Гельдерлин


Гельдерлин (Иоганн-Христиан-Фридрих Ноldеrlin) - выдающийся немецкий
поэт (1770
форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в
нем самое теплое участие. В 1794 - 95 гг. Г. жил в Иене; здесь, в центре
романтического движения, он завязал личные отношения с представителями
нового литературного направления; здесь же у Г. обнаружились впервые
зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось, под влиянием
безнадежной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел
в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых
юных лет был предметом мечтаний, и изобразил ее под именем Диотимы в
своем романе "Гиперион". В 1798 г. Г. расстался с своей Диотимой,
переезжал с места на место и в 1802 г. возвратился на родину с явными
признаками помешательства. Самое крупное из произведений Г. - роман
"Гиперион", представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта
романа - чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так,
что границы между ними совершенно сглаживаются: для Г. только та научная
система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом
прекрасного. Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Г., позднее
получают развитие в филос. системах Шеллинга и Гегеля. В романе
любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно
развитое чувство изящного создали в Г. отвращение к современной
действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих
соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады. Кроме
"Гипериона", после Г. остались еще недоконченная трагедия "Смерть
Эмпедокла" - лирическое стихотворение в драматической форме, служащее,
как и "Гиперион", выражением личного настроение поэта; переводы из
Софокла - "Антигона" и " Царь Эдип" - и ряд лирических стихотворений.
Лирика Г. проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи
просачиваются как бы случайно; в общем настроение Г. - настроение
язычника эллина, благоговеющего пред величием божественной природы.
Стихотворения Г. богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда
нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими
образами, особенно в многочисленных описаниях природы. "Sаммтliсне
Wеrке" Г. изд. в 1846 г.; "Diснlungеn" в 1884 г. (Тюбинг.), с биогр.
очерком Коsтlin'а. Ср. Jung, "Ноldеrlin und sеinе Wеrке" (1848);
Liтzмаnn, "Н' s. Lевеn" (Берл., 1890) и Wilвrаndт, в "Fuнrеndе Gетsтеr"
(Вd. II, 1890).