинение: "Ехеrсiтатiоnеs раrаdохiсае аdvеrsus
Аrisтотеlеоs" (Гренобль, 1627). От окончания этого сочинения он должен
был отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то
время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ, Бруно и др. Еще
раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где
был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку
в Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Гоббесом
и издал (1631) разбор мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда
("Ерisтоliса dissеrтатiо in quа рrаесiрuа рrinсiрiа рнilоsорнiае R.
Fluddi dетеgunтur"). Позже он написал критически разбор Декартовских
размышлений ("Disquisiтiо аdvеrsus Саrтеsiuм"), поведший к оживленной
полемики между обоими философами. Г. был одним из немногих ученых ХVII
века, интересовавшихся историей науки. Благодаря изучению Эпикура
окончательно сложилось мировоззрение Г., которое он изложил в "Sуnтаgма
рнilоsорнiсuм", вышедшем уже после смерти автора. В 1645 г. Г. занял
кафедру математики в Соllеgе rоуаl dе Frаnсе. В последние годы жизни он
издал две работы об Эпикуре "Dе viта, моriвus ет dостrinа Ерiсuri liвri
осто" (1647) и "Sуnтаgма рнilоsорнiае Ерiсuri" (1649), биографии
Коперника и Тихо де-Браге, историю церкви в Дине. Г. обладал большим
полемическим дарованием: он умел отдать должное противнику, ясно и точно
излагал его теорию, наконец делал весьма тонкие и веские замечания.
Полемика его с Декартом считается образцовой. Философская система Г.,
изложенная в его "Sуnтаgма рнilоsорнiсuм", есть результат его
исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее
Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся
совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Г.
склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в вопросах
теологических. Относительно возможности познать истину он держится
середины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можем
познать не только видимости, но и самую сущность вещей; нельзя отрицать,
однако, что есть тайны, недоступные уму человеческому. Г. подразделяет
философию на физику, предмет которой - исследовать истинное значение
вещей, и этику - науку быть счастливым и поступать согласно с
добродетелью. Введением к ним служит логика, которая есть искусство
правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно
умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод). В
физике своей Г. стоит близко к динамистическому атомизму современных
ученых. Все явления природы совершаются в пространстве и времени. Это
суть "вещей в своем роде", характеризующиеся отсутствием положительных
атрибутов. Как пространство, так и время могут быть измерены только в
связи с телами: первое измеряется объемом, второе - движением тел.
Материю Г. представляет состоящею из множества мельчайших компактных
эластичных атомов; разделенных друг от друга пустым пространством, не
заключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых.
Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи
постоянно), но число форм меньше числа атомов. Г. не признает за атомами
вторичных свойств, как-то запаха, вкуса и друг. Различие атомов (кроме
формы) заключается в различии их главного свойства - веса или
прирожденного им стремления к движению. Группируясь, они образуют все
тела вселенной в являются, следовательно, причиной не только качеств
тел, но я их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так как
атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе
остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только
пребывает связанною, а когда оно приходить в движение, сила не
рождается, а только освобождается. Действия на расстоянии не существует,
и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно
объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые
соприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к телам
одушевленным и неодушевленным. Все предметы обладают душой чувствующей и
хотя бы смутно рассуждающей. Атомы вечны, поскольку вечна вселенная, но
они, как и вселенная, сотворены Богом; по Его же воле они
сгруппировались в тело, ибо как из простого смешения букв не может
возникнуть поэмы, так и из случайной группировки атомов не могли, при
сотворения мира, произойти тела без содействия Бога. В этих последних
положениях заключается отличие Г. от материалистов и атомистов.
Произвольное самозарождение даже в царстве минеральном Г. отрицает:
всякое тело (не родившееся от себе подобного) обязано своим
происхождением семени, предсуществовавшему с сотворения мира - семени, в
котором оно заключалось потенциально, окружающие же условия
способствовали его появлению. Тело, душа чувствующая и душа разумная
составляют единое не вследствие физического единства, но потому что они
предназначены для взаимного дополнения. Чувствующая душа, область
которой есть все тело, воспринимает образы внешних предметов (с помощью
органов чувств) и познает их посредством памяти, сравнения или суждения
и выводов или рассуждения. Э. Р.